Для учителя всегда актуален вопрос: как повысить мотивацию познавательной деятельности, расширить образовательное пространство своих учеников, как вызвать интерес к своему предмету?
Внеурочная работа педагога по своему предмету является необходимой учебно-воспитательной работой в школе.
Такая работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она позволяет активизировать мыслительную, познавательную и исследовательскую деятельность учащихся, способствует расширению кругозора и углублению знаний, развитию творческой активности.
На старшей ступени обучения учащиеся стремятся к всестороннему развитию своей личности. В этом возрасте формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность, увеличивается интерес к проблемам человеческих взаимоотношений, увлечения становятся разносторонними.
Большое значение для подростков приобретает общение со своими сверстниками. Общение для них - неотъемлемая часть их жизни, канал информации и вид деятельности, в процессе которой происходит формирование их индивидуального стиля поведения.
Мышление приобретает активный самостоятельный и творческий характер. Если человек вносит в свою деятельность элементы нового, это и есть творчество. Внеклассная работа как раз и нацелена на реализацию этих потребностей.
Ежегодно в школе проводятся предметные недели.
Формы внеурочной работы по информатике, способствующие развитию творческих способностей учащихся разнообразны, это и внеклассные мероприятия и олимпиады.
Считаю воспитательную ценность мероприятия в проявлении инициативы, самостоятельности учащихся, активности, сплоченности, духа соперничества среди команд, в доброжелательной атмосфере, развитии познавательных умений и творческих способностей учащихся. Учитель, используя современные средства обучения, может создать атмосферу, где творит не только учитель, но и ученик.
Данная разработка может быть использована не только учителями информатики в своей работе, но и другими педагогами, она содержит развернутый конспект, интерактивную презентацию внеклассного мероприятия “Сто к одному”.
Идея мероприятия: в основу игры “СТО к ОДНОМУ” положена одноимённая телеигра телеканала “Россия”.
Цели игры:
- развитие познавательного интереса, творческой активности;
- развития у учащихся умения излагать мысли, моделировать ситуацию;
- повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;
- воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.
Форма проведения: Групповая.
Место проведения: Актовый зал (может быть учебный кабинет).
Оборудование: Компьютер, аудиосистема, мультимедиапроектор, экран (интерактивная доска), микрофоны.
Продолжительность мероприятия: 45 минут.
Участники игры: В игре участвуют две сборные команды (по 5 человек): команда девушек и команда юношей.
Предварительная подготовка:
Проведение предварительного опроса учащихся учебного заведения, в котором каждому из ребят было задано 9 вопросов:
- Без чего Вы не сможете работать на компьютере?
- Какая память существует у компьютера?
- Какой вопрос задают друг другу люди, у которых есть дома компьютер?
- Какие компьютерные диски бывают?
- Компьютер не работает. Почему?
- Для чего нужен компьютер?
- Кто пишет программы?
- Какой клавишей клавиатуры чаще всего пользуются?
- Самая популярная компьютерная игра?
Разработка и создание интерактивной презентации.
Подготовка участников команд к игре (самостоятельный выбор названия, девиза, представления участников команды).
Подготовка сертификатов, призов, аудиотреков для игры, воздушных шаров для “розыгрыша”, номеров художественной самодеятельности для музыкальных пауз.
Подготовка помощника для работы с презентацией и звуком.
Ход мероприятия
На экране презентация
Экран:
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас в этом зале. Эта неделя в нашей школе посвящена самой продвинутой науке – науке ИНФОРМАТИКЕ. Как правило, в рамках предметной недели мы проводим не совсем традиционные уроки. Вот и сегодня у нас не будет практических, контрольных работ, опросов. Мы постараемся взглянуть на привычную для нас информатику с другой стороны.
Я приглашаю Вас на игру “Сто к одному”, во время которой наши игроки продемонстрируют не только знание компьютера, но и находчивость, волю к победе, стойкость и уважение к сопернику.
Я приглашаю на сцену участников сегодняшней игры: Встречайте “Девчата из чата” и “Виртуальные ребята”!
На сцену под музыку и аплодисменты зрителей поднимаются участники игры.
Ведущий: Слово для представления участников сегодняшней игры предоставляется капитанам команд.
Экран: Слайд 2, Слайд 3
- Представления команды девушек.
- Представления команды юношей.
Представления могут быть в стихотворной или прозаической форме.
