Урок технологии на тему "Санки-салазки". 7-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-практикум.

Тема урока: Выполнение проекта: «Санки-салазки». Художественная обработка древесины и создание изделий из конструкционных материалов.

Цель:

  • способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства;
  • закрепить знания приемов практических работ по выполнению творческого проекта
  • закрепить умения практического изготовления изделия по собственному проекту

Планируемые достижения:

Предметные:

  • представление о народном промысле – сквозной пропильной резьбе по дереву;
  • умение видеть форму, цвет, декор изделия и передавать единство этих качеств в объёмных работах;
  • умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе традиционной росписи по древесине ;
  • Умение выполнять модульную конструкционную сборку изделия.

Метапредметные(УУД):

  • Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
  • Моделирование (макетирование объемной формы);
  • Дизайн-конструирование изделий новых форм на основе традиционных технологий.

Оборудование:

Для учителя:

  • оригинальные образцы деревянных резных изделий, выполнен ные мастерами промысла;
  • модели деревянных резных изделий, игрушек (работы обучающихся по мотивам резчиков- мастеров);
  • цветные иллюстрации с изображением образцов санок-салазок, слайды и репродукционный ряд;
  • таблицы с элементами узоров росписи по древесине
  • цветные таблицы с вариантами традиционных русских просечных узоров по дереву.;
  • фрагменты фильма из истории санок.

  • образцы рисунков-упражнений и опорных технологических карт-таблиц по конструированию собственного варианта резного декора: Приложение 1 (Данные варианты построения просечного декора находятся у каждого учащегося в памяти мобильных устройств – планшетов, телефонов и т.п.).
  • мультимедийная презентация «АЗБУКА УМЕНИЯ».

Для учащихся:

  • рисунки, иллюстрации с изображением резных узоров;
  • таблицы с элементами узоров в росписи (например – Урало-сибирской);
  • раздаточный материал: электронные опорные карты, мотивы, символы и азбука технологического процесса сборки конструкционных изделий;
  • электронная памятка по безопасности труда (в карманных электронных носителях и на стенде проекционном);
  • конструкционные готовые детали изделия на каждого ученика;
  • инструменты, материалы и оборудование; Приложение 2
  • лакокрасочные и отделочные материалы; Приложение 2

Музыкальный ряд:

  • вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
  • Использование музыки на уроке проходит в следующей последовательности: песенные мелодии звучат со сменой ритма и громкости как сопровождение слова учителя в драматургической завязке, а бестекстовые мелодии фольклорного характера звучат негромко фоном во время самостоятельной практической работы учащихся.

Литературный ряд:

  • Стихи о резных санках-салазках;
  • Загадки о санках;
  • Кроссворд «Народные промыслы. Резные узоры» (дополнительно для детей, которые раньше закончат выполнение работы).
  • Пословицы и поговорки о санках-салазках.

Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в ученических сборочных работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.

Межпредметные сязи: на каждом этапе урока учитель конкретизирует цели и задачи определенного момента урока, озвучивает связь темы урока с учебными предметами – математикой, географией, историей, литературой и музыкой.

Дифференцированный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора по объемной форме до упрощенной плоскостной композиции в квадрате, прямоугольнике, полосе, варианты традиционного шипового крепления отдельных модулей конструкции – до современных крепежных соединений: шурупами-саморезами, винтами-стяжками, потайными и барашковыми винтами, накладными клеевыми методами.

Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.

План урока 

I. Подведение к цели урока.

1. Прослушивание стихотворения о мастерах-резчиках. Драматургическая завязка. Подведение к цели урока.

Настоящим мастерам-резчикам

Посвящено стихотворение Дмитрия Блынского

В грубые передники одеты –
У кого в деревне ни спроси, -
Вечно мои прадеды и деды
Плотниками были на Руси.
Не на них ли с малолетства глядя,
В руки брали сыновья топор.
Потому и мастерами дяди
Значатся в округе до сих пор.
Сколько обтесал отец мой бревен!
Вот они встают передо мной:
Друг за другом положить их вровень –
Был бы опоясан шар земной.
На земле стоят дома и хаты.
Где б я ни был, я как дома в них:
Может, здесь стучал топор когда-то
Одного из родичей моих.
Разве мы когда-нибудь забудем
То, чем родословная жила,
Коль несли крупицу счастья людям
Вздох пилы и поворот сверла.
Пусть пора иная наступила,
Век электропил – твоя пора!
Только родились электропилы
От простой пилы и топора.

