Цель урока:
- Продолжить формирование понятий “химический элемент”, “простое вещество”, познакомить с физическими свойствами и распространением, открытием кислорода и получением.
- Научить правильно, собирать кислород и доказывать его наличие.
- Совершенствовать умения учащихся работать с лабораторным оборудованием соблюдая правила техники безопасности при получении и сборе кислорода, развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Воспитание умения оценивать результаты своего труда, положительного отношения к знаниям.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Методы работы: самостоятельная работа, под руководством учителя.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, маркерная доска, лабораторное оборудование и реактивы для получения кислорода, периодическая таблица, учебник, карточки с заданиями.
Девиз урока: Кислород – это вещество, вокруг которого вращается вся земная химия (Й. Я. Берцелиус).
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса, настроя на восприятие урока.
Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с “Миром удивительного вещества”. А что это за вещество, вам помогут догадаться загадочные картинки.
Слайд 1 (на интерактивной доске появляются картинки, отображающие область применения кислорода - рисунок 1, 2, 3).
Учитель: Что объединяет все эти картинки?
(Учащиеся предлагают свои варианты ответов).
Учитель: Итак, мы сегодня узнаем “Мир кислорода”
Слайд 2,3 (На интерактивной доске появляется девиз урока и тема урока. Учащиеся записываю тему урока в тетрадь).
Учитель: Ребята, какие цели мы должны поставить для себя на уроке, чтобы раскрыть “Удивительный мир кислорода”.
Слайд 4 (На интерактивной доске появляется подсказка “Знать... Уметь... Понимать...Применять...”).
Учитель: Кислород – наиболее распространенный на Земле химический элемент.
Слайд 5 (На интерактивной доске появляется стихотворение)
Он повсюду и везде:
В земле, в воздухе, в воде.
Он и в утренней росе,
И в небес голубизне.
2. Изучение нового материала.
Учитель: для того чтобы разобраться в свойствах кислорода вы должны пройти схему-лабиринт “Общая характеристика кислорода”. Для этого прочитайте §21 учебника (Химия 8 класс/Нурахметов Н. Н., Сарманова К. А., Джексембина К. М, издательство “Мектеп”.) и пройдите по схеме. (Слайд 6)
Схема-лабиринт “Общая характеристика кислорода, распространение кислорода в природе”. (Приложение 1)
Учитель: Мы выяснили что, кислород - это ..... (вывод по правильному ответу к лабиринту).
Учитель: Так как кислорода на Земле много, следовательно, этот элемент очень важен. А важность кислорода определяется его свойствами. Из предложенных физических свойств газов выберите те, которые, по вашему мнению, относятся к кислороду.
(Слайд 7)
Физические свойства газов.
- Газ
- Цвет голубой
- Легче воздуха
- Бесцветный
- Нет вкуса
- Тяжелее воздуха
- Малорастворим в воде
- Запах свежести
- Хорошо растворим в воде
- Нет запаха
- Вкус сладкий
- В жидкое состояние при температуре -183 0С
- В твердом состоянии при температуре -218 0С
- Масса одно литра газа равна 1,43 г (температура 00С, давление 1 атм.)
Учитель: А теперь прочитайте материал учебника параграф 22 стр. 54 (Химия 8 класс/Нурахметов Н. Н., Сарманова К. А., Джексембина К. М. издательство “Мектеп”) физические свойства кислорода и сравните все ли свойства вы правильно, выбрали. О каких ещё свойствах кислорода вы узнали?
Учитель: при изучении следующего раздела вы узнаете:
- Какими способами получают кислород в природе, промышленности и лаборатории;
- Какие вещества и химические реакции используются для получения кислорода;
- Научитесь записывать соответствующие уравнения реакций;
- Научитесь получать кислород и доказывать его наличие.
Слайд 8 (История получения кислорода)
Учитель: Кислород в чистом виде впервые был получен шведским ученым К. Шееле в 1772 г а через два года, не зная об опытах предшественников, кислород был получен английским ученым Джозефом Пристли 1 августа 1774 года. Официально первым опубликовал свои исследования Пристли, и приоритет открытия принадлежит ему. В Англии на одной из площадей г. Лидса стоит памятник ученому. В правой руке он держит линзу, чтобы собрать пучок солнечных лучей, а в левой – тигель с оксидом ртути. Молодой человек сосредоточен и внимателен, ожидает результаты опыта. Это Джозеф Пристли, англ. ученый, запечатленный в момент получения кислорода в своей лаборатории. Французский ученый А. Л. Лавуазье исследовал кислород и доказал, что он является – основным функциональный компонентом кислот. Поэтому он предложил название – “oxygene”, что означает образующий кислоты. Отсюда произошло и русское название кислорода.
2.3.2. (Слайд 9) Учитель: Природный способ - кислород в природе получается благодаря процессу фотосинтеза в растениях на свету.
2.3.3. Учитель: Кислород необходим не только в природе. В промышленности его используют для получения металлов и других необходимых веществ. Для этого кислород необходим в больших количествах. Способы получения, которые используются при этом, так и называются – промышленные.
2.3.4. Получение в лаборатории.
