>Цель: закрепить ранее изученный материал в решении расчетных, графических, качественных, комбинированных задач; развивать умения и навыки применения материала в решении нестандартных и практических задач, интерес к изучаемому предмету; воспитывать трудолюбие, быстроту, ловкость, смекалку.
Оборудование: планшет с горным пейзажем с нанесенным маршрутом и привалами, флажок, дидактический материал.
Урок-соревнование проводится с использованием дидактической игры. В каждом классе игра имеет многоцелевой характер, поскольку в ней реализуется комплекс дидактических задач.
Игровое поле состоит из красочного планшета, на котором изображен горный пейзаж с нанесенным на него маршрутом восхождения и привалами. Привалы пронумерованы - их 10; старт обозначен флажком. Сбоку на планшете находятся карманы (тоже пронумерованы), в которых помещены карточки с заданиями для каждого привала. На некоторых привалах команду ожидает сюрприз - неудача. Так на карточке написано: "Туман, снегопад, команде вернуться на базу" или "Ожидается сход лавины, срочно спуститься на один переход".
Класс делится на две команды: "Эрудит" и "Квант", и капитаны команд, которые представляют свои команды и принимают важные решения (замену игроков или задания выполняют сами).
"Эрудит" - эти ребята умные, достойные и талантливые. "Квант" команда веселых, активных, находчивых, толковых.
Игра проводится под девизом: "Один за всех и все за одного"
Пусть кипит работа
Сильней соревнованье.
Успех решает не судьба,
А ваше знанье!
Мы, играя, проверяем,
Что умеем и что знаем.
Урок проводится с привалами:
1. Блиц-турнир
2. Найди ошибку(формулы)
3. Реши задачу
4. Поиск(экспериментальные задачи)
5. Графики
6. Задачи-шутки
7. Погружение
8. Эрудит
9. Средняя скорость
10. Тесты
11. Подведение итогов урока
На каждом привале выполняется задание участниками. Если участники выполняют задание правильно, то получают "5", если с помощью команды, то получают жетон. Команда, выполнившая задание первой - тоже жетон. Побеждает та команда, которая первой доставит флажок на пик.
Учитель: "Механика - древнейшая наука, но не устаревшая"
Рекорды Гинесса на уроках физики "Основы кинематики"
Самые быстрые и самые медленные птицы
- Наиболее быстрыми из летающих птиц считаются утки и гуси, а такие виды, как красногрудый крохаль, гага, нырок североамериканский и гусь со шпорами, могут иногда развивать скорость до 108 км/ч, спасаясь от опасности.
- Белогрудый стриж, живущий в районах Азии, и альпийский стриж развивают чрезвычайно высокую скорость во время брачных танцев в воздухе и боев с соперниками - до 170 км/ч.
- Однако можно сказать, что в прямом полете скорость у половины летающих птиц не превышает 64 км/ч.
- Минимальную скорость в горизонтальном полете, не превышающую 8 км/ч, имеет американский лесной петух.
Самые быстрые из летающих насекомых.
В 1926 г. американским ученым было сделано сообщение, что он наблюдал полет оленьего овода со скоростью 1316 км/ч на высоте 3657 м. Однако это маловероятно.
Действительно, для полета с такой скоростью овод должен иметь мощность равную 1,5 л.с, а для ее выработки он должен был бы поглощать за 1 с количество пищи, равное 1,5 массы его собственного тела. Если бы даже это было возможно, овод был бы расплющен атмосферным давлением или сгорел бы в результате трения о воздух.
Современные исследования показали, что средняя скорость полета любого насекомого (включая оленьего овода) составляет 39 км/ч, а максимальная - на коротких дистанциях - 58 км/ч.
1. Блиц-турнир (капитаны)
1. Сколько м в 1 км?
2. Сколько с в 1 часе?
З. Что больше: 10 м/с или 36 км/ч?
4. Ускорение: величина векторная или скалярная?
5. Чему равна длина траектории?
6. Чему равно ускорение свободного падения?
7. Как называется движение, если скорость не меняется?
8. Что показывает счетчик пути в автомобиле: путь или перемещение?
9. Чему равна скорость, если тело покоится?
10. Чему равно ускорение, если тело движется равномерно?
2. Формулы (исправить ошибку-1 человек из команды)
Не зная формул, пропадешь,
Когда в мир знаний ты войдешь.
3. Реши задачу. (1 человек из команды)
Энрико Ферми: "Знать физику - это значит уметь решать задачи".
Автомобиль "Москвич", двигаясь из состояния покоя, через 250 м развивает скорость 20 м/с. С каким ускорением он движется? Сколько времени длится разгон?
Дано: | Решение: |
V0x=0 | Sx=(Vx2-V0x2)/2ax |
Sx=250 м | |
Vx=20 м/с | ax=(Vx2-V0x2)/2Sx |
ах - ? | ах=(400-0)/2*250=400/500=0,8 |
t - ? | Sx=axt2/2 |
t=25 с |
Ответ: 0,8м/с; 25 с.
4. Поиск (экспериментальные задачи - команда)
1. Мальчик, стоя на балконе пятиэтажного дома уронил орех и решил определить ускорение свободного падения. И очень скоро определил. Как?
(Ответ: измерив высоту и время падения по формуле S=gt2/2).
2.Скала наконец была покорена. Робинзон стоял на ее вершине, внизу шумело море. "Какова высота этой скалы? Надо ее определить", - подумал он. Как?
