Цель урока: Обобщить и расширить знания по теме «Птицы», научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса.
Оборудование урока: таблица «Охрана птиц», «Редкие и охраняемые птицы»; чучела птиц; выставка книг о птицах; наборы перьев, дидактический материал.
Ход урока
Организационный момент: класс делится в ходе игры на четыре группы. Игра: " Раз, два. три! Класс Насекомых назови, класс Рыб, класс Земноводных, класс Птиц". ( каждому из учащихся предлагается название животного, они определяют к какому классу оно относятся и занимают место за соответствующим столом).
1. Вводная часть.Звучит запись голосов птиц. На экран проецируются слайды с изображением птиц.
Вступительное слово учителя: Сегодня наш урок посвящен птицам. Животным, без которых уже трудно представить себе нашу жизнь( в нашем понимании весна всегда связана со скворцами, море с чайками, роща с соловьями).Птицы прочно обосновались в нашей речи. Мы говорим: Повторяешь, как попугай; Каркаешь, как ворона; Поешь, как соловей. Мы, конечно замечаем этих удивительных животных, но не всегда отдаем им должное и понимаем, какую важную роль они играют в природе и жизни человека. Сегодня мы должны будем не только повторить и обобщить знания о птицах, но и продемонстрировать умение анализировать различную информацию, факты и делать это вы будете, работая в группах. Вы уже сидите по группам (класс разделен на четыре группы по пять- шесть человек.) и вы должны сейчас выбрать ответственного консультанта. Ученики называют консультанта.
2. Итак, первое задание " Угадай птицу". Каждый из вас сейчас получит листочек с 1-2 предложениями, являющимися описанием птицы. Ваша задача составить из этих предложений общее описание , зачитать его и назвать птицу, о которой идет речь. Приложение 1.
3.Н а каждом столе находится таблица. Ее необходимо заполнить. Приложение 2. Всю работу в группе организует ответственный консультант. Он выбирает ученика, ответственного за выполнение этого задания. Заполнив таблицу, он присоединится к основной группе, которая в это время приступает к выполнению следующего задания.
3. Основное задание. На столах находятся книги, таблицы, справочники, которые необходимы для работы. Каждая группа получает листочек с заданием. Приложение 3.
Ученики в группе приступают к работе. Затем следует отчет о выполненном задании.
Когда все задания выполнены, ответственный консультант оценивает деятельность каждого ученика в группе и выставляет оценки в заранее заготовленных листах. При этом учитываются: 1) правильность выполнения каждого задания; 2) уровень самостоятельности.
4. Конверт дружеских вопросов. Каждая группа получает конверт с четырьмя вопросами. На каждый вопрос отвечает один ученик группы. Вопросы распределяет ответственный консультант. Приложение 4. В это время один из членов группы получает и выполняет задание: "Реши задачу". Приложение 5.
5. Самая удивительная птица. Учащимся дается 3 минуты, для того чтобы они составили рассказ о наиболее интересной для них птице.
6. Исправь ошибку. Группам выдается текст, в котором необходимо найти ошибку.
7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов. Каждой группе предлагается оценить работу своей группы по плану: Активность; знание материала; хорошие выступления. Выставление оценок.
Домашнее задание: Составить презентации о птицах, занесенных в Красную книгу НСО (по желанию учащихся).