Многоклеточные организмы: грибы и растения"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Авторы УМК: Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цели урока:

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
  • Содержательные цели: повторить и систематизировать  знания по теме «Многоклеточные организмы: грибы и растения»; закрепить   изученные способы действий, сформировать новые способы действия  по изучению, систематизации предметного  содержания. Выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Средства обучения: компьютер, проектор, раздаточный материал, гербарные растения.

Технологическая карта урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Этап самоопределения к деятельности

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности и способности учащихся к новому способу действия.

Слайды 1-6

Эпиграф:

«Я слышу – я забываю, 
 я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю»
(Китайская мудрость)

Учитель формулирует цель деятельности на уроке и выделяет содержательную область (Эпиграф. Слайд 2).
Учитель вместе с учащимися формулирует тему урока
(Слайд 3)
(Слайд 4) – тема предыдущего  урока.
Тема (Слайд 5): Многоклеточные организмы (грибы, растения).
Цели (Слайд 6):
– знать основные признаки царства грибов и растений.
– уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы.
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке. Включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте прошлых уроков.
Учащиеся внимательно слушают учителя (притча), комментируют  слайды и эпиграф урока,
вырабатывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
«хочу» – учиться
«надо» – чтобы не было конфликтов
«могу» – учиться и добывать знания самостоятельно и с помощью одноклассников.
Целеполагание. Постановка цели (знать, выяснить, понять, определять, объяснять, доказать, научиться, применять, отличать и тд.). Определяют тему урока.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности   и  мотивация на новый способ деятельности.

Слайд 7

Моделирование.
Структурирование.

Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации.
Предлагает найти и подчеркнуть в тексте слова и выражения, которые не совсем понятны учащимся.
Предлагает структурировать текст –  ещё один прием работы с информацией – моделирование (эволюционное древо жизни)
Проблема: По каким признакам распределили живые организмы в модели?
Данный этап предполагает актуализацию используемых способов действий и тренировку соответствующих мыслительных операций.
Затруднение фиксируется в речи.

Деятельность в парах: составить модель «Царства живой природы» задания 1, 2 в индивидуальном маршрутном листе (Приложение 1)

Изучают текст учебника с. 114 .
Анализируют текстовый материал.
Выражают свои мысли, проговаривая  во внешней речи.
Выявляют затруднения и причины их возникновения.
Уточняют значение непонятных слов. 

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: формировать у учащихся способности к  новому способу действия, разным формам организации  деятельности; систематизировать и обобщить   знания.

Слайды 7-15

Координирует деятельность учащихся.
Направляет деятельность учащихся.
Проверка теоретического материала.
Предлагает структурировать текст.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым принципом построения плана изучения понятия и его свойств, на этой основе выявляют и фиксируют причину затруднения.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы. На данном этапе учащиеся самостоятельно выполняют задания на воспроизведение полученного результата и его применение в процессе учебной деятельности. В завершении осуществляется самопроверка по эталону и самооценка выполненной работы.
Изучают текст «Грибы» и «Растения» (Приложение 2).
Структурируют его в виде схем и таблиц.
Выражают свои мысли, проговаривая  во внешней речи.
Выявляют затруднения и причины их возникновения. 
Работают в паре по заданиям 3-7 маршрутного листа (Приложение 1)
Составляют схемы и таблицы.
Проговаривают в паре.
Сверяют с эталоном на экране.
4. Этап включения изученного в систему знаний

Цель:  Включение нового способа действия в  систему знаний и применение на практике

Помогает определить рамки применения новых знаний.
Организует выполнение лабораторной работы № 7 «Работа с гербарным материалом».
На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.
Выполняют лабораторную работу № 7 «Работа с гербарным материалом» (Приложение 1).
Работают в паре: определяют одного из представителей царства (водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения) по характерным признакам.
Фиксируют результат этого этапа в речи и знаково.
В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.
5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися своей деятельности,  метода преодоления затруднений, оценка  нового способа действия.

Слайды 16, 17

Организуется самооценка учениками деятельности на уроке.
Вывод по теме урока.
Помогает определить степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, наметить цели последующей деятельности.
Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
Прием «Плюс-минус»

Домашнее задание: подготовить сообщение «Меры охраны диких животных» (3 учащихся),
учебник с. 114
Выставляет оценки

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия в первом случае проговаривают во внешней речи сконструированный план действий с его обоснованием. Вербализируется область применения полученной структуры.
Делают выводы.
Называют способы применения  моделей, схем, таблиц, в жизни и в других предметных областях.
Самооценка учениками деятельности на уроке:
«П» – «плюс» все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции.
«М» – «минус» все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной.
Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.
Задают вопрос учителю.
Записывают домашнее задание.