Цель:
- развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа, самоконтроля при письме;
- развитие артикуляторной и мелкой моторики;
- формирование лексико-грамматического строя речи: умения употреблять существительные с количественными числительными 1 – 5;
Оборудование: комплект «Буквы и звуки русского алфавита» (ш и ж), цифровые ряды, сигнальные карточки для обозначения звонких и глухих согласных, мяч, сосновые и еловые шишки для массажа кистей рук.
Ход занятия
1. Оргмомент.
«Угадай песенку» – упражнение на развитие фонематического слуха. Логопед называет звуки, а дети показывают соответствующие движения.
с-с-с – песенка водички: дети имитируют движением рук умывание, не касаясь лица.
з-з-з – песенка комара: руки на локтях, движения кистей рук от себя – «отгоняем комара».
ш-ш-ш – «ползёт уж»: движение руки, имитирующее ползание змеи.
ж-ж-ж– «жужжит жук»: обе руки на локоть, движения пальцев имитируют, как жук шевелит ножками.
2. Артикуляционные упражнения для языка и губ «Заборчик» – «Рупор», «Чашечка» – «Тёплый ветер»
Улыбнуться, обнажив «заборчик» из верхних и нижних зубов, затем вытянуть несколько округлённые губы вперёд – до 5 чередований.
Придать языку форму чашечки, затем убрать его за верхние зубы и подуть: ш-ш-ш тыльной стороной ладони контролируем тёплый воздух.
Прикладываем ладонь к горлу: голосовые складки не вибрируют – «Голос спит». Значит, получился глухой согласный.
Включаем голос при произнесении звука ш – получается звонкий согласный ж.
На доске вывешиваются плакаты из комплекта «Звуки и буквы русского алфавита» – буквы с обозначением звуков.
3. Сравнительная характеристика дифференцируемых звуков
Чем похожи?
Оба согласные, у них одинаковая преграда (артикуляционный уклад), они всегда твёрдые.
Чем отличаются?
Звук ш глухой, а звук ж – звонкий согласный.
4. «Назови ласково». Измените слова так, чтобы в них появились звуки ш или ж.
Дети по очереди называют слова, остальные поднимают сигнальные карточки: синюю карточку с нарисованным жёлтым звоночком для звонкого согласного и синюю без звоночка – для глухого.
ухо (ушко) |
луг (лужок) |
смех (смешок) |
снег (снежок) |
горох (горошек) |
творог (творожок) |
5. Физминутка. Игра с перекидыванием мяча
Логопед называет слог со звуком ш или ж, а ребёнок возвращает мяч, назвав слог с оппозиционным звуком: ша – жа, жи – ши и т.д. Затем называются слова: шить – жить, шок – жёг, нашивка – наживка, крушить – кружить и т.д.
Пальчиковая гимнастика: начиная с указательного, поочерёдно соединяют пальцы с большим пальцем на обеих руках, чётко проговаривая текст.
А теперь посчитаем, сколько у ежа шишек. Дети выбирают из корзинки шишки для массажа ладоней: «Мне сосновую шишку!», «А мне еловую!». Считают их: одна шишка, две шишки… пять шишек. Усложнённый вариант: одна еловая шишка, две еловых шишки… пять еловых шишек. Затем катают шишки между ладонями, проговаривая текст:
У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Работа над словарём: ельник – еловый лес, можжевельник – кустарник.
6. Звуковой анализ.
Дети работают с цифровым рядом: определяют количество звуков в словах шапка, башня, камыши, гаражи, лужок, флажок и выдвигают соответствующую цифру вверх. Затем находят место искомых звуков в слове и называют их соседей.
7. Работа в тетрадях.
Запись проанализированных слов в два столбика по наличию в них звуков ш и ж. Уточняется написание ши и жи. Дети проверяют написанное, глядя на табличку для самоконтроля «жи и ши с буквой и пиши!»
8. Итог занятия. «Оцени свою работу!»:
Сегодня я:
- правильно произносил звуки ш и ж;
- верно угадывал разные песенки;
- правильно менял звуки и писал слова.