Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». История создания, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция. Стихотворный размер»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: Познакомить обучающихся с историей создания поэмы М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, выявить структурное своеобразие и особенности поэмы. Вспомнить теоретико-литературные понятия.

Задачи:

Образовательные:

  • Изучение творчества М.Ю.Лермонтова, поверка знаний учащихся по пройденному материалу.
  • Формировать навыки индивидуальной работы, самостоятельности мышления в условиях нетрадиционной ситуации.

Развивающие:

  1. Развивать речь обучающихся, способствовать умению аргументировано излагать свои мысли.
  2. Развивать познавательный интерес к изучению творчества М.Ю.Лермонтова
  3. Развивать умение самоконтроля, самооценки (рефлексии).

Воспитательные:

  • Воспитание нравственных качеств (умение сочувствовать герою, сопереживать )
  • Воспитание уважительного отношения к литературе.

Тип урока: Знакомство и первичное закрепление нового материала.

Формы работы: Фронтальная беседа, опрос, индивидуальная работа с ЭОР.

Методы работы: частично-поисковый метод, проблемное обучение, игровая технология (элемент урока).

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс с доступом в Интернет для работы с ЭОР , проектор, презентация учителя.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Таблица 1

Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя Деятельность ученика Время
1. Организация класса   Приветствие учителя, психологический настрой на работу. Приветствие учителя. Рабочее место ребенка должно быть готово к уроку (на парте тетрадь, пенал, компьютер включен) 1 мин.
2. Мотивация и целеполагание Презентация (слайд 2-3) Вступительное слово учителя о М.Ю.Лермонтове. Учитель озвучивает тему, предлагает детям поставить цель для данного урока. Обобщает и дополняет высказывания детей. Дети высказывают свои суждения 3 мин.
3. Повторение изученного материала Презентация

Интеактивная игра “получи пятёрку”

(слайд 4)

(слайды 5-22 скрытые)

Учитель предлагает вспомнить ранее изученные произведения Лермонтова, узнать произведение по иллюстрации, вспомнить сведения по биографии писателя. Учащиеся, выбрав задание, зарабатывают баллы, которые переводятся в оценку. 5 мин.
4. Актуализация знаний Презентация слайд 5 Фронтальный опрос по прочитанной дома поэме “Мцыри”.

- Какое впечатление произвела на вас поэма “Мцыри”?

-Какие сцены в поэме запомнились?

-Каким вы представили себе главного героя?

-Какие чувства вызвал у вас герой поэмы?

-Каким настроение проникнута поэма?

Обучающиеся дают ответы на вопросы 4 мин.
5. Изучение нового материала Презентация слайд 6 Фронтальный опрос:

-Что такое эпиграф?

-Какой эпиграф взял к своей поэме? Как вы понимаете смысл эпиграфа к поэме “Мцыри”?

-Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

-В каких произведениях М.Ю.Лермонтова звучит эта же тема?

Дети начинают работу с компьютером.

Читают, отвечают на вопрос.

Всего 22 мин.

3 мин.

Презентация слайд 7 Работа с учебной статьей “История создания поэмы “Мцыри”

ЭУМ-И-типа

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
26d9c2c9-f93b-4c2e-aaf5-37862de2f339/%
5bLI8RK_5-03%5d_%5bTE_01%5d.htm

-Пройдите по ссылке, познакомьтесь с историей создания поэмы.

- Когда была написана поэма?

-Что послужило основой для её написания?

Учащиеся самостоятельно работают с ЭОР, делают записи, отвечают на вопросы учителя. 5 мин.
Презентация слайд 8 -Каков сюжет поэмы?

-Выдержана ли такая последовательность изложения сюжета в поэме?

-Почему так кратко описана жизнь Мцыри в монастыре?

-Что узнал о себе Мцыри за три “блаженных” дня?

Краткий пересказ учащегося.

Ответы учащихся

4 мин.
Презентация слайд 9

Работа с учебной статьей “О поэме “Мцыри”

ЭУМ-И-типа

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
2fdf3a9f-703b-4be8-9f3c-e6e778b485c6
/%5bLI8RK_5-05%5d_%5bTE_01%5d.htm

-Пройдите по ссылке, познакомьтесь со статьей “О поэме “Мцыри”.

Ответьте на вопросы:

-Определите, как построена поэма.

-Что дает для понимания героя вторая глава?

-Почему, по-вашему, повествование в последующих главах передано герою?

-Как вы понимаете слово исповедь?

-Почему Мцыри не сожалеет о своем побеге, который привел к гибели?

Учащиеся самостоятельно работают с ЭОР, делают записи, отвечают на вопросы учителя. 6 мин.
Презентация слайд 10

Работа с ЭОР

П-типа

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/
d5a34d74-24e6-43c7-9606-62d7df7a3262/116512/
?interface=pupil&class=50&subject=10

-Пройдите по ссылке, выполните задание № 1: определите стихотворный размер поэмы, если вы забыли теорию, нажмите гиперссылку Стихотворные размеры. Учащиеся самостоятельно работают с ЭОР, определяют стихотворный размер. 4 мин.
6. Подведение итогов урока. Презентация слайд 11

Работа с ЭОР К-типа

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/99f94788-c4b7-451e-baa7-
5c346c7de11f/index_listing.html

-Пройдите по ссылке, проверьте свои знания по поэме “Мцыри”.

-Какие вопросы у вас остались?

Учащиеся самостоятельно работают с ЭОР, проверяют свои знания. 3 мин.
Рефлексия. Презентация слайд 12 Составьте синквейн.

2-3 человека зачитывают.

Учащиеся составляют синквейн, записывают в тетрадь. 3 мин
Презентация слайд 13 Выберите и закончите предложение (устно)

-сегодня я узнал...

-на уроке было ...

-для меня было сложным...

-я почувствовал, что...

-я научился...

-у меня получилось....

-я смог...

-я задумался...

-мне захотелось ...

Учащиеся делают выводы, оценивают свою работу на уроке, заданию вопросы учителю. 2 мин
7. Домашнее задание Презентация слайд 14 Учитель объясняет домашнее задание:

1.Выписать в тетрадь цитаты, которые помогут ответить на вопрос: “Какова цель побега Мцыри”?

2.Ответьте на вопрос( устно):

Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Записывают домашнее задание. 2 мин
  45 минут

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА  УРОКЕ ЭОР

Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1. Учебная статья “История создания поэмы “Мцыри”

 

ЭУМ информационного типа Работа с ЭУМ

Работа с учебной статьей

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
26d9c2c9-f93b-4c2e-aaf5-

37862de2f339/%5bLI8RK_5-03%5d_%5bTE_01%5d.htm
2. Учебная статья “ О поэме “Мцыри” ЭУМ информационного типа Работа с ЭУМ

Работа с учебной статьей

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
2fdf3a9f-703b-4be8-9f3c-

e6e778b485c6/%5bLI8RK_5-05%5d_%5bTE_01%5d.htm
3. Задание №1: Определи стихотворный размер ЭУМ

практического типа

Работа с ЭУМ

Определи стихотворный размер

http://school-collection.edu.ru/catalog/
rubr/d5a34d74-24e6-43c7-

9606-62d7df7a3262/116512/
?interface=pupil&class=50&subject=10
4. Тест: проверь свои знания по поэме ЭУМ контрольного типа Работа с ЭУМ

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/99f94788-c4b7-451e-

baa7-5c346c7de11f/index_listing.html
5. Презентация-сопровождение урока, интерактивная игра   Презентация с интерактивной игрой, иллюстрациями