Оборудование: Компьютер, мультимедийная установка, презентация, листы учета знаний, карточки.
План урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Устная работа – 4 мин.
- Математическая разминка – 7 мин.
- Математический диктант – 3 мин.
- Физкультминутка – 2 мин.
- Буквоград – 7 мин.
- Повторение теоремы Виета – 3 мин.
- Повторение алгоритма решения квадратного уравнения – 3 мин
- Повторение алгоритма решения квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом– 2мин
- Повторение алгоритма разложения на множители квадратного трехчлена – 2 мин.
- Повторение алгоритма решения квадратного уравнения графическим способом– 2 мин
- Знакомство с приемами устного решения квадратных уравнений – 2 мин.
- Самостоятельная работа – 5 мин.
- Домашняя работа – 1 мин.
- Подведение итогов – 1 мин.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.).
Слайд 1 Презентация
Цель нашего урока: обобщить и систематизировать знания и умения по решению квадратных уравнений.
2. Устная работа с классом (4 мин.).
Слайд 2
На экране, записаны уравнения: Слайд 3
- х²+ 3x – 17 = 0;
- 5у² +1= 0;
- x² –4x + 9 = 0;
- 2z² – 5z + 2 = 0;
- 5y²= 1;
- –2x² +7x + 1 = 0;
- x² -6x = 0;
- 7x²=0;
- –x² – 9x=5
- 2x + x² – 13=0
Вопросы учащимся | Примерные ответы |
1. По какому признаку мы можем отнести квадратное уравнение к тому или иному виду? | В зависимости от коэффициентов уравнения. |
2. Назовите номера полных квадратных уравнений | 1, 3, 4, 6, 9, 10 |
3. Назовите номера приведенных квадратных уравнений | 1,3, 7, 10 |
4. Назовите номера неполных квадратных уравнений | 2, 5, 7, 8 |
5. Запишите квадратное уравнение, у которого свободный член равен 7, первый коэффициент равен 1, а второй, равен –15. Как оно называется? | х²-15x+7=0 |
6. От чего зависит количество корней квадратного уравнения? | От знака дискриминанта. |
Самопроверка: Слайд 4
3. Математическая разминка (письменно) – 7 мин.
Ребята, 2013 год в Российской Федерации Годом охраны окружающей среды, а из какого языка к нам пришло слово «экология»? Слайд 5
Для ответа на этот вопрос решите уравнение и по таблице определите: 2x²-7x+6=0: Слайд 6
Язык | Корни уравнения |
Английский | -1,5; 2 |
Латинский | 3; 4 |
Греческий | 1,5; 2 |
Немецкий | -2;1;5 |
Французский | -3; 4 |
Теперь, когда вы узнали, что слово «экология» пришло к нам из греческого языка,
давайте, определим, что оно означает в переводе на русский язык.
Для этого решите неполные квадратные уравнения и запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам и составьте из них слово, некоторые буквы можно использовать несколько раз, что у вас получилось? Слайд 7
1. 3х² +27 = 0; | щ |
2. 2 = 7х² + 2; | ж |
3. 3 х²+ х = 0; | л |
4. 9х² – 4 = 0; | и |
5. 0,5х² – 32 =0; | е |
6. (х – 4)(2х + 7) = 0 | и |
Слайд 8
Итак, «экология» - oikos – это жилище, дом, местопребывание.
4. Математический диктант – 3 мин.
Слайд 9
Сейчас я диктую вам уравнения, вы пишите решение самостоятельно в тетрадь.
Кто не успел, тот ставит прочерк.
1. х² = 13 | х = ± 13 |
2. х² = 49 | х = ± 7 |
3. х² = - 28 | решений нет |
4. х²= 1 | х = ± 1 |
5. 5 х²= 20 | х = ± 2 |
6. (х – 2)(x + 3) = 0 | х = 2; х = – 3. |
Взаимопроверка тетрадей. Каждый правильный ответ оценим 1 баллом. Слайд 10
5. Физкультминутка – 2 мин.
Слайд 11
6. Буквоград – 7 мин.
Слайд 12
А сейчас узнаем, какое главное слово в охранен окружающей среде.
Давайте проанализируем высказывания и определим это слово. Зачеркните в таблице буквы, обозначающие ложные высказывания (номер высказывания совпадает с порядковым номером буквы). Из оставшихся букв получите слово. Слайд 13
- Уравнение х²+19=0 имеет два корня.
- В уравнении х²-4x+4=0 единственный корень.
- В уравнении х²-7x+13=0 сумма корней равна 7.
- Уравнение х²-9x-23=0 не имеет корней.
- Корни уравнения х² -34х =0 являются противоположными числами.
- Корни уравнения х² – 0,25 = 0 равны ±0, 5 .
- Уравнение х²-92x+38=0 является неполным.
- Произведение корней уравнения х² -10x+9=0 равно 9.
- . В уравнении х²+12x=0 один из корней – отрицательное число.
- Уравнение х² = – 43 имеет один корень.
