Цели урока:
- повторить изученный
материал, обобщить полученные знания по теме
“Географическая карта и топографический план”,
продолжить развитие целостного географического
мировоззрения.
Оборудование урока: презентация, компьютер, мультимедийный проекор, экран, набор цветных карандашей, атласы, контурная карта.
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня наш урок пройдёт в игровой форме. Тема урока – “Морское путешествие по карте мира” (слайд №1)
Ты только вглядись, и она оживет,
Старинная карта морская:
И лес зашумит, и река потечет,
В далекий поход увлекая.
Диковинных птиц зазвучат голоса,
Над пальмами Солнце заблещет,
И ветер наполнит опять паруса,
И море седое заплещет.
(слайд №2)
Наша флотилия будет состоять из двух кораблей, команды которых должны помочь своим капитанам с минимальными потерями преодолеть сложный путь и добиться успеха! На пути любого путешественника возникает множество преград. Чтобы продолжить свой путь вам нужно будет использовать все свои знания по географии (слайд №3).
Правила игры:
На пути к конечному пункту назначения, вам предстоит сделать 5 остановок. На каждой остановке вы будете получать задание, которое не только поможет вам заработать баллы для своей команды, но и определить место следующей остановки.
Если команда правильно определяет следующий пункт назначения, она получает 2 балла, если неправильно – команда теряет 2 балла.
На каждой остановке вам предстоит пройти испытание, которое позволит вам получить дополнительные 5 баллов.
Не забывайте о том, что только слаженная, дружная работа команды, может привести её к успеху. А вот нарушение дисциплины лишит вашу команду заработанных баллов. За каждое замечание у команды изымается 2 балла.
Победителем становится команда, которая наберёт наибольшее количество баллов.
Прежде чем пуститься в плавание я попрошу капитанов команды представить свою команду.
(Капитан представляется и представляет команду).
Добрый путь! Полный вперед!
2. Игра.
Итак, мы с вами находимся в столице России, СВАО, районе Бибирево, нашей родной школе (слайд №4).
Именно здесь, на суше, капитаны должны доказать, что достойны вести свои команды в дальнее плавание!
Задание для капитана 1 команды:
- Условная линия, соединяющая полюса? (Меридиан)
- Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков... (План местности)
- Совокупность неровности земной поверхности называется... (рельефом)
- Превышение одной точки земной поверхности над другой по отвесной линии? (Относительная высота)
- Самая большая географическая широта? (900)
- Воображаема прямая, проходящая через центр Земли и пересекающая земную поверхность на полюсах? (Земная ось)
- “Адрес” любого объекта на поверхности Земли определяется...(географическими координатами)
Задание для капитана 2 команды:
- Солнце и небесные тела, вращающиеся вокруг него образуют... (солнечную систему)
- Окружность, условно проведенная по поверхности Земли параллельно экватору? (Параллель)
- Уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости при помощи условных знаков? (Географическая карта)
- Воображаемая линия, которая делит Землю на северное и Южное полушария? (Экватор)
- Высота точки земной поверхности над уровнем моря называется... (абсолютной высотой)
- Прибор для определения сторон горизонта? (Компас)
- В каких точках “встречаются” все меридианы? (Северный и южный полюс)
Молодцы! Вы достойно справились с заданием, и теперь командам настало время определить, где флотилия должна будет сделать первую остановку!
ОСТАНОВКА №1: На территории этого островного государства находится крупнейший ледник Европы Ватна-Йокуль; здесь отсутствуют железные дороги и некоторые жители имеют даже небольшие самолёты для местного пользования; координаты крупнейшего вулкана этого острова – 65oс.ш., 20oз.д. (слайд №5)
Правильный ответ: Исландия (слайд №6).
Задание №1. Прочитайте письмо.
“В школе решили организовать поход. Из города по грунтовой дороге мы вышли на тропу. Она привела нас к домику лесника, оттуда по тропе мы пересекли болото, и вышли на поросший кустарником луг. Перед нашим взором предстала река. По мосту мы переправились на другой берег и пошли грунтовой дорогой вдоль берега вверх по течению реки по краю оврага на юго-восток. В этом направлении мы шли 5 километров, пока не достигли заболоченного озера” (слайд №7).
ОСТАНОВКА №2: Основная отрасль экономики этой страны – сахарная промышленность.
Доступ до сети Интернет имеет мизерное количество населения. Для того, чтобы подключить Интернет нужно специальное разрешение, без которого могут посадить в тюрьму на срок до 5 лет! Занимает одно из первых мест по численности врачей (слайд №8).
Правильный ответ: Куба (слайд №9).
Задание №2.
1. Определите, какие части Мирового океана изображены на фотографиях:
(слайд №10)
2. Определите, какие части Мирового океана изображены на космических снимках:
(слайд №11)
ОСТАНОВКА №3: Мы отправляемся к берегам самого жаркого материка на нашей планете. На его территории расположено 38 стран. Мы зайдём в порт государства, в котором:
- 11 официальных языков
- 99,9% жителей страны имеют водительские права
- Впервые был создан бензин из угля
- Вода в кранах страны считается третьей в мире по чистоте и пригодна сразу в пищу
- Самые глубокие алмазные шахты
- Крайняя южная точка этого государства имеет широту 340 ю.ш. (слайд №12)
Правильный ответ: ЮАР (слайд №13).
Задание №3: “Помоги судну”
Корабль, находящийся в точке 300 ю.ш., 700в.д. потерпел крушение, радист передал координаты своего корабля и попросил помощь. В район бедствия готовы отправиться два корабля - “Надежда” (300 ю.ш., 1100в.д.) и “Вера” (200 ю.ш., 500в.д.). Какой корабль стоит отправить на помощь гибнущему судну и почему? (слайд №14)
ОСТАНОВКА №4:
- Это государство занимает четвертый по величине остров в мире.
- На острове обитает около 12 000 видов животных и растений, из которых более 10 000 являются уникальными!
- На всей территории острова живет более 30 различных видов лемуров
- Около половины видов хамелеонов (более 60) встречаются только в этом островном государстве.
- самым крупным хищником Мадагаскара является фосса. Это животное имеет тело как у кота, а нос как у собаки, но они не родственники и никогда ими небыли.
- Координаты столицы - 18° ю.ш.; 48° в.д. (слайд №15)
Правильный ответ: Мадагаскар (слайд №16).
Задание №4: Найди ошибки на топографическом плане.
(слайд №17)
(слайд №18)
ОСТАНОВКА №5:
- Гордость острова - обширные чайные плантации и бескрайние рисовые поля.
- Государственный флаг этой страны считается одним из старейших в мире.
- Улыбка считается самым лучшим проявлением симпатии и благодарности.
- Координаты столицы - 17° с.ш.; 81° в.д. (слайд №19)
Правильный ответ: Шри-Ланка (слайд №20).
Задание №5: Разгадайте ребусы.
(слайд №21)
(слайд №22)
3. Подведение итогов.
Подсчёт баллов, определение победителей игры. Выставление оценок. (слайд №23)