Пояснительная записка
Предметом данной дисциплины является семья как социальная общность, которая является одновременно институтом социализации ребёнка и взрослого, а также и демографического воспроизводства населения, основной социальной структурой общества.
Курс «Семьеведение» представляет собой
одну из специальных дисциплин, которая призвана
дать обучающимся более детальное представление
о семье как социальном институте и малой
социальной группе. Подобная конкретизация
необходима в связи с тем обстоятельством, что
семья является одним из основных объектов
социальной политики. Государство как основной
гарант функционирования семьи как социального
института осуществляет её социальную защиту и
социальную поддержку, а разного рода социальные
службы оказывают социальную помощь тем семьям,
которые в этом нуждаются. Тем выше роль
семьеведения в ознакомлении учащейся молодёжи с
такими вопросами, как понятия брака и семьи,
основные виды браков и типы семьи,
социально-экономические, правовые,
психолого-педагогические, этноконфессиональные
и духовно-нравственные основы её
функционирования.
Данная программа является логическим
продолжением курса «Этика и психология семейной
жизни».
В начале нынешнего века осуществленная
модернизация стандартов обучения в средней и
высшей школе привела к тому , что нарастание
объема получаемой школьниками интеллектуальной
и развивающей информации привело к вытеснению
нравственного, этического компонента
образования, и более всего – в сферах гендерных и
брачно семейных отношений.
Материалы данного пособия помимо их прямого
внедрения в учебно-воспитательный процесс могут
быть использованы преподавателями средней
общеобразовательной школы.
Вид объединения – постоянного состава,
объединение работает по программе, рассчитанной
на один год. Количество обучающихся в группе – 15
человек. Возраст обучающихся 16-18 лет. Занятия в
объединении проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Занятия проводятся на базе школы.
Цель данного курса сформировать у учащихся старших классов средней общеобразовательной школы – слушателей дисциплины систему социальных представлений о закономерностях функционирования институтов брака и семьи в современном российском обществе в условиях его трансформации и глобализации.
В результате изучения дисциплины решаются следующие задачи:
– получение знаний о современном
состоянии брачно-семейной сферы и гендерных
отношениях в российском обществе;
– объяснение процессов социальных изменений в
системе брачных и супружеских отношений в начале
ХХI века;
– анализ типов, форм, моделей супружества с
учетом перехода российского общества от
традиционной коллективистической к современной
индивидуалистической модели социальных
отношений.
Ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
– основные понятия? изучаемые
семьеведением;
– правовые основы функционирования институтов
брака и семьи;
– экономические особенности ведения
современного домохозяйства;
– гендерные аспекты современных ролей и
статусов;
– особенности положения первого ребенка и
последующих детей в семье;
– причины и последствия падения рождаемости для
государства и сем ьи;
– цену родительства и детства;
– проблемы родительства в современном обществе;
– альтернативные формы брака и семьи;
– этно-конфессиональные особенности
брачно-семейных отношений.
Обучающийся должен уметь:
– использовать полученные знания при
сдаче единого государственного экзамена и
собеседовании при поступлении в вуз;
– применять полученную информацию при
самостоятельном анализе ситуации в
брачно-семейной и гендерной сферах в современном
российском обществе;
– осуществлять диагностику семейных проблем в
известных ему семьях тс целью выбора наиболее
оптимального способа их решения.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Документы и материалы с учетом которых была составлена программа: Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г, Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1, типовые правила для работников УДО, план работы отдела, должностная инструкция.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ
Тема занятия |
Лекции |
Практические занятия |
Итого |
1-2. Брак как основа семьи. Понятие брака. Исторические корни брака. Функции брака. Виды браков. Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи |
6 | 4 | 10 |
3. Семья в современном обществе: тенденции развития. Понятие семьи. Понятие традиционной современной семьи |
28 | 12 | 40 |
4. Семейное право в России: ХХI век | 10 | 8 | 18 |
5. Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе | 4 | 4 | 8 |
6. Проблемы родительства в депопулирующей России | 4 | 4 | 8 |
7. Воспитательный потенциал современной семьи | 12 | 6 | 18 |
8. Внебрачная семья. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Модели внебрачных союзов | 6 | 4 | 10 |
9. Брак и семья с позиций иудаизма | 4 | 4 | 8 |
10. Православие о браке и семье | 4 | 4 | 8 |
11.Традиции брака и семьи в буддизме | 4 | 4 | 8 |
12. Мусульманский брак: традиционное и современное. Модели мусульманской семьи | 4 | 4 | 8 |
Итого: | 86 | 58 | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (Приложение 1)
Тема 1-2. Брак как основа семьи. Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи
Исторические корни брака. Понятие брака.