(Ответ: измерив t по часам падения камня до уровня моря и по формуле S=gt2/2 вычислить высоту скалы).
3.С помощью установки (желоб, шарик, измерительная лента, часы) определить ускорение, с которым скатывается шарик?
a = 2S/t2
5. Графики. (команда)
Задание:
а) обозначить оси;
б) записать формулы
6. Задачи - шутки (капитаны)
1. Белку с орехами в лапках посадили на гладкий горизонтальный стол и толкнули вдоль него. Приблизившись к краю стола, белка почувствовала опасность. Она знала законы движения Ньютона и, пользуясь одним из них, предотвратила свое падение на пол. Каким образом?
(ответ: выбросила вперед орехи)
2. "Если он не погасил фары, то я не погашу свои", - так рассуждают некоторые водители. Аналогию с каким законом механики здесь можно провести?
(ответ: с третьим законом Ньютона.Действие равно противодействию)
3. Часто на борту грузовика имеется надпись: "Не уверен - не обгоняй". Имеет ли эта фраза физический смысл.
7. Комбинированные задачи "Погружение" (1 человек из команды)
1. Автомобиль, массой 6 т проезжает с выключенным мотором до полной остановки 15 м, под действием силы тормозящей 300Н. Сколько времени длилось торможение?
2. Велосипедист, прилагая силу в 5 Н, до полного разгона проезжает путь 50 метров. Какую скорость он имеет в конце пути, если его масса вместе с велосипедом 100 кг?
8. Эрудит (команда)
1. Выехав рано из города на ровное и пустынное шоссе, шофер решил устроить первую остановку ровно через час. Как ему выполнить свое намерение, не глядя на часы? Радиоприемник в машине отсутствует.
(ответ: по спидометру и счетчику пути, то есть шофер должен поддерживать скорость постоянной и дождаться увеличения километража на величину, численно равную этой скорости).
2. "Мировой рекорд" по прыжкам в высоту среди животных принадлежит маленькой южноафриканской антилопе. На какую высоту прыгнет антилопа, если она отталкивается от Земли вверх со скоростью 12 м/с? (ответ: 7,2 м)
3. Установлено, что человек может безопасно для жизни прыгнуть с высоты 2 м. С какой скоростью он достигнет при этом земли? (ответ: 6,3 м/с)
9. Средняя скорость
(задачи барона Мюнхаузена - капитаны)
Когда моя лошадь подворачивает ногу, я взваливаю лошадь на плечо, и мы продолжаем движение, но медленнее: когда я на лошади, мы движемся со скоростью Vi=120 км/ч, а когда лошадь на мне, со скоростью V2=30 км/ч. Чему равна наша средняя скорость, если:
1. Я еду полпути, а потом несу лошадь.
2. Я еду половину времени, а потом несу лошадь?
Тесты 10 класс Вариант I (1 чел.)
10. Основы кинематики
1. Какая единица длины принята основной в Международной системе?
а) 1с; б) 1 мин; в) 1ч; г) 1 сут; д) 1 год
2. Какие из перечисленных ниже величин векторные?
1) скорость 2) ускорение 3) путь
а) только 1; б) только 2; в) только 3; г) 1 и 2; д) 1 и 3; е) 1,2,3
3. В какой из двух задач, приведенных ниже, можно считать шар материальной точкой?
1) измерить время свободного падения шара радиусом I см с высоты 100м.
2) рассчитать архимедову силу, действующую на этот шар, погруженный в воду.
а) только в первой задаче;
б) только во второй задаче;
в) в обеих задачах;
г) ни в первой, ни во второй задачах.
4.По графику, представленному на рисунке, определите скорость движения велосипедиста через 3 с после начала движения.
а) 3 м/с; б) 9 м/с; в) 0; г) 27 м/с; д) среди ответов а - г нет правильного.
Тесты 10 класс Вариант II (1 чел).
Основы кинематики
1. Какая единица длины принята основной в Международной системе?
а) 1 мм; б) 1 см; в) 1м; г) 1км; д) 300000км.
2. Какие из перечисленных ниже величин скалярные:
1) скорость 2) путь 3) перемещение
а) только 1; б) только 2; в) только 3; г) 1 и 2; д) 2 и 3; е) 1,2,3.
3. В какой из двух задач, приведенных ниже, можно рассматривать Землю как материальную точку?
1) рассчитать период обращения Земли вокруг Солнца.
2) рассчитать линейную скорость движения точек поверхности Земли в результате ее суточного вращения.
а) только в первом случае; б) только во втором случае; в) в обоих случаях; г) ни в первом, ни во втором случаях.
4. По графику, представленному на рисунке, определите скорость движения велосипедиста через 2 с после начала движения.
а) 2 м/с; б) 6 м/с; в) 3 м/с; г) 12 м/с; д) среди ответов а - г нет правильного.
11. Подведение итогов урока.
Физика! Какая емкость слова!
Физика - для нас не просто звук.
Физика - опора и основа всех без исключения наук.
12. Домашнее задание.
В одной системе координат постройте по два графика скорости:
1) а) V0x=2 м/с, аx=1,5 м/с2
б) V0x=4 м/с, аx= - 2 м/с2
2) а) V0x=3 м/с, аx=1,5 м/с2
б) V0x=5 м/с, аx= 0 м/с2