- Корнями уравнения х²-100x+99=0 являются числа 99 и 1.
- В уравнении х² +5х-1=0 дискриминант равен 0.
- Уравнение 13 х² + 26= 0 не имеет корней.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
г | ч | и | м | г | с | р | т | о | п | т | ц | а |
В результате вычёркивания букв должно получиться: ЧИСТОТА
7. Повторение теоремы Виета – 3 мин.
Слайд 14
Давайте вспомним как, не производя вычислений, можно ответить на вопрос:
«Чему равна сумма и произведение корней квадратного уравнения?» (По теореме Виета).
Устно найдем корни уравнений по теореме Виета:
- х²-5x+6=0
- х²-9x+20=0
- х²+3x+2=0
(ответы: 3 и 2; 4 и 5; -2 и -1)
8. Повторение алгоритма решения квадратного уравнения – 3 мин.
Слайд 15
Давайте вспомним, как решаются квадратные уравнения, посмотрим на экран. Решите в тетрадях самостоятельно уравнение 7х² -9x+2=0.
Проверим решение. Слайд 16
9.Повторение алгоритма решения квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом – 2 мин.
Слайд 17
Давайте вспомним, как решаются квадратные уравнения с четным вторым коэффициентом, посмотрим на экран. Решите в тетрадях самостоятельно уравнение 5х² -8x+3=0.
Проверим решение. Слайд 18
10.Повторение алгоритма разложения на множители квадратного трехчлена – 2 мин.
Слайд 19
Давайте вспомним, как раскладываются на множители квадратные трехчлены , посмотрим на экран. Разложите на множители в тетрадях самостоятельно трехчлен 5х² -8x+3.
Проверим решение. Слайд 20
11.Повторение алгоритма решения квадратного уравнения графическим способом – 2 мин.
Слайд 21
12. Знакомство с приемами устного решения квадратного уравнения – 2 мин.
Слайд 22
Устно решим, применяя способы устного решения квадратного уравнения: Слайд 23
- х² +23x-24=0.
- 2х² +x-3=0.
- х² +3x+2=0.
- 5х² +8x+3=0.
13. Самостоятельная работа – 5 мин.
Слайд 24
Урок подходит к концу. Сегодня мы повторили все необходимые математические понятия, формулы и способы решения квадратных уравнений. Итогом нашего
урока будет небольшая самостоятельная работа. Ребята, выполнившие работу быстро, могут решить дополнительно задание, написанное на доске.
Тетради с решением учащиеся сдают на проверку.
14. Домашняя работа – 1 мин.
Слайд 25
Выполнить домашнюю контрольную работу №4.
15. Подведение итогов – 1 мин.
Слайды 26, 27
Список литературы:
- Мордкович А.Г. Алгебра-8.Учебник. М.: Мнемозина,2004.
- Жохов В. И., Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Дидактические материалы по алгебре, 8 класс. – М.: Просвещение, 2009.
- Глазков Ю.А., Тесты по алгебре: 8 класс: к учебнику Ю.Н. Макарычева и др. «Алгебра. 8 класс» – М.:«Экзамен».
- Мордкович А.Г. Алгебра.8 класс. Учебник для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. М.: Мнемозина, 2004.
- Звавич Л. И., Рязановский А.Р. Алгебра.8 класс: Задачник. М.: Мнемозина, 2004.
- Звавич Л. И., Рязановский А.Р.Алгебра.8 класс: Задачник для классов с углубленным изучением математики. М.: Мнемозина, 2004.
- Ковалева Г. И. Уроки математики в 8 классе. Поурочные планы. Часть 2.- Волгоград: Гринина Е. С.,2003.-64с.
- Н.Я. Виленкин и др. Алгебра для 8 класса. Учебное пособие для учащихся школ и классов с угл. изучением математики. М.: Просвещение, 1995.
- Макарычев Ю. Н. и др. Алгебра. 8 класс. Учебник для школ и классов с углубленным изучением математики. М.:Просвещение, 1995.
- С.Н. Олехник, М.К. Потапов, П.И. Пасиченко Уравнения и неравенства (нестандартные методы решения) – М.: Просвещение, 2003.
- Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. - М.: Просвещение,1990.
- Энциклопедический словарь юного математика. Сост. Савин А.П. -М.: Педагогика, 1985.
- Математическая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985.
- В.А.Онищук Урок в современной школе. - М.: Просвещение,1986.
- Математика. 5-11 классы. Коллективный способ обучения: конспекты уроков, занимательные задачи / авт.-сост. И.В.Фотина. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Математика.5-11 классы: игровые технологии на уроках / авт.-сост. Н.В.Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Математика: Открытые уроки. 5,6, 7, 8, 9, 11классы. Вып. 2./ Авт.-сост. Н. М. Ляшева и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Математика. 5-11 классы: уроки учительского мастерства / авт.-сост. Е.В. Алтухова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Математика. 5-8 классы: игровые технологии на уроках / авт.-сост. И.Б. Ремчукова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Глейзер Г.И. История математики в школе 7-8 класс. М.: Просвещение, 1982.