Разработка среднесрочного познавательно-исследовательского проекта для детей 4-6 лет (средняя и старшая группа).
"Мы - достойные наследники Ломоносова"
Постановка проблемы: Отсутствие у детей знаний о жизни и деятельности Михаила Васильевича Ломоносова.
Обоснование проблемы (причины)
Родители | УМК | Педагоги | Дети |
Низкий уровень знаний родителей о Михаиле Васильевиче Ломоносове. | Скудное учебно-методическое обеспечение. Мало материала по ломоносоведению. | Недостаточный объём знаний у педагогов о М. В. Ломоносове. | Отсутствие у детей знаний о жизни и деятельности Михаила Васильевича Ломоносова. |
Цель проекта: способствовать формированию начальных представлений у детей и углублению знаний у взрослых о жизни и деятельности М. В. Ломоносова
Задачи:
Родители | УМК | Педагоги | Дети |
Заинтересовать родителей информацией о М. В. Ломоносове, углубить их знания о нём. | Пополнить учебно-методическое обеспечение групп материалами о М. В. Ломоносове. | Повысить свой уровень знаний о М. В. Ломоносове через самообразование. | Пробудить у детей интерес к жизни и деятельности М. В. Ломоносова. |
Действия:
Родители | УМК | Педагоги | Дети |
Сбор информации о М. В. Ломоносове. Оказание помощи в формировании коллекции камней. Составление семейных родословных. Участие родителей в подготовке мастер-класса (сбор материалов для калейдоскопа). Письменная консультация для родителей "Великий земляк - М. В. Ломоносов". Участие в семейной викторине, посвящённой М. В. Ломоносову. |
Сбор информации о М. В. Ломоносове Сбор коллекции камней Комплектация мини-музея "Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова" Составление мультимедийной презентации о М. В. Ломоносове. |
Сбор информации о М. В. Ломоносове. Комплектация мини-музея "Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова". Составление мультимедийной презентации о М. В. Ломоносове. Приобщение родителей к подготовке мастер-класса (сбор материалов для калейдоскопа). Письменная консультация для родителей "Великий земляк - М. В. Ломоносов. Подготовка семейной викторины, посвящённой М. В. Ломоносову. |
Ознакомление с жизнью и деятельностью
М. В. Ломоносова через использование экспозиции
мини-музея "Жизнь и деятельность М. В.
Ломоносова" и беседу. Экскурсия к памятнику М. В. Ломоносова. Проведение серии экспериментов и опытов из области химии, физики, оптики. Экскурсия в МПШИ. "Путешествие на историческую родину М.В.Ломоносова" Ознакомление с косторезным искусством. Изготовление мозаичной шкатулки. Экскурсия в музей ДДТ (коллекция камней). Сенсорные игры с камнями. Просмотр фильма об Антарктиде. Прослушивание од М. В. Ломоносова. Грамматические игры со словами. Просмотр мультимедийной презентации о М. В. Ломоносове. Чтение книг о Ломоносове. Посещение планетария (на базе школы № 3) Ознакомление с правилами гимназистов, составленными М. В. Ломоносовым. Блицтурнир с использованием мультимедийной презентации. Участие в семейной викторине, посвящённой М. В. Ломоносову. |
Календарный план/сроки реализации проекта.