Функции брака. Виды браков. Особенности брачного
выбора. Брачный возраст. Мотивы вступления в
брак. Любовь как основной мотив брака.
Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его
проблемы. Отличия брака от семьи.
Гендерные различия в отношениях к семье и браку у
молодежи. «Пол» и «гендер» в социокультурных
исследованиях. Пол как биологическая и
социальная категория. Пол как процесс, статус и
структура.Гендерная идентичность как базовая
структура социальной идентичности.
Взаимодействие парных понятий «мужское» и
«женское», «мужественность» и «женственность»,
«фемининность» и «маскулинность» во
взаимоотношениях мужчин и женщин в обществе и в
супружестве. Представления о мужественности и
женственности в индивидуальном самосознании
молодежи.
Гендерные отношения и трансформация гендерных
ролей.
Тема 3. Семья в современном обществе: тенденции развития
Понятие семьи. Социальные и
индивидуально-личностные основы семьи.
Понятие традиционной и современной семьи как
основных её форм. Полигамия и моногамия как
основные модели семьи в истории. Понятия
эндогамии и экзогамии, матрилокальности и
патрилокальности, матрилинейности и
патрилинейности. Супружеская семья и
эгалитаризация отношений между её членами.
Социальные и асоциальные (альтернативные) модели
семьи.
Типология семейных структур по критериям
родительства-супружества-родства, власти,
социального положения супругов, территориальной
локализации, поколенного состава, первичности
или вторичности брака, детности, возраста брака и
жизненного цикла семьи. Понятие нуклеарной
семьи. Нуклеарная (индивидуальная) и линейная
(расширенная) семьи. Ориентационная и
репродуктивная семьи. Малодетная, среднедетная,
многодетная и супружеская (бездетная) семьи.
(Тестирование) Детско-родительские отношения.
Семья – роль и значение в формировании личности
Тест опросник родительского отношения (ОРО).
(Тестирование) Социальная установка по отношению
к детям
Тема 4. Семейное право в России: ХХI век
Правовые основы функционирования семьи.
Семейные отношения как объект права. Роль
семейного права в социальной жизни. Разнообразие
способов воздействия на семейные отношения.
Основные начала семейного права. Семья и родство
в юридической сфере. Источники семейного права
Российской Федерации. Соотношение семейного и
гражданского законодательства.
Порядок заключения и расторжения брака. Законный
режим имущества супругов. Брачный договор.
Ответственность супругов по обязательствам.
Установление происхождения детей. Добровольное
признание отцовства в органах ЗАГС и
установление отцовства в судебном порядке. Права
несовершеннолетних детей. Родительские права и
обязанности. Алиментные обязательства супругов,
родителей и детей. Порядок уплаты и взыскания
алиментов. Лишение, ограничение и восстановление
родительских прав.
Усыновление (удочерение) и его отмена. Опека и
попечительство. Приёмная семья.
Тема 5. Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе
Социальные реформы и благосостояние
российских семей. Бюджет как показатель уровня
жизни семьи. Прожиточный минимум и черта
бедности в семье. Экономическая функция семьи
как основополагающая в системе её социальных
функций.
Экономическая цена (ценность) мужчины, женщины,
ребёнка в семье. Теории экономической ценности
детей. Связь экономической функции семьи с
репродуктивной, воспитательной,
социализационной.
Семья как домохозяйство. Факторы домохозяйства.
Структура домохозяйства.
