Моё педагогическое кредо
«…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». К.Д. Ушинский
В своей педагогической деятельности я не могу допустить, чтобы в глазах моих учащихся появилось разочарование, связанное с принуждением к учебе. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях.
Будить мысль ученика, побуждать к действию помогают индивидуальные разноуровневые задания, практические работы, задания занимательного и творческого характера.
Считаю важным в своей работе убедить учащихся, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Ну а для развития самостоятельности хорошо, если учащиеся сами заметят свою ошибку или ошибку товарищей, исправят ее и больше не повторят её.
На мой взгляд, наиболее эффективно применять на уроках математики информационные технологии при мотивации введения нового понятия, демонстрации моделей, моделировании, отработке определенных навыков и умений, контроле знаний, подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Актуальность опыта
В настоящее время методика обучения переживает сложный период. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе.
На современном этапе развития образования, считаю, имеет смысл разрабатывать и апробировать систему уроков с применением новых информационных технологий. Трудно представить современное образовательное учреждение без компьютерного класса. Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения и познавательную активность обучающихся.
Длительность работы над опытом
Разработка опыта проводилась три года, в течение которых уточнялись и корректировались отдельные моменты, тщательно изучалась динамика роста качества знаний учащихся.
1-й этап 2010-2011 г.г. - Анализ теории и практики внедрения современных образовательных технологий на уроках математики, осознание актуальности проблемы, выделение объекта исследования.
2-й этап 2011-2012 г.г. - Определение целей и задач, разработка уроков и внеклассных мероприятий. Моделирование содержания с корректировкой действий. Подготовка выступлений и докладов.
3-й этап. 2012-2013 г.г. - Обобщение результатов исследования и их оформление. Выступления на педагогическом совете, методическом объединении и в ГБОУ ВПО Самарской государственной областной академии (Наяновой).
Технология опыта
Технологическая сторона моего опыта «Развитие познавательной деятельности учащихся и использование информационных технологий на уроках математики с целью повышения мотивации к обучению» предполагает постановку следующей цели: создание оптимальных условий для успешного обучения.
Поэтому мой опыт направлен на достижение следующих целей:
- Выявить возможности и особенности использования средств современных педагогических технологий при изучении математического материала на уроках.
- Выделить основные направления использования средств информационных технологий при изучении математики.
- Выявить степень повышения познавательной активности учащихся через внедрение в процесс обучения математике современных информационных технологий.
Исходя из выше сказанного, применение информационных технологий при изучении математики в первую очередь требует высокой подготовки учителя-профессионала, который не только знаком со средствами ИКТ и умеет с ними работать, но и должен обучить своих учеников владеть ими.
Еще одно применение информационно- коммуникационных технологий
Не секрет, что академическая успешность учащегося определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Современные ученики прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
Предмет математики в курсе общеобразовательной подготовки является наиболее сложным для учащихся, и перед преподавателем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математике.
Опыт моей работы обобщен и представлен в банке методических идей нашей школы, а также я представляла свой педагогический опыт на районных и областных методобъединениях. Это и открытые уроки, использование компьютера на уроках математики в 6, 7, 8 классах, и т.д. У меня есть электронное портфолио учителя математики, классного руководителя, содержащее все собственные разработки к урокам, раздаточный материал, презентации по темам к предметам: математика, алгебра, геометрия, а также внеклассным мероприятиям, педсоветам и родительским собраниям.
Основные направления
Итак, основная цель моей работы - изучение и применение новых средств, форм и методов обучения для повышения эффективности урока и развития познавательной активности учащихся.
Выделю основные направления моей работы по данной теме:
- Исследование положительных и отрицательных факторов использования ИКТ
- Изучение прикладного программного обеспечения, необходимого для создания материалов
- Изучение и использование Интернет- ресурсов
- Создание презентаций, тестов, дидактических материалов и т.д.
- Формирование банка материалов
Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель - монотехнологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа ребенка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы.
