В последнее время концепция многоязычия стала определяющей в подходе Совета Европы к проблеме изучения иностранных языков. В настоящее время овладение одним или более языками отдельно друг от друга не является целью.
Целью становится развитие такого лингвистического репертуара, где есть место всем лингвистическим умениям. При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций и, конечно, о развитии межкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков. Для достижения данной цели я использую учебно-методический комплект «Горизонты», предназначенный для изучения немецкого языка как второго после английского, который ориентирован на европейские уровни языковых компетенций и с самого начала рассчитан на погружение в языковую среду.
Данная программа позволяет проектировать мои уроки на основе системно-деятельностного подхода, при этом я всегда стараюсь применять мультимедийные презентации, т.к. считаю, что это не только эффективное средство для организации учебной деятельности учащихся, но и необходимый инструмент для достижения поставленных целей в процессе обучения.
В своей работе хотелось бы рассмотреть метод использования презентации на уроке немецкого языка в школе с целью его применения в учебном процессе на основе системно-деятельностного подхода.
Презентация как инструмент визуализации играет важную роль для организации учебной деятельности учащихся, особенно на уроках иностранного языка. так как для восприятия речи изучаемого языка без перевода учащимся необходима наглядная опора.
Создание презентаций требует также творческого подхода со стороны учителя и хорошего знания компьютера, большой предварительной работы: создание слайдов, каждый из которых должен логически вписаться в структуру урока; подбор необходимого раздаточного и дидактического материала.
С помощью презентации повышается темп и производительность деятельности учащихся. Презентация делает урок ярким, запоминающимся, образным, наглядным. Создание уроков-презентаций является творческим стимулом для учителя. Презентации помогают пополнить базу методических разработок уроков. Работа с презентациями заставляет конкретизировать объемный материал и систематизировать полученную информацию.
Проанализируем различные формы работы на примере презентации по теме «Животные», урок № 5, учебник немецкого языка для 5 класса «Горизонты», автор М.М. Аверин и др.
Слайд 2. Визуальная опора при выявлении цели и задач урока.
Слайды 4-9. Учащиеся исполняют песню, выполняя при этом несколько практических задач: отработка произношения, закрепление лексики и грамматической структуры предложений, связь с последующим коммуникативным заданием.
Слайд 10. На слайде речевой образец. Учащиеся работают в парах.
Слайд 11. Учитель показывает на картинку, учащиеся отвечают, что это за животное и кокое оно: большое или маленькое. Учитель обращает внимание на употребление мн. числа. Здесь же учитель просит назвать, какого цвета животные.На этом этапе урока происходит выявление места и причины затруднения. Дети сами определяют проблему и цель дальнейших действий – выучить названия цветов, тем самым, переходя на этап построение проекта выхода из затруднения.
Слайд 12. Реализация построенного проекта. Учитель открывает плакат с изображениями цветов, но названия цветов не даны. Учитель предлагает детям дать названия цветов на английском языке, а затем на основе английского найти самостоятельно необходимый вариант названий цветов на немецком языке. Таким образом, знания не преподносятся в готовом виде, а учащиеся в своей деятельности познают новое, далее переходят на первичное закрепление с проговариванием.
Слайд 13. На слайде фото различных животных. Учащиеся работают в группах. Задача каждой группы самостоятельно с самопроверкой по эталону (плакат с изображениями и названиями цветов) определить цвет каждого животного.
Слайд 14. Просмотр фильма предполагает выполнение следующей задачи, а именно: повторение в новой ситуации происходящего.
Слайд 15. Учащиеся называют вопросы, ответы на которые они давали в течении всего урока. Этот этап является завершающим для подготовительной работы по достижению главной цели урока: развить навыки устной речи в ситуации «Интервью».
Слайд 16. Образец для ведения и сообщения результатов «Интервью».
Cлайд 18. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Дети анализируют, какие умения они приобрели и оценивают себя с помощью таблицы.
Таким образом, каждый этап урока предполагает различную деятельность учащихся, однако этапы связаны друг с другом, выстроены в логической последовательности для достижения цели урока, что образует определённую целостность и единство.
Конспект
Цель урока: развивать навыки устной речи в ситуации «Интервью».
Воспитательные задачи:
- воспитывать ценностное отношение к окружающему миру
- воспитывать культуру общения учащихся
Развивающие задачи:
- научить вести интервью
- развивать компенсаторные умения
Образовательные учебные практические задачи:
- расширить лингвистический кругозор.
Основные учебные практические задачи:
- Исполнение песни о животных
- Введение лексики
- Обучение аудированию с пониманием
- Обучение устной речи в ситуации интервью и комментированию результатов опроса
Ход урока
(Проведение урока сопровождается презентацией в Power Poit)
1. Начало урока
Слайд 2. Цели и задачи урока
Guten Morgen! Wie geht es euch? Ihr habt gute Laune. Es ist super!