Динамика семейного благосостояния и особенности
социальной работы с семьями с разными уровнем
дохода в рыночных условиях.
Тема 6. Проблемы родительства в депопулирующей России
Демографическая ситуация в мире и в
России. Репродуктивная функция семьи, социальные
и индивидуальные факторы её осуществления.
Потребность в детях.
Отношение к детям в современной семье. Рождение
первенца. Число детей в семье. Ответственное
родительство. Семейная социализация. Роль отца в
социализации детей. Роль матери в социализации
детей. Роль сиблингов (братьев/сестер). Бабушки и
дедушки. Положение единственного ребенка в
семье.
Причины и последствия падения рождаемости.
Проблема детности. Многодетность как социальная
категория. Факторы многодетности. Планирование
рождаемости. Поддержка многодетных семей,
формирование ориентации на среднедетность.
Технологии социальной работы с малодетными и
многодетными семьями.
(Тестирование) Эмоциональная сторона
детско-родительского взаимодействия
Родительские установки и реакции; нарушение
воспитательного процесса в семье.
Тема 7. Воспитательный потенциал современной семьи
Воспитательный потенциал семьи как система
эмоциональных отношений родителей к ребенку.
Семья как среда общения и воспитательная среда.
Типы воспитания в воспитательном потенциале
родителей: гипопротекция, гиперпротекция,
доминирующая гиперпротекция, потворствующая
гипопрнотекция.
Родительская позиция как основа семейного
воспитания. Родительские позициикак установки
родителей на воспитание ребенка. Негативные
родительские установки (эмоциональное
отвержение; повышенная моральная
ответственность; противоречивое воспитание:
воспитание в культе болезни). Адекватная
родительская позиция. Гибкость родительской
позиции, прогностичность родительской позиции.
Типы семей по признаку негативного
воспитательного потенциала. Семьи с сексуальной
деморализацией; правонарушительские;
преступные.
Методы семейного воспитания как выражение
личностной сущности каждого из родителей.
Методы убеждения, мягкого порицания; совместного
решения экономических проблем семьи;
сдержанности в поощрениях материального порядка
и преобладания поощрений морального характера
(похвала, доброе замечание); включения детей в
деятельность по ведению семейного хозяйства.
Методы личного примера; совместного труда;
беседы; использования художественной
литературы, материалов периодической печати,
кино, радио.
Факторы семейного воспитания. Тактики семейного
воспитания: диктат, опека, «мирное
сосуществование» на основе невмешательства,
сотрудничество.
(Тестирование) Межличностные отношения ребенка и
его восприятие внутрисемейных отношений
Исследование межличностных отношений. Изучение
социальной приспособленности.
Тема 8. Внебрачная семья. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Модели внебрачных союзов
Альтернативные формы брака и семьи.
Сознательно бездетный брак. Принцип автономии
как основа открытого брака. Групповой брак или
жилые сообщества.
Альтернативность семейности: одиночество или
моновариантность существования.
Трансформация семейных ценностей: переход от
культуры брака к культуре развода.
Модели внебрачной семьи: незарегистрированное
сожительство, после развода, материнская семья,
после овдовения.
Мотивы создания внебрачных семей. Особенности их
функционирования. Имидж внебрачной семьи.
Тенденции развития альтернативных форм
брачно-семейных отношений. Социальная работа с
внебрачными семьями: психологические и
психофизические технологии работы с ними.
Гендерные аспекты формирования брака и семьи.
Критика концепции половых ролей и применение
феминистской методологии к анализу родительства
и супружества. Роль гендерного фактора в
разводах. Гендерные различия в отношении к семье
и браку у молодежи.
Тема 9-10. Брак и семья с позиций иудаизма. Православие о браке и семье
Этнические группы евреев в России:
расселение и численность. Иудаизм
как традиционная религия евреев. Брак в иудаизме как идеальное
состояние человеческого бытия. Мужчина без жены
или женщина без мужа как неполноценные личности
в еврейском обществе.
Обручение и свадьба иудеев. Супружество как
семейная гармония. Детские браки в иудаизме и их
аннулирование. Межнациональные браки в иудаизме,
их законность и легализация.
