Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Цель урока: создание условий для осознанного изучения нового материала.
Задачи урока:
- образовательная – продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах;
- развивающая – формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
- воспитательная – воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным.
Приобретаемые навыки детей:
- учащиеся учатся работать в группах, обобщать, сопоставлять, проводить исследования;
- развивают логическое мышление, память, речь, пространственное воображение;
- повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания;
- воспитание внимательного отношения к окружающим, учебной дисциплине.
- подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность.
Формы организации работы детей: Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Формы организации работы учителя:
- используется словесно- иллюстративный, практический, проблемный методы, беседа-сообщение;
- проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации
- постановка цели занятия перед учащимися;
- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, модель сообщающихся сосудов, трубки одинакового и разного сечения, чайник, кофейник, лейка, презентация.
Знания – это дети удивления и любопытства.
Луи де Бройль
Ход урока
1. Организационный момент. Настрой детей на рабочий лад (найти).
Учитель: Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. Как мы познаем сами себя. Как мы воспринимаем мир? Как мыслители или как художники? Сегодня мы организуем работу так, чтобы каждый проявил свои способности как мыслителя и как художника, приобрел навыки работы в коллективе. Покажем умения и навыки при изучении сегодняшней темы.
И девиз нашего урока:
(читает ребенок) Знания – это дети удивления и любопытства (Слайд 1)
2. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: Ребята! Посмотрите, на моём столе находится ряд тел. Назовите их.
Дети: чайник, лейка, кофейник
Учитель: Какая у них форма?
Дети: сосуды различной формы
У: Что общего у этих сосудов?
А теперь давайте определим, что их объединяет (установим сходство и различие)
(Выполняем мыслительную операцию СРАВНЕНИЕ.) (Слайд 2)
Д: состоят из двух сосудов, соединенные между собой.
- Как они должны соединяться? (Слайд 2)
У: Сколько может быть таких соединений?
Д: От двух и более. (показать на слайде) (Слайд 3 )
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Учащиеся записывают тему урока.
У: (на доске) Сообщающиеся сосуды, число – 8.02.2013г
3. Этап объяснения нового материала.
Учитель. Сообщающиеся сосуды мы встречаем ежедневно. Приведите их примеры?
Учащиеся. Лейка, чайник, кофейник…
Учитель. Что общего у этих тел? (Слайд 4) Учащиеся. Вода, налитая, например, в чайник, стоит всегда в резервуаре чайника и в боковой трубке на одном уровне. Боковая трубка и резервуар соединены между собой в нижней части.
Учитель. Правильно. Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части. (Учащиеся записывают определение в тетради). (Слайд 5)
С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Возьмем две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой. Сначала резиновую трубку в середине зажмем и в одну из трубок нальем воды (демонстрация опыта).
Что произойдет, если открыть зажим?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне (слайд 6).
Учитель. Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне. (Учащиеся записывают закон в тетради). (Слайд 7)
Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму? (Слайд 8)
Учащиеся. Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах, отмеренная от уровня стола (из-за того, что изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны.
(Демонстрация опыта с сообщающимися сосудами различной формы).
Опыт 2. Повторяют опыт с трубками разного сечения, формы.
Учитель: А можно нам рассчитать давление в трубке? По какой формуле рассчитывают давление жидкости на дно и стенки сосуда?
р=рgh.
Учитель: Назовите физические величины, входящие в эту формулу и единицы измерения в системе СИ,
р, р, h, g (Па, м, кг/м3, Н/кг); (Слайд 9)
Учитель: От каких величин и как зависит давление жидкости на дно сосуда?
Ученик: от высоты столба жидкости - h, и плотности ρ (прямо пропорциональная).
а) Чем больше плотность, тем больше давление, если высота столба жидкости не изменяется.
б) Если жидкость однородная, то чем больше высота столба жидкости h, тем больше р (Слайд 9)
Учитель: Почему пловец, нырнувший на большую глубину, испытывает боль в ушах? (Слайд 9)
Ученик: Давление в жидкости пропорционально глубине погружения.