Kinder! Wir haben heute eine interessante Stunde. Zuerst besuchen wir ein Zoo, lernen Farben und dann können wir sagen,wie die Tiere sind, sehen einen Film und sprechen darüber und endlich machen wir Interviews und berichten Ergebnisse .Und wer sagt, wie heißt das heutige Thema der Stunde?
Слайд 3. (Tiere). Ja, das Thema heißt „Tiere“.
Речевая зарядка
Слайды 4-9. Исполнение песни. Also, wir gehen in unserem kleinen Zoo und dann sagt ihr, was eure Lieblingstiere sind.
После исполнения отрабатывается РО «Was ist …s Lieblingstier?“
Es gibt 2 Varianten der Antworten: Mein Lieblingstier ist … oder ich mag …
Слайд 9. Каждый уч-ся получает игрушку-животное и отвечает на вопрос :
Hast du einen/ein/eine… ?
+ Nein, ich habe keinen/kein/
keine … .
Ich habe ein/ein/eine … .
Слайд 11. Учитель показывает на картинку, учащиеся отвечают, что это за животное и кокое оно: большое или маленькое.
Ja, die Tiere sind verschieden und sie können groß oder klein werden.
Schaut die Fotos an und sagt, wie sind die Tiere, groß oder klein?
Was für ein Tier auf dem Foto 1? Ist es groß? usw.
Also, wir können schon eine Charakteristik für Tiere geben, aber die Tiere haben unterschiedliche Farben. Z.B., in welcher Farbe ist der Bär? (пробное действие – затруднение)
Was machen wir weiter? Wir lernen Farben.
2. Развитие языковой компетенции. Введение и первичная активизация в устной речи названий цветов
Слайд 12.Учащиеся, опираясь на знания обозначений цветов из английского языка, переходят к таким же цветам в немецком.
Lest Farbenbenennungen auf Englisch und sprecht sie auch auf Deutsch nach!
Also, links ist Englisch, rechts ist Deutsch: was passt zusammen?
Слайд 13. На слайде фото различных животных. Учитель открывает плакат с изображениями и названиями цветов.
Wie sind diese Tiere? (Учащиеся называют животное, какого оно цвета, составляя предлжения с глаголом ед. числа или мн. ч., в зависимости от того, сколько животных на картинке; одно животное или несколько).
Wer ist auf dem Foto 1? Wie ist er?... Wer sind auf dem Foto 8? Wie sind sie? usw.
3. Обучение аудированию на основе просмотра фильма с комментарием
Слайд 14. Учащиеся смотрят фильм о медвежонке и комментируют увиденное.
(Стук в дверь) Wer ist da? Oh, wir haben noch einen Gast! Wer ist das? Der Bär nennt man der Eisbär. Warum? Eisbären wohnen in Arktis, in Eis, darum heißen sie die Eisbären.
Also, das Eis + der Bär = der Eisbär (словообразование)
Unser Gast zeigt uns einen Film über sich. Aber zuerst macht er uns mit neuen Wörter bekannt.
Введение новой лексики
das Eis,- das Geschenk ,- e das Wasser, -
Lest die Fragen und nach dem Film gebt die Antworten auf diese Fragen:
- Wie heißt er?
- Wie ist der Eisbär?
- Wie alt ist er?
- Was mag er?
Knut freut sich über unser Kennenlernen, aber er muss nach Hause gehen und er sagt uns „Tschüs“
4. Развитие речевой компетенции в ситуации «Интервью». Обучение обобщению собранной информации в устной речи
Слайд 15. Учащиеся называют вопросы, ответы на которые они давали в течении всего урока.
Wir können schon vieles. Was machen wir weiter? Können wir Interviews machen?
Also, was könnt ihr schon einander fragen?
Stellt verschiedene Fragen!
Слайд 16. Учащиеся работают в группах, записывая информацию на заранее приготовленном постере.
Hier ist ein Muster. Oben schreibt ihr die Namen, links die Fragen und unten ist ein Muster der Berichte. Ihr kommentiert eure Informationen.
Fragen |
Namen |
||||
|
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
Образец для комментирования результатов опроса:
Anna mag Hamster. Sie hat keinen Hund. Sie hat einen Hamster. Der Hamster heißt Tom. Tom ist grau und klein. Er ist 1 Jahre alt. Er mag spielen.
5. Домашнее задание
Cлайд 17. Задание 12,13 AB
Schreibt die Hausaufgabe auf!
6. Подведение итогов
Cлайд 18.
Was könnt ihr schon? (дети анализируют, какие умения они приобрели и оценивают себя).
Ich kann: (Я могу): |
Das kann ich sehr gut (3) |
Es geht (2) |
Das muss ich noch üben (1) |
Farben benennen (называть цвета) |
|
|
|
über Tiere sprechen (говорить о животных) |
|
|
|
Interviews über Tiere machen (проводить интервью о животных) |
|
|
|
berichten (сообщать результаты опроса) |
|
|
|
Auf Wiedersehen, Kinder!
Источники использованной литературы.
-
- УМК «Горизонты» для 5 класса / М.М.Аверин, Ф.Джин, Л.Рорман
- Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения / Г.Н.Лебедева
- www.images.yandex.ru/