Учитель: В лаборатории получают из сложных веществ, содержащих в своем составе кислород в большом количестве и легко разлагающихся при нагревании. К таким веществам относятся KMnO4, H2O2, KCIO3, HgO. Так как кислород тяжелее воздуха и малорастворим в воде, его в лаборатории собирают вытеснением воздуха или вытеснением воды рис 14,15 учебника страница 55-56, параграф 22. (Химия 8 класс/Нурахметов Н. Н., Сарманова К. А., Джексембина К. М.)
Учитель: Рассмотрим способы получения кислорода из пероксида водорода, оксида ртути(II) и бертолетовой соли. (Видео-опыты на интерактивной доске)
(Учащиеся записываю уравнения реакций, расставляют коэффициенты, определяют тип реакции).
Учитель: Для ускорения реакций иногда добавляют специальные вещества, которые называются катализаторы. Для того чтобы понять, как работает катализатор, предлагаю познакомиться с арабской притчей, которую рассказал в 1941 году королю Дании Христиану Х на церемонии вручения высшей научной награды этой страны биохимик Линдерстрём-Ланг.
Умирал старый араб. Все его богатство состояло из 17 прекрасных белых верблюдов. Перед смертью он собрал своих сыновей и объявил им свою последнюю волю: "Мой старший сын, опора семьи, должен получить после моей смерти половину всех верблюдов, среднему сыну я оставляю треть, а младшему - девятую часть стада". Сказал так и умер. А братья, похоронив отца, стали делить стадо. Но 17 не делится, ни на 2, ни на 3, ни на 9. Помог им старый мудрец. "Выполнить волю отца очень просто, - сказал он. - Я дарю вам своего старого черного верблюда, а вы попробуйте разделить стадо". У братьев оказалось 18 верблюдов. Старший сын получил 9, средний - 6, а младший - 2 из них. Однако, 9+6+2 = 17, черный верблюд оказался лишним.
Вот этот черный верблюд подобен катализатору, он сделал возможным процесс, который без него был бы немыслим, а сам остался без изменений.
Катализатор - это вещество, которое участвует в химической реакции, ускоряет её, но само при этом не расходуется".
Каталитическая реакция - химическая реакция, которая протекает с участием катализатора".
Учитель: И так какими способами можно получить кислород?
(Кислород получают при фотосинтезе, в промышленности из воздуха и в лаборатории из кислородсодержащих веществ при нагревании или действии катализатора).
Учитель: Сейчас мы получим кислород и будем его собирать методом вытеснения воздуха (Перед работой повторяем правила по технике безопасности при работе со спиртовкой и нагревании) (Слайд 10, 11)
Методичка по проведению лабораторной работы.
Приборы и реактивы: Пробирки, штатив, прибор для получения газа, спиртовка, спички, держатель (лапка), перманганат калия.
Получение и сбор прибора: Соберите прибор как показано на рисунке 2 и проверьте его на герметичность. Для этого конец газоотводной трубки опустите в стакан с одой не глубже, чем на 1 см. Пробирку слегка нагрейте на пламени спиртовки. Если при этом в воду выделяются пузырьки воздуха, то прибор собран герметично. После этого можно приступить к опыту.
Четверть объёма чистой и сухой пробирки заполнить перманганатом калия. Около отверстия пробирки поместить рыхлый комочек ваты и закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец газоотводной трубки вставьте в стакан. Соблюдая правила техники безопасности, нагрейте над пламенем спиртовки всю пробирку. Затем постепенно передвигайте пламя спиртовки к тому месту пробирки, где находится перманганат калия. Чтобы проверить полноту заполнения стакана кислородом, поднесите тлеющую лучинку ко дну стакана. Что вы наблюдаете?
(учащиеся выполняют лабораторную работу, следуя правилам по технике безопасности)
Рефлексия.
Учитель: Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Сформулировать предложение вам поможет рефлексивный экран. Закончите следующие предложения. (Слайд 12)
Сегодня я узнал (а) ...
Было трудно ...
Теперь я могу ...
Я понял, что ...
У меня получилось ..
Было интересно ...
Меня удивило ...
Мне захотелось ...
Заключение. (Слайд 13)
Учитель: Достигли ли мы целей урока?
Домашнее задание.
(Слайд 14) §21-22 (Химия 8 класс/Нурахметов Н. Н., Сарманова К. А., Джексембина К. М. издательство “Мектеп”)
Выберете то задание, которое вам больше нравится:
Ответить на вопросы:
- самолет за 9 часов полета расходует до 50 тонн кислорода. Почему его содержание в воздухе не уменьшается?
- Как “перелить” кислород?
- Какие факты доказывают, что кислород хоть и плохо, но растворяется в воде?
Восстанови шпаргалку. Эта шпаргалка (показать старый помятый листок со стертыми записями) была найдена много лет назад в дневнике одного нерадивого ученика. Видно, что пользовались ею не раз, и, к сожалению, с течением времени она пришла в негодность. Помогите их восстановить. Итак, задание: закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты и укажите тип химических реакций:
- ... —>K2MnO4 + ... + O2
- KCIO3 —> KCI + ...
- HgO —> ... + O2
- ... —> H2O + O2
Задача: При разложении 8 г бертолетовой соли (KCIO3) образовался газ, найдите его массу? KCIO3 —> KCI + O2