Например:
“Наша Лена лучше всех, ей сопутствует успех!”;
“Наш Серега классный парень, он на позитиве! С ним пойдем в огонь и воду, так мы все решили!”
Ведущий: Участники представлены, и самое время рассказать о правилах игры. В основу нашей сегодняшней игры положена популярная телевизионная игра “Сто к одному” телеканала Россия. Ваша задача состоит в том, чтобы угадать наиболее распространенные ответы студентов нашего колледжа на предложенные вопросы. На эти вопросы невозможно дать однозначный ответ. Например, на вопрос “Кто поддерживает порядок в стране?” десять из ста опрошенных могли дать ответ “дворники”. Ответы бывают порой совершенно непредсказуемы и очень забавны.
“Сто к одному” — командная игра. Каждый игрок должен высказать своё мнение, предложить свою версию, но победа или поражение достается всей команде в целом. В игре соревнуются две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Весь игровой процесс состоит из пяти “игр” — простой, двойной, тройной, игры наоборот и большой игры.
Важную роль в игре выполняет табло, на котором отображаются шесть самых популярных вариантов ответов на вопросы (изначально скрытых) и шесть индикаторов промаха (по три на команду).
Каждая игра начинается с “розыгрыша”.
Итак, я объявляю первую игру - “Простую игру”. В данной игре каждое заработанное командой очко превращается в один балл.
Экран: Слайд 4
- Начало простой игры
- Открытое табло в ходе простой игры
Ведущий: Сейчас на экране вы видите 6 строчек, в которых скрываются самые популярные ответы на 1-й вопрос. Право ответа будет принадлежать тому, кто первый лопнет воздушный шарик. Если предложенный ответ окажется не в верхней строке, право ответа предоставляется игроку из другой команды. Чей ответ окажется выше, та команда будет открывать табло. Но как только команда даст три неправильных ответа, будет проведен блиц-опрос для команды соперника. Все заработанные очки перейдут в фонд той команды, которая последней даст правильный ответ. Тот из вас, кто открывает строку, на которой изображен сюрприз, автоматически становится счастливым обладателем приза – диска с операционной системой Линукс. Итак, я приглашаю к себе первых участников команд.
Выходят капитаны.
Ведущий: Внимание, вопрос! Без чего вы не сможете работать на компьютере?
Участники команд предлагают варианты ответов.
По окончании простой игры подсчитываются баллы, и ведущий озвучивает результаты. Если табло открыто не полностью, ведущий предлагает посмотреть, что еще отвечали ученики школы.
Ведущий: Я объявляю музыкальную паузу.
Музыкальная пауза.
Ведущий: А сейчас самое время объявить “Двойную игру”. И я приглашаю участников команд занять свои места.
Экран: Слайд 5
- Начало двойной игры
- Открытое табло в ходе двойной игры
Ведущий: Правила игры аналогичны простой игре, за исключением того, что все заработанные очки будут удваиваться. Я приглашаю к себе следующих участников команд.
Выходят следующие участники команд.
Ведущий: Сейчас на экране вы видите 6 строчек, в которых скрываются самые популярные ответы на 2-й вопрос. Внимание, вопрос! Какая память существует у компьютера?
Участники команд предлагают варианты ответов.
По окончании двойной игры подсчитываются баллы, и ведущий озвучивает результаты. Если табло открыто не полностью, ведущий предлагает посмотреть, что еще отвечали ученики школы.
Ведущий: Вот мы и подошли к тройной игре.
Экран: Слайд 6
- Начало тройной игры
- Открытое табло в ходе тройной игры
Ведущий: Правила игры аналогичны предыдущим играм, за исключением того, что все заработанные очки будут утраиваться. Я приглашаю к себе следующих игроков.
Выходят следующие участники команд.
Ведущий: Сейчас на экране вы видите 6 строчек, в которых скрываются самые популярные ответы на 3-й вопрос. Внимание вопрос! Какой вопрос задают друг другу люди, у которых есть компьютер?
Участники команд предлагают варианты ответов.
По окончании тройной игры подсчитываются баллы, и ведущий озвучивает результаты. Если табло открыто не полностью, ведущий предлагает посмотреть, что еще отвечали ученики школы.
Ведущий: А сейчас, пока команды отдыхают, я предлагаю вам игру со зрителями! Я предлагаю внимательно просмотреть ролик, представленный на дне открытых дверей в индустриальном колледже города Череповца, а затем прозвучит вопрос на внимательность.
