Цель: Познакомить обучающихся с историей создания поэмы М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, выявить структурное своеобразие и особенности поэмы. Вспомнить теоретико-литературные понятия.
Задачи:
Образовательные:
- Изучение творчества М.Ю.Лермонтова, поверка знаний учащихся по пройденному материалу.
- Формировать навыки индивидуальной работы, самостоятельности мышления в условиях нетрадиционной ситуации.
Развивающие:
- Развивать речь обучающихся, способствовать умению аргументировано излагать свои мысли.
- Развивать познавательный интерес к изучению творчества М.Ю.Лермонтова
- Развивать умение самоконтроля, самооценки (рефлексии).
Воспитательные:
- Воспитание нравственных качеств (умение сочувствовать герою, сопереживать )
- Воспитание уважительного отношения к литературе.
Тип урока: Знакомство и первичное закрепление нового материала.
Формы работы: Фронтальная беседа, опрос, индивидуальная работа с ЭОР.
Методы работы: частично-поисковый метод, проблемное обучение, игровая технология (элемент урока).
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс с доступом в Интернет для работы с ЭОР , проектор, презентация учителя.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Таблица 1
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1. Организация класса | Приветствие учителя, психологический настрой на работу. | Приветствие учителя. Рабочее место ребенка должно быть готово к уроку (на парте тетрадь, пенал, компьютер включен) | 1 мин. | |
2. Мотивация и целеполагание | Презентация (слайд 2-3) | Вступительное слово учителя о М.Ю.Лермонтове. Учитель озвучивает тему, предлагает детям поставить цель для данного урока. Обобщает и дополняет высказывания детей. | Дети высказывают свои суждения | 3 мин. |
3. Повторение изученного материала | Презентация Интеактивная игра “получи пятёрку” (слайд 4) (слайды 5-22 скрытые) |
Учитель предлагает вспомнить ранее изученные произведения Лермонтова, узнать произведение по иллюстрации, вспомнить сведения по биографии писателя. | Учащиеся, выбрав задание, зарабатывают баллы, которые переводятся в оценку. | 5 мин. |
4. Актуализация знаний | Презентация слайд 5 | Фронтальный опрос по прочитанной
дома поэме “Мцыри”. - Какое впечатление произвела на вас поэма “Мцыри”? -Какие сцены в поэме запомнились? -Каким вы представили себе главного героя? -Какие чувства вызвал у вас герой поэмы? -Каким настроение проникнута поэма? |
Обучающиеся дают ответы на вопросы | 4 мин. |
5. Изучение нового материала | Презентация слайд 6 | Фронтальный опрос: -Что такое эпиграф? -Какой эпиграф взял к своей поэме? Как вы понимаете смысл эпиграфа к поэме “Мцыри”? -Как эпиграф связан с темой и идеей произведения? -В каких произведениях М.Ю.Лермонтова звучит эта же тема? |
Дети начинают работу с компьютером. Читают, отвечают на вопрос. |
Всего 22 мин. 3 мин. |
Презентация слайд 7 Работа с учебной
статьей “История создания поэмы “Мцыри” ЭУМ-И-типа http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ |
-Пройдите по ссылке, познакомьтесь
с историей создания поэмы. - Когда была написана поэма? -Что послужило основой для её написания? |
Учащиеся самостоятельно работают с ЭОР, делают записи, отвечают на вопросы учителя. | 5 мин. | |
Презентация слайд 8 | -Каков сюжет поэмы? -Выдержана ли такая последовательность изложения сюжета в поэме? -Почему так кратко описана жизнь Мцыри в монастыре? -Что узнал о себе Мцыри за три “блаженных” дня? |
Краткий пересказ учащегося. Ответы учащихся |
4 мин. | |
Презентация слайд 9 Работа с учебной статьей “О поэме “Мцыри” ЭУМ-И-типа http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ |
-Пройдите по ссылке, познакомьтесь
со статьей “О поэме “Мцыри”. Ответьте на вопросы: -Определите, как построена поэма. -Что дает для понимания героя вторая глава? -Почему, по-вашему, повествование в последующих главах передано герою? -Как вы понимаете слово исповедь? -Почему Мцыри не сожалеет о своем побеге, который привел к гибели? |
Учащиеся самостоятельно работают с ЭОР, делают записи, отвечают на вопросы учителя. | 6 мин. | |
Презентация слайд 10 Работа с ЭОР П-типа http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ |
-Пройдите по ссылке, выполните задание № 1: определите стихотворный размер поэмы, если вы забыли теорию, нажмите гиперссылку Стихотворные размеры. | Учащиеся самостоятельно работают с ЭОР, определяют стихотворный размер. | 4 мин. | |
6. Подведение итогов урока. | Презентация слайд 11 Работа с ЭОР К-типа http://files.school-collection.edu.ru/ |
-Пройдите по ссылке, проверьте свои
знания по поэме “Мцыри”. -Какие вопросы у вас остались? |
Учащиеся самостоятельно работают с ЭОР, проверяют свои знания. | 3 мин. |
Рефлексия. | Презентация слайд 12 | Составьте синквейн. 2-3 человека зачитывают. |
Учащиеся составляют синквейн, записывают в тетрадь. | 3 мин |
Презентация слайд 13 | Выберите и закончите предложение
(устно) -сегодня я узнал... -на уроке было ... -для меня было сложным... -я почувствовал, что... -я научился... -у меня получилось.... -я смог... -я задумался... -мне захотелось ... |
Учащиеся делают выводы, оценивают свою работу на уроке, заданию вопросы учителю. | 2 мин | |
7. Домашнее задание | Презентация слайд 14 | Учитель объясняет домашнее задание: 1.Выписать в тетрадь цитаты, которые помогут ответить на вопрос: “Какова цель побега Мцыри”? 2.Ответьте на вопрос( устно): Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему? |
Записывают домашнее задание. | 2 мин |
45 минут |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Учебная статья “История создания поэмы
“Мцыри”
|
ЭУМ информационного типа | Работа с ЭУМ Работа с учебной статьей |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ 26d9c2c9-f93b-4c2e-aaf5- 37862de2f339/%5bLI8RK_5-03%5d_%5bTE_01%5d.htm |
2. | Учебная статья “ О поэме “Мцыри” | ЭУМ информационного типа | Работа с ЭУМ Работа с учебной статьей |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ 2fdf3a9f-703b-4be8-9f3c- e6e778b485c6/%5bLI8RK_5-05%5d_%5bTE_01%5d.htm |
3. | Задание №1: Определи стихотворный размер | ЭУМ практического типа |
Работа с ЭУМ Определи стихотворный размер |
http://school-collection.edu.ru/catalog/ rubr/d5a34d74-24e6-43c7- 9606-62d7df7a3262/116512/ ?interface=pupil&class=50&subject=10 |
4. | Тест: проверь свои знания по поэме | ЭУМ контрольного типа | Работа с ЭУМ Тест |
http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/99f94788-c4b7-451e- baa7-5c346c7de11f/index_listing.html |
5. | Презентация-сопровождение урока, интерактивная игра | Презентация с интерактивной игрой, иллюстрациями |