Тип урока: Урок обобщения, систематизации и контроля знаний.
Форма проведения: игра (Урок-игра).
Актуальность использования средств ИКТ.
- Обобщение, систематизация и контроль знаний учащихся по курсу “География России” с использованием презентации.
Цель урока: Обобщение, систематизация и контроль знаний по географии России. (Подготовка к ГИА по географии в форме ОГЭ).
Задачи урока:
Обучающие:
- Систематизировать у школьников знания о природе и хозяйстве России.
Развивающие:
- Создавать у школьников представление о системе географических характеристик территории в ходе работы с информационными технологиями.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе, любви к своей земле, осознание значимости себя в окружающем мире.
Учебный материал соответствует требованиям государственного образовательного стандарта общего образования, отвечает требованиям научности, доступности, посильности. Вызывает интерес у учащихся.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: Презентация.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение:
Мультимедийный компьютер. Интерактивная доска (экран).
Форма организации обучения: Фронтальная, индивидуальная.
Методы: Объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично поисковый.
Современные образовательные технологии, используемые на уроке:
Информационно-коммуникационная технология, частично-поисковая, решение исследовательских задач и др.
В работе использовано лицензионное программное обеспечение:
- ОС Windows Microsoft Office: Power Point.
- А также:Quick Time.
Критерии и технологии оценивания результатов учебной деятельности и эффективности урока:
Эффективным может считаться урок, если более 90% учащихся справились с заданиями.
Дидактические качества использования электронного приложения: Компьютерное дидактическое средство, позволяет реализовать основные дидактические принципы и способствует достижению, как педагогических целей обучения, так и целей развития.
Организационная структура урока
Этап 1 Организационный этап
Дидактическая задача этапа: Подготовить учащихся к работе на уроке. Определить цели и задачи урока.
Длительность этапа 2 мин
Содержание этапа: Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности
Условия достижения положительных результатов: Требовательность, сдержанность, собранность, систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.
Показатели выполнения дидактической задачи урока: Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.
Требования: Кратковременная организация процесса; требовательность; стимуляция деятельности учащихся, её целенаправленность.
Форма организации деятельности обучающихся: Подготовка к работе
Функции преподавателя на данном этапе Организационные
Основные виды деятельности учителя на данном этапе: Подготовка учащихся к работе
Этап 2 Этап подготовки учащихся к активному и сознательному обобщению, систематизации и контролю знаний.
Дидактическая задача этапа: Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Длительность этапа 2 мин
Содержание этапа: Сообщение цели, темы и задач урока; постановка перед учащимися учебной проблемы. (Слайд №1).
Знакомство с правилами игры (Слайд №2).
Условия достижения положительных результатов: Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся учебного материала, учебной проблемы
Показатели выполнения дидактической задачи урока: Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах.
Форма организации деятельности обучающихся: Подготовка к активному и сознательному обобщению и систематизации материала.
Функции учителя на данном этапе: Инструктирующие.
Основные виды деятельности учителя на данном этапе: Подготовка учащихся к активному и сознательному обобщению материала. Постановка цели и задач урока, знакомство с темой урока
Форма организации деятельности обучающихся: Знакомятся с правилами игры (Приложение 1), общими рекомендациями при работе с презентацией, заполнением маршрутного листа (Приложение 2).
Этап 3 Этап обобщения, систематизации и контроля знаний
Дидактическая задача этапа: Обобщить, систематизировать, оценить знания обучающихся по курсу. Проанализировать степень готовности учащихся к ГИА.
Длительность этапа 35-40 мин.
Условия достижения положительных результатов: Четкая постановка задач. Стимуляция интереса к материалу. Научность, доступность, систематичность, концентрация внимания на главном. Оптимальность темпа и системы методов обобщающего повторения материала.
Вступительное слово учителя. Подготовка учащихся к восприятию электронной версии урока.
Основной вид деятельности со средствами ИКТ: Презентация.
Форма организации деятельности обучающихся: Работа с электронным приложением к уроку.
Работа с презентацией на интерактивной доске, с использованием мультимедийного проектора. Урок проводится в виде игры.
Игра. (Слайд №2) “Игровое поле”. В ходе игры обучающиеся переходят по гиперссылкам на Презентацию “Вопросы” (Слайды №№1-30 Приложение 3), отвечают на вопросы, ответы записывают в маршрутный лист. Вопросы оцениваются в баллах. Электронное приложение содержит музыкальную паузу (Слайд №31) и видеофрагмент на слайде №4)
Функция учителя на данном этапе: Координирующая.
Оценка работы учащихся. Перевод первичного балла в пятибалльную систему.
Этап 4 Подведение итогов урока
Дидактическая задача этапа: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и задач урока.
Длительность этапа 2-3 мин
Содержание этапа: Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.
Условия достижения положительных результатов: Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке работы.
Показатели выполнения дидактической задачи урока: Успешное достижение цели и задач урока.
Требования: Адекватность самооценке учащихся оценке учителя. Осознание учащимися значимости полученных результатов.
Основной вид деятельности: Беседа
Основные виды деятельности учителя на данном этапе: Организация беседы. Знакомство с Положением по проведению ГИА по географии в форме ОГЭ. “Информация к размышлению” (Слайд №3).
Знакомство с использованными материалами (Слайд №4).
Форма организации деятельности обучающихся:
Проведение самоанализа и самооценки.
Приложение 1
Литература
- В.П. Дронов “География России. Природа. Население. Хозяйство 8 - 9 классы/ В.П. Дронов, И.И. Баринова. В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе - М. “Дрофа” 2010 г.
- Сиротин В.И. “Тесты для итогового контроля. 8-9 классы/ В.И.Сиротин - М. “Дрофа”. 2007 г
- В.А. Алексеенко, М.И. Мартынова “География Ростовской области” - ООО “Терра”. г. Ростов на Дону. 2005 г.
- А.Б. Эртель “Подготовка к итоговой аттестации по географии” Издательство “Легион-М” г. Ростов на Дону 2010 г.
- А.Б. Эртель “География 9-11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА-9” Издательство “Легион” г. Ростов на Дону 2011 г.
Использованы материалы демоверсий ГИА по географии 2009, 2010, 2011 гг. с сайта http://www.a-perspektiva.ru/information/9-grade/demo/geography/
Использованы интернет-ресурсы: