Игра-путешествие знатоков природы Забайкальского края проводится в рамках экологического месячника в школе и региональной экологической акции “Охранять природу – значит любить родину”.
Цель данного мероприятия: воспитание любви к родному краю, чувства ответственности за сохранность природы на территории Забайкальского края.
Задачи:
- расширить знания учащихся о природе родного края;
- воспитывать бережное отношение к природным богатствам края;
- развивать чувство коллективизма, умение работать в группе;
- расширить кругозор учащихся;
- развивать творческие способности учащихся.
Ожидаемые результаты: набрать возможно большее количество баллов для команды и победить среди сверстников.
Необходимые ресурсы: выставка книг о природе родного края; на каждой станции опознавательный знак, в виде таблички с ее названием и картинкой; маршрутные листы; листы ватмана, фломастеры, цветные карандаши; карточки-задания; фотографии и картинки лекарственных растений, охраняемых растений и животных Забайкальского края.
Мероприятие состоит из следующих этапов:
- Мотивация.
- Организационный момент (сообщение цели, задач мероприятия, вручение маршрутных листов командам);
- Путешествие по станциям, указанным в маршрутном листе.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
Путешествие включает в себя 7 станций:
- “Бюро погоды”;
- “Доктор Айболит”;
- “Знай-ка”;
- “Творческая”;
- “Красная книга”;
- Кафе “У белочки”;
- “Музыкальная”.
Ключевые понятия: погода, фенологические наблюдения, климат, заповедник, особо охраняемая территория, охрана природы, автономное существование в природе.
Учащиеся проходят станции в том порядке, который указан в маршрутном листе. На последней станции “Музыкальная” все команды собираются вместе. На каждой станции учащиеся получают задания:
Название станции | Задания |
1. “Знай-ка” | Отгадать загадки о природных явлениях, растениях и животных. |
2. “Творческая” | Придумать и нарисовать плакат-памятку туристу по правилам поведения в природе. |
3. “Красная книга” | Узнать по фотографиям и назвать охраняемые растения и животных Забайкальского края. |
4. Кафе “У белочки” | Назвать блюда и рецепт их приготовления, продуктами для которых являются растения и животные нашего края (в случае автономного существования в природе). |
5. “Доктор Айболит” | Узнать по фотографиям и назвать лекарственные растения Забайкальского края и недуги, при которых они используются и правила их применения. |
6. “Бюро погоды” | Назвать местные признаки изменения погоды. |
7. “Музыкальная” (участвуют все команды одновременно) | Пропеть куплет из песни, в которой упоминаются либо растения, либо животные, либо явление природы (проводится в виде соревнования – кто больше знает песен). |
Детям очень понравилось данное мероприятие. Они с удовольствием выполняли предложенные задания, при этом проявляли творчество, смекалку, находчивость. Во время соревнования царила доброжелательная, дружественная атмосфера. Ребята, работая в команде, расширили свой кругозор, упрочили дружественные отношения с членами команды. Считаем, что поставленные задачи выполнены и цель достигнута.
Список использованной литературы для подготовки заданий для станций:
- Аптека в саду (обзор). Вып. 2 – С.-Пб.: об-во “Знание” РСФСР, 1992. – 32 с., ил.
- Вронская И.А. и др. Охотникам за лесными кладами. М., “Молодая гвардия”, 1976.
- Горлачев В.П., Корсун О.В., Игумнова Е.А., Золотарева Л.Н. Региональная экология: Учебник для общеобразовательных учебных заведений Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. – Издание 2-е, испр. и доп. – Чита: Экспресс-издательство, 2007. – 210 с.
- География Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа: Учебное пособие. – Чита: Поиск, 2001. – 328 с.: ил.
- География Забайкальского края: Учебное пособие. – Чита: Экспресс-издательство, 2009. – 308 с.: ил.
- Зотов В.В. Лесная мозаика: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Рис. В. Храмова. – М.: Просвещение, 1993. – 240 с.: ил.
- Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (животные) / Редколл.: А.М.Возмилов и др. – Чита: Поиск, 200. – 214 с.: ил.
- Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (растения) / Редколл.: А.Б.Островский и др. – Чита: Стиль, 2002. – 280 с.: ил.
- Меньшикова Н.Л. Зеленая аптека – детям / Фитотерапия в педиатрии. – Челябинск: “Лилия”, 1993. – 328 с.
- Синадский Ю.В. Целебное лукошко. – М.: Педагогика, 1989. – 144 с.: ил. – (Б-чка Детской энциклопедии “Ученые – школьнику”).
- Стрижев А.Н. Лесная скатерть-самобранка. – М.: Знание, 1992. – 224 с. – (Естественнонаучный фак.).
- Пастушенков Л.В. Растения – друзья здоровья. – Л.: Лениздат, 1989. – 191 с., ил.
- Черепнин В.Л. Пищевые растения Сибири. – Новосибирск: Наука, 1987. – (Человек и окружающая среда).