Вот тут и напрашивается следующий пункт моей работы:
Компьютерные технологии - за и против
Изучая различную литературу и источники Интернет можно сделать вывод, что эффективность процесса обучения с использованием компьютерных технологий возможна только в том случае, если созданы необходимые для этого условия. Их отсутствие может привести к нежелательным последствиям. А именно:
- При превалирующем использовании ИКТ на уроке можно заслонить основные учебные цели
- В рабочем графике преподавателей не отведено время для исследования возможностей Интернет
- Отчуждение детей друг от друга
- Ухудшение зрения
- У преподавателей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются ИКТ
- Утомляемость
- Ограничение подвижности учащихся
Последний и самый важный пункт «против» я вынесла в отдельный абзац: Несмотря на преимущества и перспективы включения Internet–технологий в образование, существует область образования, где развитие информационных технологий, с точки зрения педагогов, принесло больше вреда, чем пользы. Если в бумажную эру наиболее распространенным способом обойти контроль было списывание домашнего задания у соседа по парте или обмен курсовыми работами в масштабах одного вуза, то сейчас обмен рефератами и подобным материалом поставлен на поток: найти реферат на интересующую тему в Internet или на специальном СDне составляет особого труда.
Вместе с тем, следует отметить положительные стороны в использовании ИКТ в образовательном процессе:
- Новизна работы с компьютером вызывает у обучающихся повышенный интерес к работе с ним и усиливает мотивацию учения
- Цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации
- С помощью компьютера может быть реализована личностная манера общения
- Компьютер активно включает учащихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решением
- Становится шире набор применяемых учебных задач
- Благодаря компьютеру учащиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступной информации
- По мере перехода от типографских учебников к компьютерным и от них к сетевым растет оперативность подготовки материала.
Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет преподавателю в определённой степени добиться следующих целей:
- представить на уроках математики максимальную наглядность (благодаря настройки изображений, анимации и др);
- использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью добиться максимальной эффективности урока;
- использование тестовых программ с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу.
Применение средств информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Индивидуальная работа ученика за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.
Говоря о пользе компьютерных технологий в обучении, не следует, однако, считать компьютер абсолютно универсальным средством. Он призван содействовать достижению общеобразовательных целей, не превращаясь при этом в основное средство передачи знаний. Компьютер не должен подменять собой взаимоотношения между преподавателем и учащимся, в противном случае образование утратит гуманитарный аспект.
Использование информационно- коммуникационных технологий
Одним из компонентов выше предложенной формулы педагогических технологий являются средства, приёмы, методы. Следовательно, стоит определить, что же можно рассматривать в качестве средств (приёмов) ИКТ.
Поэтому перед применением компьютера на своих занятиях я сама решила изучить его возможности.
Параллельно я приступила к изучению и использованию Интернет-ресурсов. Среди их многообразия хочу выделить Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расположенную на сайте: http://school-collection.edu.ru/. Здесь размещены учебно-методические материалы, которые ориентируют педагога на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий. Представлены в Коллекции и инновационные учебно-методические разработки, мотивирующие к использованию образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, делающих ее адекватной требованиям информационного общества.
Использование Интернет – ресурсов позволяет:
1) мне, как преподавателю, пополнять банк материалов для проведения уроков. Для этой цели я посещаю следующие образовательные сайты:
- www.openclass.ru;
- www.pedsovet.su;
- https://urok.1sept.ru;
- www.uroki.net;
- http://www.klyaksa.net и др.
2) учащимся:
- находить нужную информацию при подготовке докладов, рефератов, сообщений и т.д. Для этого им предоставляется большой объём информации;
- проверять и оценивать свои возможности, выполняя тестовые задания в режиме онлайн как в школе, так и в домашних условиях.
Практическое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс возможно только при наличии позитивного отношения педагогов и учащихся к вопросу применения компьютера. Поэтому немаловажным является создание на занятиях атмосферы, способствующей формированию у школьников положительных мотивов к использованию персональных компьютеров в познавательной деятельности.
