Тип урока: урок с применением современных компьютерных технологий.
Вид: комбинированный урок.
Оборудование: комплекс, состоящий из демонстрационного экрана, проектора и компьютера с лицензированным программным обеспечением. На компьютере должна быть установлена операционная система Windows 9х или выше и пакет Microsoft Office, РМУ с установленной средой TurboPascal.
Время проведения: второй урок по теме «Строки».
Цели урока:
- Ознакомление учащихся с основными типами задач по обработке строк с использованием соответствующих функций и процедур языка Паскаль.
- Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
- Развитие у школьников теоретического, творческого, операционного типа мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Задачи урока:
- Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления.
- Учебная – закрепление материала прошлого урока с использованием примеров и упражнений.
- Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
Подготовка к уроку: Для этого урока была разработана электронная презентация с помощью программы Microsoft Power Point. Слайды презентации демонстрируются учащимся на большой экран через проектор, сопряженный с компьютером. Материалы презентации были подобраны на образовательных сайтах в Интернете и в учебной литературе. Также был разработан тест для проверочной работы и таблицей с правильными ответами для быстрой проверки.
План урока:
- Организационный момент.
- Фронтальный опрос с использованием материалов презентации. Контроль усвоения материала: тестовая проверочная работа по вариантам.
- Разбор и решение задач по теме урока с использованием изученных функций и процедур обработки строк.
- Закрепление материала: решение задач на ПЭВМ с отладкой.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя, объявление темы и плана урока.
2. Фронтальный опрос.
Вопросы учителя выводятся на экран при помощи проектора по одному, ответы обсуждаются. Затем выполняются упражнения на закрепление изученных функций и процедур , используемых для обработки строковых величин. Далее учащимся предлагается тестовая работа по вариантам для контроля усвоения пройденного материала. (презентация представлена в электронном виде).Самопроверка теста учащимися.
3. Разбор и решение задач по теме урока.
Учащиеся записывают условие задачи и вместе с учителем обсуждают возможные варианты ее решения. Затем программа реализуется на ПЭВМ и проводится ее отладка.
Задача: Составить программу для определения стоимости телеграммы. (допущение: слова в телеграмме разделены пробелом, «красной строки» нет, знаки препинания отсутствуют), вариант, когда в телеграмме нет ни одного слова не рассматривать+.
Один из вариантов решения:
Program Z1;
Uses crt;
Var w:string;
I,k:integer;
t;real;
Begin clrscr;
Writeln(‘Введите текст телеграммы’);
Readln(w);
Writeln(‘Введите тариф’);
Readln(t);
K:=0;
For i:=1 to length(w) do
If copy(w,i,1)=’ ‘ then k:=k+1;
Writeln(‘Стоимость телеграммы = ’, (k+1)*t);
Readln;
End.
Обсудить с учащимися возможность более сложного варианта условия задачи (без допущений) и способы реализации задачи в этом случае. Предложить учащимся дома задать усложненное условие данной задачи и разработать свой способ ее решения.
4. Закрепление материала: решение задач на ПЭВМ с отладкой.
Решить следующее задачи: Учащиеся записывают условия задач в тетрадь.
- Дано предложение. Определить порядковый номер первой встреченной буквы 'к'. Если такой буквы нет, сообщить об этом.
- Найти количество слов в введенном предложении, начинающихся на букву «к» (слова разделены пробелами).
- Найти процент слов в предложении, начинающихся на букву «а» (слова разделены пробелами, можно усложнить по желанию).
- Найти количество предлогов «за» и приставок «за-» в заданном тексте.
- Определить количество вхождений в строку заданного слова (слова разделены пробелами).
- * Задана строка, состоящая из строчных букв латинского алфавита(26). Составить программу для подсчета частоты вхождения в нее каждой буквы в процентах.
Учащиеся выбирают задачи из списка и решают их в любом порядке, консультируясь с учителем. Если учащийся решил задачу самостоятельно, работа оценивается учителем соответственно.
5. Домашнее задание.
- Составить и решить усложненную задачу(см. п.3 ).
- Каждый учащийся дома дорабатывает те задачи, которые не успел решить в классе (задачи 1-5).
- Задача 6* – по желанию на дополнительную оценку.
Некоторые варианты решения предложенных задач – Приложение.