Изучение жизни и деятельности М.В. Ломоносова через организацию проектной деятельности дошкольников

Разделы: Работа с родителями


Разработка среднесрочного познавательно-исследовательского проекта для детей 4-6 лет (средняя и старшая группа).

"Мы - достойные наследники Ломоносова"

Постановка проблемы: Отсутствие у детей знаний о жизни и деятельности Михаила Васильевича Ломоносова.

Обоснование проблемы (причины)

Родители УМК Педагоги Дети
Низкий уровень знаний родителей о Михаиле Васильевиче Ломоносове. Скудное учебно-методическое обеспечение. Мало материала по ломоносоведению. Недостаточный объём знаний у педагогов о М. В. Ломоносове. Отсутствие у детей знаний о жизни и деятельности Михаила Васильевича Ломоносова.

Цель проекта: способствовать формированию начальных представлений у детей и углублению знаний у взрослых о жизни и деятельности М. В. Ломоносова

Задачи:

Родители УМК Педагоги Дети
Заинтересовать родителей информацией о М. В. Ломоносове, углубить их знания о нём. Пополнить учебно-методическое обеспечение групп материалами о М. В. Ломоносове. Повысить свой уровень знаний о М. В. Ломоносове через самообразование. Пробудить у детей интерес к жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

Действия:

Родители УМК Педагоги Дети
Сбор информации о М. В. Ломоносове.

Оказание помощи в формировании коллекции камней.

Составление семейных родословных.

Участие родителей в подготовке мастер-класса (сбор материалов для калейдоскопа).

Письменная консультация для родителей "Великий земляк - М. В. Ломоносов".

Участие в семейной викторине, посвящённой М. В. Ломоносову.

Сбор информации о М. В. Ломоносове

Сбор коллекции камней

Комплектация мини-музея "Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова"

Составление мультимедийной презентации о М. В. Ломоносове.

Сбор информации о М. В. Ломоносове.

Комплектация мини-музея "Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова".

Составление мультимедийной презентации о М. В. Ломоносове.

Приобщение родителей к подготовке мастер-класса (сбор материалов для калейдоскопа).

Письменная консультация для родителей "Великий земляк - М. В. Ломоносов.

Подготовка семейной викторины, посвящённой М. В. Ломоносову.

Ознакомление с жизнью и деятельностью М. В. Ломоносова через использование экспозиции мини-музея "Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова" и беседу.

Экскурсия к памятнику М. В. Ломоносова.

Проведение серии экспериментов и опытов из области химии, физики, оптики.

Экскурсия в МПШИ. "Путешествие на историческую родину М.В.Ломоносова" Ознакомление с косторезным искусством.

Изготовление мозаичной шкатулки.

Экскурсия в музей ДДТ (коллекция камней).

Сенсорные игры с камнями.

Просмотр фильма об Антарктиде.

Прослушивание од М. В. Ломоносова.

Грамматические игры со словами.

Просмотр мультимедийной презентации о М. В. Ломоносове.

Чтение книг о Ломоносове.

Посещение планетария (на базе школы № 3)

Ознакомление с правилами гимназистов, составленными М. В. Ломоносовым.

Блицтурнир с использованием мультимедийной презентации.

Участие в семейной викторине, посвящённой М. В. Ломоносову.

Календарный план/сроки реализации проекта.

Дата Мероприятия
  I день - "Знакомство с Ломоносовым"

Консультация для родителей "Родина Ломоносова. Его детские и юношеские годы"

Оформление мини-музея "Жизнь и деятельность Михаила Васильевича Ломоносова"

Рассказ о жизни и деятельности М. В. Ломоносова с использованием экспозиции мини-музея

Экскурсия к памятнику М. В. Ломоносова

Чтение книг о М. В. Ломоносове (в течение всего проекта)

  II день - "День физики"

Консультация для родителей "Научная деятельность Ломоносова. Физика"

Опытно-экспериментальная деятельность: Электричество.

Опыты с воздушными шарами.

Сборка стандартной электрической цепи.

Самодельная "батарейка".

  III день - "День косторезного искусства"

Консультация для родителей "Резьба по кости"

Экскурсия в МПШИ (школа искусств). "Путешествие на историческую родину М.В.Ломоносова". Ознакомление с косторезным искусством

  IV день - "День химии"

Консультация для родителей "Вклад М. В. Ломоносова в организацию химии как науки"

Опытно-экспериментальная деятельность: Кислоты, щелочи. Изготовление индикаторов (лакмусовые бумажки из красной капусты). Опыты с кислотами и щелочами.

