Цель: изучить параллельное соединение проводников в электрической цепи.
Задачи:
образовательные:
- экспериментально определить соотношение между величинами силы тока (напряжения) на отдельных участках цепи при параллельном соединении проводников;
- экспериментально определить общее сопротивление цепи при параллельном соединении проводников;
- продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром) .
воспитательные:
- продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке;
- продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.) .
развивающие:
- продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;
- продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.
Оборудование: амперметр, вольтметр, соединительные провода, источник тока, резисторы; презентация, интерактивная доска.
Ход урока
Этап урока | Время, мин. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организация начала урока. | 1 | Подготовка учащихся к работе на занятии. | Включение в работу |
II. Проверка выполнения
домашнего задания. Задачник[2]: №1352; №1356 |
3 | Контроль над правильностью выполнения д/з | 2 ученика работают у доски; |
III. Всесторонняя проверка
знаний. 1. Перевод внесистемных единиц в СИ 1мА = 0,001А 100кВ= 100?000 В 10МА = 10000000 А 50 мОм = 0,05 Ом 25 мкА = 0,000 025 А 360 кВ = 360000 В 30 мкОм = 0, 000 03 Ом 100 мВ = 0,1 В 1000 мОм = 1 Ом 200 кА = 200000 А |
5 | 1 ученик работает на интерактивной доске | |
Экспериментальное задание: - собрать цепь по предложенной схеме и рассчитать общее сопротивление в цепи и сопротивление на каждом участке. |
Задает наводящие вопросы: 1) Что называют электрической цепью? 2) Назовите основные элементы эл. цепи. 3) При каком условии в цепи протекает эл. ток? 4) Как формулируется закон Ома? |
1 ученик работает на демонстрационном столе, поясняет свою работу, расчеты записывает на доске | |
"Кроссворд - наоборот" (Приложение 1) | 3 | Разгадывают кроссворд Взаимоконтроль |
|
IV. Актуализация знаний. Фронтальная беседа. Итак, что мы уже знаем об электричестве? |
Вопросы классу: Каковы особенности последовательного соединения проводников? Ответы учащихся учитель подтверждает таблицей на интерактивной доске (Приложение 2) |
Отвечают на вопросы учителя: на прошлых занятиях мы познакомились с электрическими величинами, экспериментально установили закон Ома для участка цепи, научились собирать простейшую электрическую цепь, а также изучили особенности последовательного соединения проводников. | |
V. Мотивация 1) Какой вид соединения проводников представлен на демонстрационном столе? Почему вы так решили? 2) Я кое-что изменю в этой цепи. 3) Давайте изобразим схему этой цепи на доске. Если две лампочки соединены в цепь друг за другом. Такое соединение проводников в электрической цепи называется последовательным. Если одним концом лампочки соединены в точке А, другим в точке Б. Такое соединение проводников в электрической цепи называется параллельным. 4) Обратим внимание на показания приборов. Они изменились. Почему? 5) Таким образом, параллельное соединение отличается от последовательного. |
3 | Включить цепь и обратить
внимание на разные показания приборов при
последовательном и параллельном соединении
проводников. Вместе с учащимися выделить сходства и различия данных электрических цепей, выяснить, каким образом соединяются проводники в указанных электрических схемах. В ходе беседы учитель подводит учащихся к формулировке цели исследования. |
Участвуют в беседе |
VI. Начало изучения нового
материала. Создается проблемная ситуация, решение которой учащиеся находят самостоятельно в ходе проведения эксперимента: В чем особенности параллельного соединения проводников вы выясните самостоятельно. |
3 | ||
VII. Исследовательская работа. Цель исследования: экспериментально изучить параллельное соединение проводников в электрической цепи. Задачи: Для каждого участка цепи, экспериментально определить значения силы тока и напряжения. На основании полученных в ходе исследования результатов сделать соответствующие выводы. Порядок выполнения работы Выбираем способ соединения проводников в электрической цепи, к изучению которого собираемся приступить. Решаем, каким образом можно определить, например, силу тока на различных участках цепи. Рисуем соответствующую схему электрической цепи. Определяем, какие приборы нам нужны, и в каком количестве. Показания приборов записываем в тетрадь. Делаем соответствующие выводы. Аналогичным способом определяем другие электрические величины для исследуемого способа соединения проводников в электрической цепи. Примечание: При проведении экспериментального исследования параллельного соединения проводников в электрической цепи, не ставлю на занятии перед учащимися задачу определения общего сопротивления цепи. Дается готовая формула. |
10 | Контролирует выполнение работы. | Проводят исследование. |
VIII. Первичная проверка
понимания учащимися нового материала. Записав на интерактивной доске (Приложение 2) и в тетради все полученные выражения, вместе с учащимися проводим следующие аналогии между электрическим током и током воды в водопроводе и реке: Аналогия 1 - сколько воды втекает в водопроводную трубу, столько и вытекает из неё, вода нигде не накапливается. Аналогично, при последовательном соединении проводников сила тока во всех участках цепи одинакова. Аналогия 2 - поток воды в реке, встречая на своём пути препятствие, распределяется по двум направлениям, которые затем сходятся вместе. Аналогично сила тока в неразветвлённой части цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединённых проводниках. |
4 | Демонстрирует фрагмент
"Аналогия между соединением труб и
электрических проводников". (диск 1С: Образование) |
|
IX. Закрепление новых знаний: Пример параллельного соединения: лампы в кабинете. Почему бытовые приборы в помещении необходимо соединять параллельно? Преимущества и недостатки соединений: Параллельное - при перегорании одной лампы, остальные горят. Но при включении лампы с меньшим возможным напряжением она перегорит. Последовательное - лампы с меньшим возможным напряжением включают в цепь с большим напряжением, но при перегорании одной лампы все не будут гореть. |
3 | ||
X. Подведение итогов урока. | 1 | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. | |
XI. Рефлексия. | 1 | ||
XII. Домашнее задание 1. 49. упр. 22 (1,3) , стр. 113 [1]. Задачник [2]: № 1368, № 1370* |
2 |
Литература:
- Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.В. Перышкин М.: Дрофа 2012г.
- Сборник задач по физике для 7-9 классов/В.И. Лукашик, В.И. Иванова М.: Просвещение, 2012г.
- Физика: Занимательные материалы к урокам. 8 кл. /Авт.-сост.А.И. Сёмке М..Изд-во НЦ ЭНАС, 2004г.