Современное образование подразумевает деятельностный подход, практическую направленность в обучении. Одним из ярких элементов данного подхода является исследовательская деятельность.
Приобщение учащихся к исследовательской деятельности и выполнению творческих заданий на уроках химии позволяет создать благоприятное условие для их самообразования и профессиональной ориентации.
Задача учителя сегодня – научить ребенка учиться, находить самостоятельно ответы на свои вопросы.
Изучение основ химии невозможно без уроков с использованием химического эксперимента, который лежит в основе исследовательского метода.
Исследовательская деятельность реализуется через уроки с элементами исследования, уроки-исследования, практические занятия исследовательского характера, домашние исследования.
Пример домашнего исследования по теме «Кристаллогидраты» 9 класс – Сравнение кристаллов меди, выращенных в разных условиях.
Ученик, попробовав себя в роли исследователя, максимально усваивает новый материал.
Исследовательская деятельность в учебном процессе заинтересовала меня, когда я работала методистом в медицинском колледже в г.Красноярске, где мы с коллегами издали брошюру «Выполнение, представление и защита научно-исследовательских работ». Это стало основой при разработке «Карты исследования» для учащихся в школе, которая позволяет выстроить алгоритм исследовательской работы.
Прежде чем перейти к самостоятельному выполнению исследований по карте, я обучаю выявлять проблему, ставить цели, формулировать гипотезу, делать выводы.
Для этого использую такие вопросы как, «С чего необходимо начинать исследование?», «В чем проблема?», «Как можно выдвинуть гипотезу?» и другие.
Так, например, постановка проблемы на уроках:
Тема «Свойства глюкозы» в 10 классе – «Исходя из строения глюкозы, какие возможны свойства? или «Зная химические свойства глюкозы, какое должно быть строение?»
Данную карту можно использовать полностью или ее элементы на уроках, на элективных курсах.
Структура карты имеет свои особенности.
Каждый элемент исследования обозначен определенной геометрической фигурой, что позволяет учащимся быстро ориентироваться по карте.
Каждый этап прорабатывается с учениками последовательно с заполнением карты исследования.
На всех практических занятиях мы анализируем результаты и делаем выводы, определяем практическую значимость самого опыта или полученных результатов.
В процессе обучения я постепенно усложняю исследовательскую деятельность учащихся и увеличиваю долю их самостоятельности в выполнении заданий в такой последовательности:
- сначала совместное проведение простейших опытов и соответствующих рассуждений с использованием единичных понятий изучаемой темы;
- затем выполнение несложных исследований по плану под моим руководством;
- и самостоятельное планирование и выполнение исследовательских заданий.
Таким путём у учащихся формируются умения всё более высокого уровня.
После внедрения мною «Карт исследования» и использования исследовательских задач были выявлены следующие результаты:
Увеличилось число учащихся, выбирающих экзамен по химии в 9 классах, посещаемость элективных курсов, качество по предмету, число учащихся, занимающихся внеклассной научно-исследовательской работой. Выпускники продолжают занятия исследовательской деятельностью в вузах.
При проведении анкетирования мной было выявлено, что задания исследовательского характера с использованием «Карты исследования» вызывают наибольший интерес у учащихся.