Развод и права женщины при разводе. «Связанные»
женщины.
Брак и семья с позиций христианства: история и
современность.
Исторические типы семьи: социологический анализ
с религиозной точки зрения. Первобытная свобода
половых отношений в контексте христианской
традиции. Первые ограничения и религиозные
нормы. Иудаизм и брак (ветхозаветная традиция).
Римская империя и христианство: религиозная
регламентация брака. Первые христиане и
оформление семейных отношений в рамках
внегосударственных традиций.
Формирование таинства брака. Ветхий и Новый
завет о семье: изменение акцентов. Сопоставление
монашества и семейной жизни: есть ли с
христианской точки зрения предпочтения?
Современные тенденции в религиозных воззрениях
на семью: православие, католичество,
протестантизм. Современные православные семьи в
России: проблемы и решения.
Тема 11-12. Буддистские основы брака и семьи. Брак и семья и исламе
Буддизм в России: численность, места
дислокации. Традиции монашества и семья. Любовь в
буддизме как потребность заботиться о другом,
сделать его счастливым. Служение родителям в
буддизме как способ служения Богу. Любовь матери
к детям как идеал для всех типов взаимоотношений.
Семейная этика в буддизме. Обязанности детей и
родителей в буддистской семье.
Супружество в буддизме. Обязанности и права мужа
и жены в буддистской семье. Буддизм о
сексуальности и супружеской неверности.
Брак с точки зрения ислама. Условия брака
согласно шариату, отличия
различных школ мусульманского права.
Расторжение брака.
Совершеннолетие (проблема определения), традиция
и современное законодательство,
историко-этнографические и
регионально-географические различия.
Взаимные обязанности супругов. Отношение к
родителям, особый статус матери. Опекунство и
приемные дети.
Полигамия: потенциальная дозволенность и
реальное функционирование.
Статус женщины, мусульманка в семье, в
традиционном обществе, в современном мире.
Межконфессиональные браки.
Организация самостоятельной работы учащихся
Учащиеся могут освоить дисциплину как в аудиторной, так и во внеаудиторной формах работы. Виды самостоятельной работы школьников таковы.
– Работа с глоссарием. Он
разработан по каждой теме курса и завершает
учебно-методическое пособие. (Приложение
3)
– Написание рефератов по темам курса. Объём
реферата не должен превышать 10 машинописных
страниц. Оформление стандартное и включает в
себя титульный лист с указанием темы работы,
фамилии и инициалов ученика, номера школа и
класса; план изложения; основную часть; выводы к
сказанному; список литературы примерно с пятью
наименованиями работ – научно-популярных,
научных, общественно-политических или учебных.
Литература, на которую могут опереться учащиеся
при самостоятельной работе, представлена по всем
темам. Возможно использование информации,
полученной в школьной библиотеке, а также и в
интернете (с указанием даты обращения и режима
доступа) с соответствующими ссылками на
источники в подстрочниках и в списке литературы,
данном в завершение работы.
– Написание творческого эссе по наиболее
привлекательным для обучающегося темам. Эссе
представляет собой свободное (авторское)
изложение позиции ученика по обсуждаемому
вопросу с опорой на полученные в аудитории
знания и собственные примеры, иллюстрирующие
выдвигаемые тезисы. Объём эссе – в пределах 3-5
страниц рукописного текста. Список литературы в
эссе не предусмотрен.
– Выполнение практического задания. Его
вариантов представлено немало – от ответов на
вопросы сугубо личного свойства до заполнения
таблиц и составления разного рода документов
специального характера. Назначение практических
работ, как и подготовленных рефератов и эссе, –
приобретение опыта исследования изучаемых
научных феноменов, их прикладное применение с
целью дальнейшего обсуждения на практических
занятиях в аудитории.