Использовать ИКТ на уроках математики можно по-разному:
Использовать видеопроектор и экран, при этом все можно сделать в любом доступном редакторе намного красочнее, крупнее, нагляднее, ведь мы не ограничены в использовании цветов, и нам ничего не надо экономить, мы не тратим бумагу и краски. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда PowerPoint. Слайды, созданные в этой среде должны отображать основные этапы урока. Если коротко, то мы заготавливаем электронные плакаты. Это крупно, ровно, красочно, ярко.
В моей работе, в последнее время все большей популярностью пользуются компьютерные мультимедийные обучающие программы и использование интерактивной доски и видеоуроков. Это – озвученные видеофрагменты, фотографии, модели, тексты, которые могут быть использованы для презентаций, докладов, рефератов и других творческих работ учителя и ученика.
Склонные к углубленному обучению учащиеся с удовольствием работают на компьютере, пользуются множеством компьютерных приложений. При углубленном подходе к обучению школьники получают удовольствие от работы на компьютере.
Перспективы:
- вовлечение учащихся в сознательную деятельность (по самостоятельному изготовлению презентаций с помощью компьютерных средств и средств мультимедиа);
- использование Интернет ресурсов (при выполнении творческих заданий, при написании рефератов, при поиске необходимой информации и т.п.) не только педагогом, но и учащимися.
В содержание обучающей программы, целью которой является практическая отработка или коррекция навыков и умений, может быть введена короткая игра после каждого правильно выполненного задания.
Внедрение компьютерных технологий не только обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыграло и неоценимую роль в том, что ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку, они увидели в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить.
Накопленный опыт, показывает, что применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и обучающихся, стимулирует освоение ими довольно серьезных тем математики, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
1. Для объявления темы
Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
Учащиеся лучше включаются в работу, если в начале новой темы показать её связь с предыдущими занятиями. Например, в 6 классе при изучении темы «Координатная плоскость» целесообразно актуализировать знания, уже известные учащимся. Это можно сделать через выполнение практического задания по теме «Координатная прямая».
2. Как сопровождение объяснения учителя
В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, демонстрацию последовательности действий для выполнения практической работы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь. Показ такой презентации производится преподавателем на одном компьютере с применением средств проекции на настенный экран.
3. Как информационно-обучающее пособие
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний.
Мультимедийное приложение позволяющее организовать такую работу должно быть более полным и включать в себя материалы по нескольким сопутствующим темам. Структура презентации в этом случае должна быть достаточно сложной, нелинейной, с большим количеством разветвлений и основываться на "ручной" навигации по присвоенным тем или иным объектам ссылкам на другие кадры, срабатывающим, когда пользователь выполняет щелчок мышью на соответствующем объекте.
4. Для контроля знаний.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.
Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации, тесты.
Считаю, что важно обучать учащихся работать с тестом и в диалоговом режиме с компьютером, для этого использую программу для создания тестов "Simylator", а также диски - подготовка к ЕГЭ из серии "Репетиторы Кирилла и Мефодия".
Преимущества использования мультимедийных презентаций
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль. Учащиеся получают довольно большой объем научно-познавательной информации, что позволяет им не только получать определенные знания, но и углублять их.
Результаты и выводы
Сделаю выводы о результатах моей работы на данный момент. Применение средств ИКТ на уроках позволило мне:
- Экономить время на уроках;
- Совершенствовать традиционные методы обучения;
- Реализовывать личностный и дифференцированный подходы в обучении;
- Повысить мотивацию обучения, а как следствие:
- Улучшить усвоение предмета.
В дальнейшем я планирую продолжить изучение программных продуктов, ресурсов Интернет, их применение в образовательном процессе в качестве педагогических средств обучения. Результатом своей работы хочу увидеть:
- дальнейшее повышение мотивации обучения, и, следовательно, качества знаний,
- участие учащихся в дистанционных олимпиадах и конкурсах по математике, в том числе и интеллектуального характера,
- формирование компетентной личности в области ИКТ с целью дальнейшей социализации.
Я считаю, что использование современных образовательных технологий в практике обучения способствует созданию и поддержанию высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; увеличивает объем и прочность полученных на уроке знаний, умений и навыков, является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.