Класс: 7.
Цели урока. Проверка знаний по теме «Введение. Строение вещества. Измерения», развитие познавательной активности обучающихся, развитие речи, внимания, воображения, творческого мышления.
Тип урока. Контрольный урок (урок-соревнование).
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Комплексно-методическое обеспечение: проектор IBM PC (класс c IBM PC), презентация урока, карточки размером 30*30 мм 90 штук, на каждого обучающего лист формата А4, отливной сосуд, детская игрушка – машинка, два стакана (один с холодной водой, другой – с горячей), два пакетика чая.
План урока:
- Мотивация учебной деятельности
- Психологический настрой обучающихся.
- «Скажи мне – и я забуду, подскажи мне – и я запомню. Дай мне сделать самому – и я научусь».
- Введение в тему урока. Объявление темы, задач урока.
- Актуализация опорных знаний
- Фронтальный опрос – работа по слайдам.
- Аукцион.
- Здоровье сберегающая пауза. Упражнения на восстановление работоспособности.
- Заключительная часть. Подведение итогов: выставление оценок.
- Рефлексия. Определение настроения обучающихся.
Ход урока
Учитель: ребята, мы с вами окунулись в новый вам мир – мир физики. Сегодня на уроке вы приложите свои знания к объяснению тех или иных вопросов. Эпиграфом урока я взяла слова восточной мудрости.
Как вы думаете, о чем слова мудреца? (Обучающиеся высказывают свое мнение). Итак, начнем. Сегодня вы за правильный ответ будете получать квадратик-карточку. При подведении итогов урока мы посмотрим, у кого их окажется больше всех. Итак, приступим…
На экране 3 слайд.
Обучающиеся воспроизводят знания по теме « Строение вещества»: все вещества состоят из мельчайших частиц – молекул, которые в свою очередь состоят из атомов.
На экране 4 слайд.
Составить рассказ по каждой из картинок.
Обучающиеся рассказывают о строении вещества в различных агрегатных состояниях, связывая строение с вытекающими свойствами вещества в агрегатных состояниях.
На экране 5 слайд.
Обучающиеся отвечают на вопросы, выбирая соответствующие тела.
На экране 6 слайд.
Определяя толщину нити, обучающиеся используют знания лабораторной работы «Измерение размеров малых тел способом рядов».
А вот измерить диаметр мяча – проблематичная задача. Ребята высказывают свои предположения. Задача считается решенной, если обучающие доказали возможность прямого измерения диаметра мяча.
На экране 7 слайд.
Обучающиеся рассказывают о великих людях, изображения которых даны на экране. Рассказ засчитывается, если была приведена информация не только учебника.
На экране 8 слайд – «Аукцион».
При выполнении данного задания необходимо набрать как можно больше определений из данной темы:
- игрушка – физическое тело;
- состоит из вещества;
- вещество состоит из молекул;
- молекулы состоят из атомов;
- молекулы взаимодействуют между собой;
- хаотично и беспорядочно движутся;
- характер движения молекул в твердом теле – хаотичный – колебания у положения равновесия;
- твердое тело сохраняет объем и форму (детская машинка);
- объем можно измерить;
- погрузить в воду;
- погрузить в воду, налитую в отливной сосуд;
- можно измерить длину, ширину и высоту игрушки.
Чем больше ребята наберут очков, тем успешнее прошел аукцион.
Учитель. Ребята вы хорошо поработали, а теперь давайте немного отдохнем.
С силой сжимаем кулаки, до дрожи. Разжимаем их.
Возьмитесь за край стола пальцами и с силой его сжимайте.
Возьмите листы формата А4.Сложите их пополам. Еще раз пополам. Оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам и оторвите левый нижний угол. Разверните лист. Все выполняли одно и то же задание, а результат одинаков?
Ну, и последнее задание. На столе два стакана, я опускаю туда чайные пакетики. Что наблюдаем?
В одном стакане быстрее вода окрашивается. Явление диффузии. В горячей воде диффузия протекает быстрее. Диффузию можно наблюдать в газах и твердых телах.
Молодцы. Давайте подведем итоги урока. Сосчитали у кого сколько карточек. Обучающиеся, что имеют большее число карточек, получают оценку «5» и по мере уменьшения количества карточек оценки уменьшаются.
Ребята не получают оценку «неудовлетворительно», так как у всех есть карточки, не меньше 3 штук.
В конце урока задаю вопрос: «Ребята, урок вам понравился? Чем? Что нового вы узнали?».