  V день - "День мозаики"

Консультация для родителей "Мозаика Ломоносова"

Изготовление коробочки-шкатулки. Декорирование шкатулки в технике "мозаика"

  VI день - "День минералогии"

Консультация для родителей "Геология и минералогия"

Опытно-экспериментальная деятельность:

Ознакомление с коллекцией камней

Классификация собранных камней

Сенсорные игры с камнями

Опыт "Выращивание кристаллов"

  VII день - "День географии"

Консультация для родителей "Ломоносов и география"

Просмотр фильма об Антарктиде, как материке, существование которого первым предположил Ломоносов

Работа с глобусом и компасом"

  VIII день - "День оптики"

Консультация для родителей "Ломоносов и оптика"

Опытно-экспериментальная деятельность:

Смешивание цветов

"Сделай призму"

"Заставь цвета исчезнуть"

"Разделяем цвета"

"Волокнистая оптика"

Знакомство с микроскопом

Изготовление мини-микроскопа

  IX день - "День металлургии"

Консультация для родителей "Ломоносов и металлургия"

Опытно-экспериментальная деятельность:

Опыты с магнитами

Изготовление самодельного компаса

  X день - "День истории"

Консультация для родителей "Ломоносов и история России"

Упражнение в составлении родословных древ

Совместная деятельность детей и родителей "Составление семейных родословных";

Работа с генеалогическими древами, принесёнными детьми

  XI день - "День астрономии"

Консультация для родителей "Труды Ломоносова по астрономии"

Наблюдение за звёздным небом

Посещение планетария на базе школы №3

  XII день - "День педагогики"

Ознакомление с правилами гимназистов, составленными М. В. Ломоносовым

Составление собственного "Свода правил для дошколят"

Просмотр мультимедийной презентации о М. В. Ломоносове

Блицтурнир с использованием мультимедийной презентации

  XIII день - "День литературы и русского языка"

Консультация для родителей "Вклад Ломоносова в русский язык и литературу"

Прослушивание од М. В. Ломоносова в исполнении Андрея Кабилова

Грамматические игры со словами

  XIV день - Заключительный день

Семейная викторина, посвящённая М. В. Ломоносову

Изготовление калейдоскопа

Подведение итогов проекта, награждение самых активных участников

Ресурсы:

7.1. Кадры: воспитатели группы, дети и родители

7.2 Оборудование:

  • презентация о жизни и деятельности Ломоносова,
  • материалы по ломоносоведению для мини- музея,
  • коллекция камней,
  • книги, справочники-энциклопедии о жизнедеятельности знаменитого земляка,
  • справочная литература "Научные опыты" из серии мои первые книжки, изд. ЗАО "Кристина - новый век" - 2003г.,
  • оборудование и материалы для проведения опытной деятельности: микроскопы, камни, минералы, металлы, оптика, и проч.;
  • карта, глобус,
  • фильм об Антарктиде.

Персонал проекта:

Ф. И. О., должность Функции, выполняемые в проекте
Воспитатели групп. Организующие, направляющую функцию для активной познавательной деятельность детей и родителей Разработка конспектов, цикла занятий по ломоносоведению, планов экспериментальной деятельности
Родители. Помощь в организации экскурсии к памятнику М.В. Ломоносова Сбор возможных материалов для мини-музея М.В Ломоносова в ДОУ
Родители и дети. Помощь педагогам:

- в проведении экскурсий

- сбор информации о Ломоносове,

- создание коллекции камней.

- Составление семейного древа

-Участие в викторине

Продукт/результаты:

Ожидаемый результат проекта:

1. Хорошие знания детей и родителей о жизни и деятельности М.В. Ломоносова (более 70%)

2. Высокий познавательный интерес в различных областях знаний детей: физика, химия, география, искусство т.д. (более 70%),

3. Высокий уровень практических исследовательских умений. (более 50%)

Критерии эффективности.

Цель достигнута, если: количество активных участников проекта - 90%

Перечень рабочей документации:

  • план проекта,
  • материалы по ломоносоведению
  • картотека опытно-экспериментальной деятельности
  • фотоматериалы мероприятий.