Работа представляет собой разработку урока по теме «Литосфера» в 6 классе, предназначена для учителей географии, работающий по любой программе из-за универсальности предлагаемых заданий. Разработка урока соответствует программе по географии для общеобразовательных школ. Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений; с использованием ИКТ (интерактивная доска). Структура урока позволяет достигать поставленной цели - обобщить и закрепить знания по теме «Литосфера», благодаря заданиям разного уровня сложности. В структуре урока выделяются следующие этапы:
- Организационный этап.
- Этап подготовки к активному и сознательному усвоению материала.
- Этап оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях.
- Этап формирования выводов.
- Этап информации о домашнем задании,
- Оценка результатов урока.
Основными методами и приемами работы на уроке были выбраны: частично-поисковый, решение проблемных вопросов, беседа, индивидуальная и фронтальная работа, работа с атласом, самостоятельная работа. Подготовленная презентация позволяет повысить темп урока и активность учащихся на уроке. Работа создана при использовании программ: «Microsoft Office Power Point», «Microsoft Office Word». Объём работы: аннотация, презентация , самостоятельно созданная интерактивная игра, подобранный материал для доски по теме «Вулканы» (видеоряд с заданиями для озвучивания действий) , созданная самостоятельно контурная карта формата Panaboard для закрепления знаний форм рельефа мира; конспект урока с комментариями, технологические карты.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (урок-игра).
Цель урока: обобщить и закрепить знания по теме «Литосфера».
Задачи:
- образовательные: повторить и систематизировать знания по пройденной теме, обобщить и создать целостное представление о литосфере;
- развивающие: продолжить формирование пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения, монологической речи; умений и навыков работы с картой и другими источниками информации, создать положительную мотивацию к изучаемому предмету.
- воспитательные: воспитывать внимательное отношение к природе, окружающему миру, основы рационального природопользования.
Используемое оборудование: физическая карта полушарий на доске - цифровая и обычная (бумажная), атласы по физической географии 6 кл., интерактивная доска, презентация «Литосфера – твердая оболочка Земли», маршрутные листы урока, коллекция горных пород и минералов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению материала.
Вступительное слово учителя, в котором подчеркивается значение материала темы, сообщается цель урока.
Все изменения в природе происходят под воздействием внутренних и внешних сил Земли. Ученые пытаются познать силы природы, выявить ее закономерности. Особенно мало изучены недра Земли. Люди смогли проникнуть на глубину лишь 12 км, пробурив на Кольском полуострове самую глубокую скважину. Представьте себя важными деятелями науки, которые уже достаточно осведомлены об особенностях твердой оболочки Земли.
3. Этап оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях.
Начинаем проводить исследование литосферы. Итак, мы на поверхности Земли, а теперь давайте углублять наши знания, чтобы это сделать нужно, спуститься к центру Земли. Осторожнее, вы чувствуете, что становится жарко, почему? (температура растет на 30С на каждые 100 м в глубину).
Какие слои нам придётся пересечь, чтобы попасть к центру Земли?
1. Работа со схемой «Внутреннее строение Земли» на слайде презентации, с помощью интерактивной доски подписываются основные составные элементы (индивидуальная работа ученика).
2. А мы продолжаем…«Они рождаются, живут и умирают как живые существа». О чём идет речь? Почему выбран такой эпиграф? С чего начинается рождение горных пород? Работа с текстом на интерактивной доске «Горные породы», заполнение пропусков (фронтальный опрос). Текст.
«Магма ……………и застывает на глубине, либо прорывается на поверхность, становясь …….. Так появляются …………….породы
Оказавшись на земной поверхности горные породы, изменяются под действием ... (ветра, воды, солнечных лучей, температур, с помощью жизнедеятельности живых организмов и т.д.) появляются…………..горные породы. А ещё, также как и с людьми, с горными породами случаются разные изменения (……………..) и тогда появляются …………….. породы.
Горные породы, используемые человеком в хозяйстве, называют ………...?
В коллекции горных пород и минералов найдите мрамор, гранит, известняк, каменный уголь, мел, слюду, бурый уголь., магнитный железняк, песчаник индивидуальное задание).
3. Решаем проблему. «На образование нефти в земной коре уходит 250 млн. лет. Человек интенсивно использует нефть в хозяйстве. Какие меры необходимо принять для сохранения недр?» (метод мозгового штурма, монологические ответы учащихся).
4. Задания по теме: «Вулканы». Определите вулкан ( работа с атласами).
Координаты | Название | Местонахождение | Высота | Вид вулкана |
410 с.ш. 130 в.д. | ? | Евразия | 1279 м | ……..вулкан |
320 ю.ш. 700 з.д. | ? | Южная Америка | 6962 м | ………вулкан |
Решаем проблему: Может ли вулкан появиться в твоем дворе?
(анализируем карту «Сейсмические районы Земли», аргументируем).
Закрепляем знания о вулканах с помощью записи работы с интерактивной доской , комментируем видеоряд.
Физкультурная пауза.
Тему долго повторяли и немножечко устали,
И поэтому всем тут срочно нужно отдохнуть.
Встали из-за парт все дружно. Гору нам представить нужно,
На вершину посмотрели, на подошву посмотрели.
Покружили головой, «Не пора ли нам домой?».
Поскакали, но слегка, поискали «Где бока?».
Развернулись все кругом и работать вновь начнем.
5. Работа с интерактивной доской, интерактивная игра « Самый умный»
(закрепление знаний основных понятий и терминов по теме, обучение работе с Panaboard). Правильный ответ фиксируется в тетради, это дополнительный балл.
6. Игра «Третий лишний», самостоятельное письменное задание . Объекты игры – формы рельефа мира Примеры.
- Анды, Гималаи, Амазонская низменность.
- Кавказ, Западно-Сибирская низменность, Восточно-Европейская равнина.
- Уральские горы, Кордильеры, Альпы.
- Среднесибирское плоскогорье, Западно-Сибирская низменность, Прикаспийская низменность.
- Везувий, Ключевская Сопка, Анды.
- Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская низменность, Амазонская низменность.
- Прикаспийская низменность, Западно-Сибирская низменность, Амазонская низменность.
- Кордильеры, Анды, Гималаи.
7. Тест-тренинг по теме «Формы рельефа», формирование пространственного мышления и картографических навыков с контурной картой формата Panaboard.
4. Формирование выводов по изученному материалу.
Стадия рефлексии. Учащиеся отвечают на вопросы:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
5. Этап информации о домашнем задании.
– сообщение домашнего задания, методики его выполнения.
6. Оценка результатов урока.
Учитель благодарит и оценивает работу учащихся.