Урок по теме "Введение. Строение вещества. Измерения". 7-й класс

Разделы: Физика, Презентация к уроку

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (218 кБ)


Класс: 7.

Цели урока. Проверка знаний по теме «Введение. Строение вещества. Измерения», развитие познавательной активности обучающихся, развитие речи, внимания, воображения, творческого мышления.

Тип урока. Контрольный урок (урок-соревнование).

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Комплексно-методическое обеспечение: проектор IBM PC (класс c IBM PC), презентация урока, карточки размером 30*30 мм 90 штук, на каждого обучающего лист формата А4, отливной сосуд, детская игрушка – машинка, два стакана (один с холодной водой, другой – с горячей), два пакетика чая.

План урока:

  1. Мотивация учебной деятельности
    1. Психологический настрой обучающихся.
    2. «Скажи мне – и я забуду, подскажи мне – и я запомню. Дай мне сделать самому – и я научусь».
    3. Введение в тему урока. Объявление темы, задач урока.
  2. Актуализация опорных знаний
    1. Фронтальный опрос – работа по слайдам.
    2. Аукцион.
  3. Здоровье сберегающая пауза. Упражнения на восстановление работоспособности.
  4. Заключительная часть. Подведение итогов: выставление оценок.
  5. Рефлексия. Определение настроения обучающихся.

Ход урока

Учитель: ребята, мы с вами окунулись в новый вам мир – мир физики. Сегодня на уроке вы приложите свои знания к объяснению тех или иных вопросов. Эпиграфом урока я взяла слова восточной мудрости.

Как вы думаете, о чем слова мудреца? (Обучающиеся высказывают свое мнение). Итак, начнем. Сегодня вы за правильный ответ будете получать квадратик-карточку. При подведении итогов урока мы посмотрим, у кого их окажется больше всех. Итак, приступим…

На экране 3 слайд.

Обучающиеся воспроизводят знания по теме « Строение вещества»: все вещества состоят из мельчайших частиц – молекул, которые в свою очередь состоят из атомов.

На экране 4 слайд.

Составить рассказ по каждой из картинок.

Обучающиеся рассказывают о строении вещества в различных агрегатных состояниях, связывая строение с вытекающими свойствами вещества в агрегатных состояниях.

На экране 5 слайд.

Обучающиеся отвечают на вопросы, выбирая соответствующие тела.

На экране 6 слайд.

Определяя толщину нити, обучающиеся используют знания лабораторной работы «Измерение размеров малых тел способом рядов».

А вот измерить диаметр мяча – проблематичная задача. Ребята высказывают свои предположения. Задача считается решенной, если обучающие доказали возможность прямого измерения диаметра мяча.

На экране 7 слайд.

Обучающиеся рассказывают о великих людях, изображения которых даны на экране. Рассказ засчитывается, если была приведена информация не только учебника.

На экране 8 слайд – «Аукцион».

При выполнении данного задания необходимо набрать как можно больше определений из данной темы:

  • игрушка – физическое тело;
  • состоит из вещества;
  • вещество состоит из молекул;
  • молекулы состоят из атомов;
  • молекулы взаимодействуют между собой;
  • хаотично и беспорядочно движутся;
  • характер движения молекул в твердом теле – хаотичный – колебания у положения равновесия;
  • твердое тело сохраняет объем и форму (детская машинка);
  • объем можно измерить;
  • погрузить в воду;
  • погрузить в воду, налитую в отливной сосуд;
  • можно измерить длину, ширину и высоту игрушки.

Чем больше ребята наберут очков, тем успешнее прошел аукцион.

Учитель. Ребята вы хорошо поработали, а теперь давайте немного отдохнем.

С силой сжимаем кулаки, до дрожи. Разжимаем их.

Возьмитесь за край стола пальцами и с силой его сжимайте.

Возьмите листы формата А4.Сложите их пополам. Еще раз пополам. Оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам и оторвите левый нижний угол. Разверните лист. Все выполняли одно и то же задание, а результат одинаков?

Ну, и последнее задание. На столе два стакана, я опускаю туда чайные пакетики. Что наблюдаем?

В одном стакане быстрее вода окрашивается. Явление диффузии. В горячей воде диффузия протекает быстрее. Диффузию можно наблюдать в газах и твердых телах.

Молодцы. Давайте подведем итоги урока. Сосчитали у кого сколько карточек. Обучающиеся, что имеют большее число карточек, получают оценку «5» и по мере уменьшения количества карточек оценки уменьшаются.

Ребята не получают оценку «неудовлетворительно», так как у всех есть карточки, не меньше 3 штук.

В конце урока задаю вопрос: «Ребята, урок вам понравился? Чем? Что нового вы узнали?».