Так же эмоционально созвучны темам любви к родному краю и следующие стихи, которые могут быть использованы учителем в качестве драматургической завязки к урокам;

Н. Языков
Мой друг, что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее.

С.Есенин
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

***
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась под окном.
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.
Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная мощь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

II. Освоение нового материала.

  1. Беседа о технологических методах и приемах завершающего этапа в проектной практической деятельности (мультимедийная презентация «Азбука умения»).
  2. Повторение - закрепление изученного материала (анализ дидактического и натурного материала).
  3. Игра «Найди свой узор»
  4. Физминутка.
  5. Постановка художественной и практической задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи поверхности санок, вариантов крепления отдельных деталей в целое изделие).

III. Применение освоенного в практической деятельности.

Практическое выполнение задания. Кистевая роспись масляными и аэрозольными красками по форме предмета, по трафаретам и шаблонным вставкам, конструкционная сборка.

IV. Оценка результатов.

Выставка и оценивание работ. Три главных мастера-художника из числа учащихся оценивают выполненные работы в своих группах, комментируют оценки. Учитель корректирует оценку. Выставочный вариант оценки творческих работ учащихся позволяет проводить фронтальное оценивание работ всего класса. Учащиеся определяют на основе визуальных и проговоренных критериев удачные и ошибочные моменты, лучшие работы в конкретном классе.

Ход урока

I. Подведение к цели урока.

В кабинете оформлена выставка деревянных резных игрушек-оригиналов и созданных детьми, на доске висят изображения резных деревянных изделий.

Драматургическая завязка урока.

Цели и задачи:

  • для учителя – познакомить учащихся с традиционными промыслами резьбы и росписи, историей, традициями и технологией промыслов;
  • для учащихся – создание мысленного и зрительного художественного образа будущего изделия и декора на примере фольклорных и исторических мотивов и символов, будущего цельного продукта – санок-салазок.  

Учитель. – Ребята! Чтобы уметь создавать авторское изделие, чтобы предлагать его как готовый продукт, необходимо постичь азбуку творческого умения (демонстрируется презентация «Азбука умения» со стихами и комментариями учителя)

Изучив азбуку, мы можем складывать слова и предложения, то есть мы поймем технологический язык или формулу творческого подхода к созданию санок-салазок. (Учитель показывает на экране и доске варианты резного декора и принципы практической деятельности на уроке).

Почему так важно помнить традиции промыслов и развивать их вам – современникам, уметь проходить тропою мастера от задумки до готового изделия?

Я хочу вам сегодня рассказать интересные факты из истории русских (и не только) санок. Рассаживайтесь поудобней и слушайте. Приложение 3

Вот так, ребята, всего за пять-шесть минут мы совершили прогулку из глубины веков до наших дней по истории таких древних и таких современных в наши дни САНКАХ-САЛАЗКАХ.

Учитель.Понравилась вам ребята эта история? А различные виды санок и саней?

Давайте внимательно рассмотрим виды резьбы и декора на наших натурных работах, на нашей ярмарке полезных изделий. «Главный мастер» из числа учащихся передает ребятам оригинальные изделия с комментариями и предложениями по форме и декору.

II. Освоение нового материала.

Закрепление-повторение изученного материала (экспресс-просмотр выполненных на прошлых уроках модулей с самоанализом и комментированием).

Цели и задачи:

для учителя – научить учеников особенностям технологии конструкционной сборки изделия, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям;

для учащихся – познакомиться с традиционными видами росписи, материалами, научиться креплению и сборке в материале из нескольких модулей целого конструкционного продукта – резных санок-салазок.

Какая характерная отличительная особенность у санок-салазок?

Санки-салазки собираются из экологически чистых материалов, должны быть прочными, легкими, удобными, полезными, красивыми.

  • Какие элементы растительного орнамента использовали мастера?

Цветы, листья, полосы и завитки, бордюрные и бесконечные виньетки, круговые и геометрически правильные центровые композиции с ярко выраженным симметричным узором, сочетание крупных и средних элементов.

  • Какие цвета брали для росписи санок?
  • Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный (чаще как контур). Сочетание контрастных, теплых и холодных с преобладанием ярких теплых цветов придавало праздничный и нарядный вид готовым салазкам.

- В современных санках и санях яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

  • Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).

