Цель: формирование представлений о видах особо охраняемых природных территорий; Красной книге Кемеровской области через интеграцию уроков географии и биологии.
Задачи:
- познакомить обучающихся с объектами природы Кемеровской области, подлежащих охране;
- развивать познавательную активность, внимательность, пространственное мышление;
- обобщить полученные знания на основе межпредметных связей;
- воспитывать любознательность, бережное отношение к природе, к своему краю, Родине.
Оборудование: мультимедийный комплекс (компьютер, экран, проектор), презентация "Красная книга Кемеровской области", карта, атлас и контурные карты Кемеровской области.
Вид урока: интегрированный урок по географии и биологии в 6 классе.
Тип урока: изучение нового материала.
Предварительная подготовка: обучающиеся заранее готовят сообщения об истории появления Красной книги; о некоторых животных и растениях, занесенных в Красную книгу Кемеровской области.
Ход урока
Организационный момент. Учитель объявляет цели и задачи урока.
Изучение новой темы
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы,
Убивайте всех зверей внутри себя.
Вступительное слово учителя географии.
Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако, многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них - за последние 50 лет. Все эти животные погибли в основном по вине человека. Многие растения, животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Почему так называется эта книга? Как она появилась? С какой целью создавалась? ( Слайды 2-4 приложения).
Выступление обучающихся:
1-ый ученик: Начало всемирной "переписи" редких животных и растений было положено в 1948 году. Тогда сотрудники Международного союза охраны природы, обеспокоенные состоянием природы, стали собирать информацию о редких и исчезающих животных и растениях. Название "Красная книга" предложил Питер Скотт - английский исследователь, ученый-орнитолог.
Первая красная книга - Международная - появилась в 1963 году. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году. Сведения для Красной книги собирают не только опытные ученые - биологи, но и охотоведы, любители и знатоки природы.
2-ой ученик: Красная книга создается для того, чтобы защитить животных и растения, которые объединены в ней в определенные группы.
Исчезающие виды - это виды животных или растений, которые уже невозможно спасти, если человек не примет специальные меры охраны.
Сокращающиеся виды - это виды, численность которых очень быстро сокращается.
Редкие виды растений и животных - эти виды встречаются очень редко на небольших территориях, поэтому могут вскоре исчезнуть.
Есть малоизвестные виды, о которых очень мало информации, и трудно оценить, к какой группе они относятся.
Восстанавливающиеся виды - это те растения и животные, которые удалось спасти.
Если люди проводят специальную работу и изменяют неблагоприятные условия обитания животных и растений, и численность исчезающих и редких животных и растений начинает расти, то их записывают на зеленые страницы. Если человек продолжает вредить природе, то в Красной книге могут оказаться новые виды.
Учитель географии: Почему стало необходимо охранять те или иные виды растений и животных? (ответы детей).
Эти причины послужили предпосылками для создания заповедников и заказников. Первый заповедник был создан в 1832 году в Америке, там же в 1872 году была создана первая сеть заказников. Сегодня мы с вами поговорим подробнее о заповедниках и заказниках Кемеровской области. Давайте на карте Кемеровской области покажем нахождение заповедника "Кузнецкий Алатау". Я работаю на карте нашей области, а вы на контурных картах, которые лежат на ваших партах (рисунок 1).
Далее под руководством учителя дети находят на контурных картах и отмечают расположение Шорского национального парка и заказников.
Физминутка:
Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко (ходьба с подниманием рук).Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда,
Тихо птенчика берем,
И назад в гнездо кладем (наклоны, поднимаем руки вверх).Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса,
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
Учитель биологии: В Красную книгу Кемеровской области внесены 165 видов растений и грибов (в первом издании, вышедшем в 2000-м году, их было 152) и 135 видов животных (в первом издании - 124).
Рассказ учителя биологии об отдельных представителях растительного и животного мира Кемеровской области, занесенных в Красную книгу.
- Сейчас мы дадим слово ребятам, которые подготовили рассказы об охраняемых животных Кемеровской области. (Выступления обучающихся).
Закрепление полученных знаний.
Обучающиеся отвечают на вопросы кроссворда презентации "Красная книга Кузбасса" (приложение).
Подведение итогов урока. Выставление отметок. Рефлексия.
Домашнее задание разного уровня сложности.
Написать эссе на тему: "Нужна ли Красная книга человечеству?" или подготовить сообщение о заповедниках.