Методическое обеспечение программы
Работа над методической темой «Семьеведение»
Пополнение личной библиотеки новинками научно-методической литературы. Разработка беседы с родителями о готовности юношей и девушек к длительному сохранению брачных отношений, а также к деторождению не на эмоциональном, сугубо индивидуальном уровне, а на уровне осознания легитимного брака для рождения и воспитания ребенка, собственной родительской миссии для родственного окружения, своего народа, человечества в целом. Разработка тестовых заданий по каждой теме курса.
Образовательно-воспитательная работа
№ |
Мероприятие , форма проведения |
Сроки |
1 |
Беседа посвященная Дню пожилых людей |
сентябрь |
2 |
Беседа о наркомании |
октябрь |
3 |
Беседа по правилам безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта. | октябрь |
4 |
Праздник посвященный Дню матери |
ноябрь |
5 |
Праздник «Новый год в нашей семье» |
декабрь |
6 |
Праздник «День отцов» |
Январь (19 июня) |
7 |
Беседа посвященная Дню защитника Отечества |
Февраль |
8 |
Праздник, посвященный 8 марта |
Март |
9 |
Праздник «День семьи» |
Апрель (8 июля) |
10 |
Встреча с ветераном войны, посвященная Дню Победы |
Май |
Литература для учащихся:
При изучении курса «Семьеведение» учащиеся могут пользоваться настоящим учебно-методическим пособием, а также следующими основными источниками по темам курса:
1. Аз-Зухейли В. Мусульманская семья
в современном мире.– М.: Аль-Китаб, 2009. 504 с.
2. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник.
– М.: Норма: Инфра – М, 2010.
3. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в
России XXI века. – М, 2000. 414 с.
4. Голод С.И. Будущая семья: какова она?
(Социально-нравственный аспект). – М.: Знание, 1990.
64 с.
5. Гражданское право: Учебник: в 3 т. Т.З / Е.Н.
Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под
ред. А.П. Сергеева. – М.: ТК Велби, 2009.
6. Карцева Л.В. Российская семья на рубеже
двух эпох: Научная монография. – Казань: Изд-во
Мин-ва образования Республики Татарстан, 2001.292 с.
7. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. – М.:
Издательский центр «Академия», 2003. 336 с.
8. Корицкий А.В. Введение в теорию
человеческого капитала-Новосибирск, 2000.
Литература для педагога:
1. Антонов А.И., Борисов В.А. Лекции по
демографии. – М.: Академический Проект, Альма
Матер, 2011. 592 с.
2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи.
– М.: Изд-во МГУ, 1996. 304 с.
3. Балтанова Г.Р. Ислам в современном
Татарстане // Ислам в истории и культуре
татарского народа. Казань, 2000. С. 177-201.
4. Карцева Л.В. Семьеведение: Учеб.- метод,
пособие. – Казань: КГМУ, 1997.51 с.
5. Карцева Л.В. Психология и педагогика
социальной работы с семьёй: Учеб. пособие. – 2-е
изд-е. – М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К»,
2009. 224 с.
6. Карцева Л.В., Васильев Е.П. Молодая семья в
крупном промышленном городе. – Казань: РИЦ
«Школа», 2009. 152 с.
7. Комментарий к Семейному ' кодексу Российской
Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю.
Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н.
Низамиева. – М.: Проспект, 2010.
8. Комментарий к Семейному кодексу Российской
Федерации / Отв. ред. А.М. Нечаева. –М.: Юрайт-Издат,
2009.
9. Беккер Г. Выбор партнёра на брачных рынках
// ТНЕ815.1994. № 6.
10. Босанац М. Внебрачная семья. – М.:
Прогресс, 1981. 207 с.
11. Гараджа В.И. Социология религии. — М.:
Аспект-пресс, 2008.
12. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных
отношений в России/ СИ. Голод. – СПб: Изд-во
"Алетейя", 1996.
13. Зритнева Е.И. Семьеведение: учебное
пособие для студентов вузов / Е.И. Зритнева, Н.П.
Клушина. – М: Гуманитар.- изд. центр ВЛАДОС, 2006. 246
с.
14. Здравомыслова О.М. Семья и общество:
гендерное измерение российской трансформации. –
М.: Едиториал УРСС, 2003. 152 с.