Учитель: Изменится ли давление воды на дно сосуда, если в него опустить кусок дерева так, что вода из сосуда не выливается? (Слайд 10)
Ученик: Давление увеличится, так как повысится уровень воды в сосуде.
Учитель: В сосудах изображённых находятся жидкости. В первом сосуде вода, во втором керосин. Одинаково ли давление на дно?
А) В 1 больше
Б) во 2 больше
В) одинаково? (Слайд 10)
Учитель: Почему?
Ученик: А) В 1 больше, так плотность воды больше плотности керосина
Учитель: В каком сосуде давление воды на дно больше? (Слайд 11)
А) в первом,
Б) во втором
В) одинаково.
Ученик: В) одинаково.
Учитель: Пластинки расположены в сосуде с водой. На какую пластинку давление жидкости больше? (Слайд 11)
А) на 1
Б) на 2
В) на 3
Ученик: В) на 2.
Учитель: Изменится ли давление жидкости на дно сосуда, если в сосуд погрузили деревянный брусок? (Слайд 11) Почему?
А) увеличится,
Б) не изменится,
В) уменьшится
Ученик: А) увеличится.
4. Зарядка.
(слайд 12)
Учитель: Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности?
Давайте вспомним можно ли смешать разные жидкости? Подсолнечное масло и воду? Как будут располагаться эти жидкости в сосуде?
Учащиеся. Нельзя, нет, масло на поверхности воды, т.к. плотность масла меньше плотности воды. Высота столбов жидкостей в сосудах будет разной.
Опыт.
Учитель. А если мы в сообщающиеся сосуды нальем две несмешивающиеся жидкости разной плотности.
Эксперимент: один сосуд заполняется водой, другой маслом.
Опыт 3. Повторяют опыт, но в одну трубку наливают масло.
Учитель: Свободная поверхность разнородной жидкости в сообщающихся сосудах находится на разных уровнях.
Учитель. Будут ли они располагаться на одном уровне? (Слайд 13)
Столб какой жидкости будет выше?
Учащиеся: При равенстве давлений высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности. (Учащиеся записывают в тетради).
Учитель: Давайте, ребята, докажем это теоретически. (ученик у доски, а другие в тетрадях)
Ученик Доказательство. Нальем в сосуд воду и масло. По закону Паскаля давление одинаковое, т.е. p1= p2. Давление воды определим по формуле p1 = r1gh1, а давление масла по формуле p2=r2gh2. Приравниваем их r1gh1 =r2gh2. Получим r1h1=r2h2, из этого равенства составим пропорцию, воспользуемся основным свойством (произведение крайних членов равно произведению средних членов) r1/r2 =h2/ h1, Сравнили плотность масла с плотностью воды.
Вывод: Чем больше плотность жидкости, тем уровень ниже. Что и требовалось доказать.
(Слайд 14)
5. Фронтальный опрос.
Что вы сегодня узнали на уроке?
Какие сосуды называются сообщающимися?
Какие свойства сообщающихся сосудов мы знаем теперь.?
Ученик: пытаются ответить.
(на слайдах набрать начало предложения ,а продолжают ученики)
Учитель: ребята, обратите внимание на экран, задание след характера, закончите предложение.
Ученик: В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся однородной жидкости находится на одном уровне.
В сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне.
В сосудах любой формы и ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне.
Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям. (Слайд 15)
Учитель: Где же применяли сообщающиеся сосуды в древности.
- Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый Стевин). Но оно было известно еще жрецам древней Греции. Археологи обнаружили в Грузии водопровод (XIII в), работающий по принципу сообщающихся сосудов. Самый же первый настоящий водопровод появился в Древнем Риме в 312 году до н.э. и по длине был равен 16,5 километрам. Цензор Аппий Клавдий в его строительство даже вложил собственные средства. Граждане были ему за это благодарны, ведь ранее люди носили дождевую, ключевую, речную воду и хранили в больших емкостях в своих домах.