А теперь переходим в рабочую зону и одеваем форму (халаты, курточки, защитные фартуки и перчатки, подготавливаем верстаки и инструментарий для декоративной художественной отделки после окончательной модульной сборки)

2. Упражнение на закрепление изученного материала .

Цели и задачи:

для учителя – научить учащихся основным приемам сборки отдельных узлов в традициях промысла;

для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков технологии сборки и «печати» декора методом трафаретного поролонового тычка, вертикального аэрозольного напыления.

Учитель. – Посмотрите, на доску. Вы видите, какие приемы использовали старые мастера при креплении отдельных деталей. Это и шипы, и проушины, и шкантовые приемы, и резьбовые соединения. Определите сами, какие приемы вам понравились. Попробуйте на отдельных заготовках тот или иной метод. Помните – возможны и комбинированные приемы соединения в зависимости от толщины соединяемых деталей. Например, боковые несущие стенки-полозья санок и крепления днища-сиденья рекомендую присоединить с помощью винтов-стяжек с предварительной проклейкой торцевых частей.

3. Игра «Найди свой узор».

Цели и задачи:

для учителя – организация командной(групповой) игры для мотивации и закрепления образа,

для учащихся – организованное самоуправление и развитие коллективного творчества по конкретной теме.

Учитель. – А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат отдельные шаблонные элементы узоров урало-сибирской росписи. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших узоров элементы. Чья команда первой закончит и правильно подберёт узор на сиденье санок в плоскости квадрата, та и победит в нашей игре (дети выполняют задания игры). Только необходимо помнить, что наряду с цветовым плоскостным декором в ваших санках уже присутствует просечной растительный узор и свои построения вы выполняйте с учетом ритма и символики резного узора конкретных санок, чтобы не разрушить общую целостность и гармонию просечного и цветного декора.

4. Физминутка. Проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.

5. Постановка художественной задачи.

Цель для учителя и ученика – выбор орнамента и цветовые решения для декорирования сидений и боковых поверхностей саней.

Учитель. – Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на верстаках находятся сделанные вами на прошлых занятиях детали санок-салазок, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этого изделия, которое вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

6. Постановка практической задачи.

Цель для учителя и ученика – выбор способа крепления отдельных модулей в целую конструкцию.

Учитель – А теперь, ребята, приступайте к выполнению практической и художественной задач. Кто-то может собирать детали в целое, а кто-то в соседней мастерской может декорировать спинки, сиденье и боковинки, а потом собрать в целое. Работаем индивидуально и в малых подгруппах по 2-3 человека в зависимости от сложности проектного изделия.

Во время самостоятельной практической деятельности учащихся мягко звучит фоновая народная музыка.

Приложение 4

III. Применение освоенного в практической деятельности.

6. Практическое выполнение задания . Самостоятельная творческая работа учащихся.

Цели и задачи:

  • для учителя – помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;
  • для учащихся – выполнение цветового декора по объемной форме с соблюдением традиционных технологий, сборка отдельных готовых модулей в единое целое изделие с помощью крепежных методов, выбранных самим учеником или группой учеников при групповой окончательной работе.

 IV . Оценка результатов.

Выставка работ, анализ и экспресс-просмотр с автокомментированием.

Цели и задачи:

  • для учителя – обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование экспресс-просмотра детских работ, оценка и домашнее задание;
  • для учащихся – самооценка творческих работ, видение и оценка своего труда и труда своих товарищей, комментирование, игровой момент «Художник и зритель».

Во время просмотра итоговых творческих работ учащихся вначале оценку выставляют главные мастера из числа учащихся. Учитель корректирует порядок оценивания труда товарищей на основе выработанных критериев, комментирует каждое изделие и предлагает варианты по улучшению конструкции и декора.

Авторы работ рассказывают, что по их мнению удалось реализовать в проекте, а что бы они изменили в случае выполнения подобной работы.

Поскольку это завершающий урок (2 часа) из цикла из четырех уроков (8часов), ученики проговаривают не только выполненное на данном уроке, но и комментирую весь технологический и творческий труд над творческим проектом, проводят анализ экономических расчетов по определению себестоимости и цены получившегося продукта, рекламируют свое изделие.

На экспресс-просмотр целесообразно приглашать младших школьников, родителей.

Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания, а главное – умения и старание, творчество и терпение в достижении поставленной цели. Замечательные из вас получились мастера-резчики, конструкторы и дизайнеры!

А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.

СПАСИБО ВАМ ЗА ТВОРЧЕСТВО И ТРУД.