I. Цели:
- Сформировать представление о процессе развития модернизации ведущих стран Запада во второй половине XIX века (на примере Англии и Германии).
- Выделить взаимосвязь между объединением Германии и превращением ее в лидера Западной Европы.
Формулирование проблемы: Какая страна Европы занимала передовые позиции в 1870-1880 годах.
Нам предстоит исследование показателей четырех европейских государств, которое мы будем проводить в группах. Результатом нашей работы должна стать заполненная таблица по теме урока. На этом уроке мы сравним развитие двух стран: Германии и Англии.
II. Класс делится на группы.
- Группа 1. Модернизация Германии.
- Группа 2. Англия.
- Группа 3. Франция: Второй империи к Третьей республике.
- Группа 4. Модернизация Италии.
Правила работы в группе:
- Выбрать организатора работы – капитана.
- Прочитать карточку с заданием.
- Распределить работу между участниками группы.
- Определить, кто и как будет представлять полученные результаты (каждый свой вопрос; один или два лучших оратора).
- Вначале необходимо вспомнить, что такое модернизация – длительный и сложный процесс, в ходе которого на основе индустриализации изменения охватывают все стороны жизни общества.
На основе имеющихся знаний вместе с учащимися формулируются основные линии сравнения. Каждая группа получает карточку.
|
Страна ________________ |
1. Успехи модернизации экономики
|
Завершен ли промышленный переворот. Какие отрасли промышленности развиваются. Банковское дело. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие сельского хозяйства. Мелкие предприятия и корпорации. |
2. Развитие общественных отношений |
Соотношение городского и сельского населения. Гражданские права. Трудовое законодательство. |
3. Развитие политических отношений |
Форма правления, режим. Конституция. Законодательная власть (парламент), исполнительная власть. |
4. Основные направления внешней политики |
Основные направления колониальной политики. |
5. Вывод |
Какой тип общества: аграрно-индустриальный (большинство процессов модернизации не завершены); индустриально-аграрный (большинство, но не все процессы модернизации завершены); индустриальный (в основном процессы модернизации завершены). |
III. Самостоятельная работа.
IV. Выступление групп, сравнение результатов.
Примерные ответы
|
Германия |
Англия |
1. Успехи модернизации экономики
|
Завершение промышленного переворота. |
Высокий уровень развития и в промышленности и в с/х. |
2. Развитие общественных отношений |
Население городов растет, к 1910 2/3. |
85% проживает в городах. |
3. Развитие политических отношений |
Конституционная монархия. |
Конституционная монархия. |
4. Основные направления внешней политики |
Империя готовится к большой войне. Стремление к господству в Европе. |
Колониальная империя. Официально с 1876 г. |
5. Вывод |
Модернизация почти завершена. Индустриально-аграрная страна. Новый лидер. |
Индустриальная страна. |
Выводы учащихся: наиболее успешно по пути модернизации шла Англия. Германия становилась для нее опасным соперником в экономике, в расширении колониальных захватов. Это определяло международную политику как в этом, так и в последующих периодах.