- Второй водопровод был в длину около 70 км и также был сооружен в Риме до нашей эры в 274 году. Третий самый длинный водопровод в Риме насчитывал более 91,33 км. Важно отметить, что вышеописанные системы Римских канализаций исправно работают и сейчас. Был еще один короткий водопровод, который можно назвать самым коротким, начало его было в 15 км от Рима и на нем закончились постройки водопроводных систем в Римской Империи.
Учитель: А где вообще применяют сообщающие сосуды?
Дети:
6. Применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике.
- Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации. (Слайд 17)
- Закон сообщающихся сосудов люди используют в водопроводах с водонапорной башней. Водонапорная башня и стояки водопровода являются сообщающимися сосудами, поэтому жидкость в них устанавливается на одном уровне. (Слайд 17)
- В водомерном стекле парового котла, паровой котел (1) и водомерное стекло (3) являются сообщающимися сосудами. Когда краны (2) открыты, жидкость в паровом котле и водомерном стекле устанавливается на одном уровне, так как давления в них равны. (Слайд 18)
- В устройстве гидравлических машин используется свойство сообщающихся сосудов. (Демонстрируется гидравлический пресс).Так, большой и малый цилиндры гидравлического пресса являются сообщающимися сосудами. Высоты столбов жидкости одинаковы, пока на поршни не действуют силы. (Слайд 19)
- Каскады падающей воды украшают многие города, а действуют фонтаны благодаря закону сообщающихся сосудов. Виды знаменитых фонтанов Петродворца. Фонтаны в парке «Победы», Тбилиси. Фонтаны на площади «Дружбы», Ташкент. Фонтаны Еревана. (Слайд 20)
- Действие артезианских колодцев и гейзеров основано на законе сообщающихся сосудов. (Слайд 21)
- Горячий фонтан в местечке Гейзер в Исландии. От названия этого местечка возник термин «гейзер». (Слайд 21)
- Римлянам был неизвестен закон сообщающихся сосудов. Для снабжения населения водой они возводили многокилометровые акведуки, водопроводы, доставлявшие воду из горных источников. Инженеры древнего Рима опасались, что в водоемах, соединенных очень длинной трубой, вода не установится на одинаковом уровне. Они полагали, что если трубы проложены в земле, следуя уклонам почвы, то в некоторых участках вода ведь должна течь вверх, – и вот римляне боялись, что вода вверх не потечет. Поэтому они обычно придавали водопроводным трубам равномерный уклон вниз на всем их пути. Одна из римских труб, Аква Марциа, имеет в длину 100 км, между тем как прямое расстояние между ее концами вдвое меньше. Полсотни километров каменной кладки пришлось проложить из-за незнания элементарного закона физики! (Слайд 22-25)
7. Этап закрепления материала.
Учитель : Повторим изученное. Приведите примеры использования закона сообщающихся сосудов в природе, быту и технике.
Учащиеся. Это гейзеры, фонтаны, шлюзы, водопровод с водонапорной башней, гидравлический пресс, водомерные стекла, артезианские колодцы, сифоны под раковиной.
8. Итог урока.
Рефлексия. (Слайд 27)
Ваше настроение в конце урока: Проанализируйте, пожалуйста, «движение» своих мыслей, чувств, ощущений, которые возникли у вас в течение урока:
- удивлён,
- безразличен,
- радостно восхищён,
- встревожен,
- раздражён,
- спокоен.
Поделитесь своими мыслями, чувствами, что вы выбрали? Почему?
Как мы познаем мир?
Как мыслители или как художники?
Оценки по жетонам…… (изготовить жетоны)
9. Домашнее задание к следующему уроку.
(Слайд 28)
§ 39; придумать сообщающий сосуд .
Предлагаю вам побыть учеными- экспериментаторами, строителями.
- модель фонтана;
- модель оросительной системы для огорода;
- модель системы водопровода;
Учитель: Ребята! В заключение хочу сказать. Физик видит то, что видят все: тела и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость – понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке.
Литература:
- А.В. Перышкин. Учебник физики 7 класс.
- А.В. Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 класс.
- Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 7 класс.
- Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.
- В.И. Лукашик Сборник задач по физике 7-9 класс.
- Интернет-ресурсы. (Слайд 29).