Экран: Слайд 7
На экране демонстрируется видеоролик (приложение 4)
(ролик представлен в электронных материалах конкурса)
- Начало игры со зрителями
Ведущий: Внимание, вопрос! Приз получит тот, кто скажет: сколько защитных масок ребята разобрали перед сваркой? (Ответ: 5)
А сейчас самое время объявить “Игру наоборот”. И я приглашаю участников команд занять свои места.
Экран: Слайд 8
- Начало игры наоборот
- Открытое табло в ходе игры наоборот
Ведущий: Эта игра отличается от предыдущих тем, что для команд выгодно угадать не первые строчки на экране, а пятую или шестую. Командам дается 20 секунд на совещание, после которого капитаны называют один вариант ответа. Первой отвечает та команда, у которой наименьшее количество очков.
Внимание, вопрос! Какие компьютерные диски бывают?
Участники команд совещаются 20 секунд и предлагают свой вариант ответа.
Ведущий: Теперь настало время определить, какая команда будет участвовать в большой игре и станет абсолютным победителем.
Открывается табло с ответами. Подводятся итоги.
Ведущий: Наибольшее количество баллов - ....., набрала команда “...” и мы переходим к большой игре.
Экран: Слайд 9
- Заставка во время ответов игроков
- Открытое табло по итогам игры
(ответы и баллы заполняются во время музыкальной паузы с учетом таблицы (см. ниже))
Ведущий: В большой игре участвует не вся команда, а два ее представителя, каждому из которых будет задано пять одинаковых вопросов. Ваша задача совместными усилиями набрать 150 баллов.
Один из игроков остается на сцене, а второй в это время за кулисами, в наушниках слушает музыку. Второй отвечает на вопросы. Помощник ведущего засекает время (звуковое сопровождение приложение 2).
Ведущий: Итак, вам дается 15 секунд. Внимание, вопросы:
- Компьютер не работает. Почему?
- Для чего нужен компьютер?
- Кто пишет программы?
- Какой клавишей клавиатуры чаще всего пользуются?
- Самая популярная компьютерная игра?
Спасибо за ответы. И пока идет обработка данных, я объявляю музыкальную паузу.
Музыкальная пауза.
После выступления на экране открывается табло с ответами и идет подсчет баллов. На сцену приглашается второй участник большой игры.
Ведущий: В течение 20 секунд Вам нужно ответить 5 вопросов. Если ваш ответ совпадет с ответом первого игрока, вы услышите соответствующий сигнал и должны будете дать другой ответ. Внимание – вопросы (см. выше). Помощник ведущего засекает время.
Для подведения итогов используется таблица с наиболее популярными ответами:
Компьютер не работает. Почему? | Для чего нужен компьютер? | Кто пишет программы? | Какой клавишей клавиатуры чаще всего пользуются? | Самая популярная компьютерная игра? | |||||
Сломался | 33 | Для работы | 29 | Программист | 36 | Enter | 41 | Косынка | 28 |
Не включен (выключен) | 20 | Для игр, развлечений | 25 | Студент | 18 | Shift | 25 | Countr Strike | 27 |
Нет света (электричества) | 17 | Для обработки информации | 16 | Хакер | 17 | Escape | 14 | Сапер | 20 |
Завелся вирус | 15 | Для выхода в Интернет | 17 | Человек | 12 | Пробел | 10 | Doom | 15 |
Сгорел блок питания | 10 | Для учебы | 12 | Специалист | 9 | Delete | 6 | Гонки | 8 |
Не знаю | 5 | Для хранения информации | 1 | Преподаватель | 8 | Backspace | 4 | Тетрис | 2 |
Ведущий: И пока идет обработка данных, я объявляю музыкальную паузу.
Музыкальная пауза.
Во время музыкальной паузы помощник ведущего заполняет слайд 9 в соответствии с таблицей с ответами опрошенных учеников.
После выступления на сцену приглашаются участники команд. На экране открывается табло с ответами второго игрока и идет подсчет баллов.
Подведение итогов: участникам команды, одержавшей победу в игре “Сто к одному” вручается сладкий приз (пирог, торт и т.п.) и сертификаты (приложение 3).
Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, что каждый из вас получил заряд положительных эмоций. Хочется пожелать вам удачи во всех ваших начинаниях, идите к своей цели и никогда не останавливайтесь на достигнутом!