Цели урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты. Реакции в растворах электролитов»
Задачи:
1. Образовательные:
- Обеспечить восприятие и осмысление понятий: электролит, неэлектролит, ион, диссоциация, гидратация;
- Обобщить и углубить знания учащихся о кислотах, основаниях и солях с точки зрения ТЭД;
- Закрепить навыки составления уравнений электролитической диссоциации, молекулярных и ионных уравнений реакций; совершенствовать навыки планировать и проводить эксперимент;
2. Развивающие:
- Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы, сравнения, выделять главное.
- Развивать умение проводить химический эксперимент.
3. Воспитывающие:
- Способствовать развитию чувства ответственности и коллективизма через игровые и групповые формы работы.
- Прививать интерес к химии.
4. Здоровьесберегающая:
- Закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и приборами
Тип урока: обобщающий.
Форма проведения: урок-путешествие.
Технология сотрудничества
Методы и приемы: фронтальный опрос, работа в группах, лабораторная работа, тестирование.
Оборудование:
- таблица растворимости;
- компьютер
На столах учащихся:
- инструкции по технике безопасности;
- маршрутные листы, в которых учащиеся делают записи;
- пронумерованные конверты с заданиями к каждому этапу;
- реактивы по экипажам: H2О, морская соль, растворы: H2SO4, HCl, , лимонная кислота, Ca(OH)2 , Na2SO4, BaCl2, NaCl c примесью Na2SO4, мраморная крошка, индикаторы
Планируемые результаты обучения
В результате изучения данного материала учащиеся должны:
Знать:
- определение понятий – электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, кислоты, основания, соли
- химические свойства кислот, оснований, солей с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Уметь:
- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;
- составлять уравнения реакций ионного обмена;
- проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства кислот, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;
- пользоваться таблицей растворимости;
- извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента и делать соответствующие выводы.
Подготовка к уроку
До начала урока на столы учащихся разложить инструкции по технике безопасности, маршрутные листы, оборудование и реактивы для лабораторных опытов.
Ход урока
I. МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП
1. Организационный момент
Формирование экипажей, распределение обязанностей между членами группы
2. Мотивационный момент.
Учитель: Ребята, мы заканчиваем изучение темы «Электролиты. Реакции в растворах электролитов», и сегодня мы виртуально отправимся в научно-исследовательскую экспедицию по островному государству «Диссоциация». Будут сформированы 6 экипажей, которые должны будут наблюдать, изучать, делать записи в маршрутных листах и к концу экспедиции весь накопленный материал нужно обобщить и выступить с ним. Давайте продумаем и составим план нашего путешествия.
3. Постановка цели.
Учитель записывает на доске план путешествия и общую цель: познакомиться с «обитателями» архипелага «Диссоциация» и убедиться, что между ними существует генетическая взаимосвязь. Вам предстоит впереди большая работа и поэтому необходимо определить, все ли готовы к данному путешествию
4. Актуализация знаний учащихся
1 этап - Контрольный пункт «Подготовка к путешествию»
Учитель: Морская вода, в отличии от дистиллированной содержит большое количество различных растворенных веществ. Ребята, как вы думаете, изменяет ли это свойства воды?
Задание 1
Даны в 3-х стаканчиках: дистиллированная вода , морская соль (сухая) и раствор морской соли.. Используя прибор для электрической проводимости веществ, проверить какое из веществ будет являться электролитом и как объяснить электрическую проводимость водных растворов электролитов?
Демонстрация опыта: К доске выходят два ученика и проверяют на электрическую проводимость дистиллированную воду, сухую морскую соль и раствор морской соли.
Фронтальная беседа с классом
Вопросы для повторения, обобщение и систематизация основных понятий
- Как вы думаете, почему вода и сухая соль не проводят электрический ток, а раствор соли проводит?
- Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
- С какими типами химической связи вещества относятся к электролитам?
- Что такое электролитическая диссоциация?
- Кто является основоположником ТЭД?
- Каковы основные положения теории электролитической диссоциации?
- Что такое ион?
- Какие ионы называются гидратированными?
- Какие ионы называются катионами?
- Какие ионы называются анионами?
- Что такое степень электролитической диссоциации?
- От каких факторов зависит степень электролитической диссоциации?
- Какие вещества относятся к слабым электролитам, а какие к сильным?
II. ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
2 пункт путешествия – Остров «Электролит», работа в группах
Учитель: Каждый экипаж получает задание, выполнив которое, вы узнаете свою тему для выступления при обобщении в конце урока.