Дата | Мероприятия |
I день - "Знакомство с Ломоносовым" Консультация для родителей "Родина Ломоносова. Его детские и юношеские годы" Оформление мини-музея "Жизнь и деятельность Михаила Васильевича Ломоносова" Рассказ о жизни и деятельности М. В. Ломоносова с использованием экспозиции мини-музея Экскурсия к памятнику М. В. Ломоносова Чтение книг о М. В. Ломоносове (в течение всего проекта) |
|
II день - "День физики" Консультация для родителей "Научная деятельность Ломоносова. Физика" Опытно-экспериментальная деятельность: Электричество. Опыты с воздушными шарами. Сборка стандартной электрической цепи. Самодельная "батарейка". |
|
III день - "День косторезного
искусства" Консультация для родителей "Резьба по кости" Экскурсия в МПШИ (школа искусств). "Путешествие на историческую родину М.В.Ломоносова". Ознакомление с косторезным искусством |
|
IV день - "День химии" Консультация для родителей "Вклад М. В. Ломоносова в организацию химии как науки" Опытно-экспериментальная деятельность: Кислоты, щелочи. Изготовление индикаторов (лакмусовые бумажки из красной капусты). Опыты с кислотами и щелочами. |
|
V день - "День мозаики" Консультация для родителей "Мозаика Ломоносова" Изготовление коробочки-шкатулки. Декорирование шкатулки в технике "мозаика" |
|
VI день - "День минералогии" Консультация для родителей "Геология и минералогия" Опытно-экспериментальная деятельность: Ознакомление с коллекцией камней Классификация собранных камней Сенсорные игры с камнями Опыт "Выращивание кристаллов" |
|
VII день - "День географии" Консультация для родителей "Ломоносов и география" Просмотр фильма об Антарктиде, как материке, существование которого первым предположил Ломоносов Работа с глобусом и компасом" |
|
VIII день - "День оптики" Консультация для родителей "Ломоносов и оптика" Опытно-экспериментальная деятельность: Смешивание цветов "Сделай призму" "Заставь цвета исчезнуть" "Разделяем цвета" "Волокнистая оптика" Знакомство с микроскопом Изготовление мини-микроскопа |
|
IX день - "День металлургии" Консультация для родителей "Ломоносов и металлургия" Опытно-экспериментальная деятельность: Опыты с магнитами Изготовление самодельного компаса |
|
X день - "День истории" Консультация для родителей "Ломоносов и история России" Упражнение в составлении родословных древ Совместная деятельность детей и родителей "Составление семейных родословных"; Работа с генеалогическими древами, принесёнными детьми |
|
XI день - "День астрономии" Консультация для родителей "Труды Ломоносова по астрономии" Наблюдение за звёздным небом Посещение планетария на базе школы №3 |
|
XII день - "День педагогики" Ознакомление с правилами гимназистов, составленными М. В. Ломоносовым Составление собственного "Свода правил для дошколят" Просмотр мультимедийной презентации о М. В. Ломоносове Блицтурнир с использованием мультимедийной презентации |
|
XIII день - "День литературы и русского
языка" Консультация для родителей "Вклад Ломоносова в русский язык и литературу" Прослушивание од М. В. Ломоносова в исполнении Андрея Кабилова Грамматические игры со словами |
|
XIV день - Заключительный день Семейная викторина, посвящённая М. В. Ломоносову Изготовление калейдоскопа Подведение итогов проекта, награждение самых активных участников |
Ресурсы:
7.1. Кадры: воспитатели группы, дети и родители
7.2 Оборудование:
- презентация о жизни и деятельности Ломоносова,
- материалы по ломоносоведению для мини- музея,
- коллекция камней,
- книги, справочники-энциклопедии о жизнедеятельности знаменитого земляка,
- справочная литература "Научные опыты" из серии мои первые книжки, изд. ЗАО "Кристина - новый век" - 2003г.,
- оборудование и материалы для проведения опытной деятельности: микроскопы, камни, минералы, металлы, оптика, и проч.;
- карта, глобус,
- фильм об Антарктиде.
Персонал проекта:
Ф. И. О., должность | Функции, выполняемые в проекте | |
Воспитатели групп. | Организующие, направляющую функцию для активной познавательной деятельность детей и родителей | Разработка конспектов, цикла занятий по ломоносоведению, планов экспериментальной деятельности |
Родители. | Помощь в организации экскурсии к памятнику М.В. Ломоносова | Сбор возможных материалов для мини-музея М.В Ломоносова в ДОУ |
Родители и дети. | Помощь педагогам: - в проведении экскурсий - сбор информации о Ломоносове, - создание коллекции камней. |
- Составление семейного древа -Участие в викторине |
Продукт/результаты:
Ожидаемый результат проекта:
1. Хорошие знания детей и родителей о жизни и деятельности М.В. Ломоносова (более 70%)
2. Высокий познавательный интерес в различных областях знаний детей: физика, химия, география, искусство т.д. (более 70%),
3. Высокий уровень практических исследовательских умений. (более 50%)
Критерии эффективности.
Цель достигнута, если: количество активных участников проекта - 90%
Перечень рабочей документации:
- план проекта,
- материалы по ломоносоведению
- картотека опытно-экспериментальной деятельности
- фотоматериалы мероприятий.