Задание Крестики-нолики
Выбрать ряд веществ электролитов
Для 1, 2 экипажа
CO2 | HNO3 | K2O |
Na2O | HCl | CuSO4 |
NaCl | H2SO4 | СuO |
Для 3, 4 экипажа
Ca(OH)2 | H2SO4 | CO2 |
KOH | Na2O | сахароза |
Ba(OH)2 | CuSO4 | СaO |
Для 5, 6 экипажа
CO2 | HNO3 | AgCl |
NaNO3 | CuSO4 | K2SO4 |
NaOH | СaO | спирт |
Экипажи №1, 2 работают по теме «Свойства кислот с точки зрения ТЭД».
Экипажи №3, 4 работают по теме «Свойства оснований с точки зрения ТЭД».
Экипажи №5, 6 работают по теме «Свойства солей с точки зрения ТЭД».
3 пункт путешествия – архипелаг «Классы неорганических соединений»
Учитель: Успешно преодолев 2 этапа, мы продолжаем наше путешествие по государству «Диссоциация», и следующий пункт, который мы посетим – архипелаг «Классы неорганических соединений».
Лабораторный опыт №1
Задание 1 экипажам №1, 2 – исследование веществ на острове «Кислот».
Ребята у вас на столе находятся растворы: лимонной, серной и соляной кислот. Что объединяет все эти вещества? Как доказать это свойство опытным путем? Записать уравнение диссоциации соляной кислоты.
Задание 1 экипажам №3, 4 – исследование веществ на острове «Оснований».
Во время работы с гашеной известью (Ca(OH)2) рекомендуется обязательно надевать перчатки, чтобы не повредить руки и беречь глаза. Докажите опытным путем, что гидроксид кальция является основанием? Записать уравнение диссоциации гидроксида кальция.
Задание 1 экипажам № 5, 6 – исследование веществ на острове «Солей».
Поваренная соль играет важную роль в жизни человека. На столе в пробирках находятся растворы: щелочи, кислоты, хлорида натрия. Необходимо определить в какой из них – раствор поваренной соли. Записать уравнение диссоциации хлорида натрия.
4 пункт путешествия - остров «Ионного обмена»
Учитель: Итак, мы подплываем к главному самому большому острову государства, здесь расположены крупнейшие промышленные объекты и большие современные города. Экологическая обстановка на острове неблагополучная. Вам предстоит выяснить причины загрязнения атмосферы, воды и почвы, предложить свои методы защиты окружающей среды.
Лабораторный опыт №2
Задание 2 для групп № 1, 2 по проблеме «Повышенное солесодержание почвы»
Минеральная вода одного из источников содержит ионы: Na+, K+, Mg2+, I-, Сl-, SO42-. Какие соли можно взять, чтобы при их растворении образовались эти ионы?
Каждому члену экипажа составить из имеющихся ионов и записать по одной формуле соли.
Задание 2 для групп № 3, 4 по проблеме «Сточные воды»
Сточные воды содержат токсичные вещества, ионы тяжелых металлов.
В виде каких нерастворимых солей можно удалять из сточных вод ионы:
a) Вa2+ б) Pb2+ в) Zn2+ г) Fe3+?
Каждому члену экипажа, используя таблицу растворимости солей, записать по одной формуле вещества.
Задание 2 для групп № 5, 6 по проблеме «Кислотные дожди»
Выброс в атмосферу газов CO2, SO2, NO2, приводит к образованию кислотных дождей. Кислотные дожди могут разрушающе действовать на памятники. Каждому члену экипажа записать по одной формуле кислоты, соответствующей этим оксидам.
Беседа с классом по теме «Реакции ионного обмена»
- Что такое кислоты, основания и соли с точки зрения ТЭД?
- Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде?
- Что такое ионные уравнения химических реакций?
- В чем сущность химических реакций, протекающих в растворах?
- При каких условиях реакции ионного обмена идут до конца?
5 пункт путешествия «Химическая эстафета»
Учитель: На вашем пути встречается речка, через которую переброшен небольшой мостик, пройти по которому может только один человек.
Задания 3 к этапу «Химическая эстафета»
Написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить
превращения по схеме:
Группа №1, 2: Cu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO
Группа №3, 4: Р → Р2O5 → Н3РO4 → Са3(РO4)2→ Н3РO4
Группа №5, 6: Са → СаО → Са(OH)2 → СаСO3 → СаО
Уравнения реакций рассмотреть с точки зрения ТЭД. Каждый член экипажа пишет только одно уравнение и записывает в свой оценочный лист.
Возвращение на контрольный пункт «Подведение итогов экспедиции»
Учащиеся в своей группе обсуждают тему своего задания, полученную в начале урока, делают необходимые записи, схемы и готовят выступление.
III. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
- Комментированное домашнее задание: повторить §35–42, подготовиться к контрольной работе.
- Подведение итогов урока
Рефлексия
Продолжите предложение: Изучая тему «Электролитическая диссоциация»,
- Я узнал …
- Я научился …
- Своей работой на уроке я …