Урок географии по теме "Биосфера". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цель урока: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах и взаимосвязях живых организмов в процессе биологического круговорота веществ.

Образовательные задачи урока:

  • Формировать понятия: биосфера, живое вещество, круговорот веществ.
  • Формировать знания о границах распространения жизни в сферах Земли.
  • Развивать умение сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек и объяснять действие факторов, ограничивающих распространение жизни в разных сферах.
  • Развивать умение выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.
  • Развивать умение извлекать информацию из разных источников знаний, анализировать ее и делать обобщения.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные:

формирование умений:

  • определять понятия;
  • анализировать и делать обобщения на основе различных источников информации (в текстовой форме и графической);
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая данными;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в паре и группе. 

Предметные:

учащиеся должны знать:

  • границы биосферы;
  • факторы, ограничивающие распространение жизни в разных сферах;

учащиеся должны уметь:

  • раскрывать суть понятий: биосфера, живое вещество, круговорот веществ;
  • сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек;
  • объяснять взаимосвязи живых организмов в процессе биологического круговорота веществ.

Личностные:

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде;
  • формирование представлений о целостности природы на примере биологического круговорота веществ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Содержание урока

1. Этап мотивации.

2. Этап актуализации знаний.

Задание. Наша планета состоит из нескольких оболочек, или сфер (от греч. sphaira – шар). Твердая внешняя оболочка Земли называется литосферой (от греч. lithos– камень), воздушная – атмосферой (от греч. atmos – пар). Воды Земли, которые находятся в жидком, твердом и газообразном состоянии, объединяются в гидросферу (от греч. hydor – вода). Среда обитания живых организмов, в том числе человека, называется биосферой (от греч. bios – жизнь).

Объясните, о чем говорит название каждой земной оболочки и что означает названия всех оболочек Земли вместе.

Задание. Главное, что отличает Землю от других планет Солнечной системы – это наличие жизни. Объясните, почему в Солнечной системе жизнь существует только на планете Земля?

Учащиеся выполняют задания. Строят логические рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи. Излагают свое мнение, аргументируя его. Формулируют общие выводы:

  1. Наша планета состоит из нескольких внешних оболочек, или сфер, названия которых сообщают о веществах, из которых они состоят.
  2. Положение Земли в Солнечной системе, ее размеры и масса позволяют ей иметь воздушную и водную оболочки, состав которых благоприятствовал созданию условий для существования на ней жизни.

Учащиеся совместно с учителем формулируют тему и определяют задачи урока. Тему урока записывают в тетрадь.

3. Этап изучения нового материала.

Биосфера возникла гораздо позже, чем другие земные оболочки. Попробуйте представить себе, как бы выглядела Земля без растений и животных. Вместо травы, лесов, кустарников — голые скалы. Вместо шума листвы, шуршания травы, пения птиц — полная тишина.

Задание. Ученые считают, что образование планеты Земля произошло примерно 4,5 млрд. лет назад. Первые живые организмы появились в океане около 3,5 млрд. лет назад. Развитие растительности на суше началось 400 млн. лет назад, птиц и млекопитающих – 50 млн. лет назад. А предки человека появились всего 2 млн. лет назад.

Подсчитайте, сколько лет прошло:

  • от образования планеты до появления первых живых организмов;
  • от появления первых живых организмов до появления растительности на суше;
  • от начала развития птиц и млекопитающих суши до появления предков человека.

Какую часть времени существования Земли занимает время существования на ней человека?

Учащиеся индивидуально выполняют задание. Результаты фиксируют в тетради. Представляют результаты и обсуждают их с одноклассниками.

Живые организмы не оставались неизменными с момента своего возникновения. Первые живые существа были очень примитивны. Прошли сотни миллионов лет, прежде чем в процессе эволюции сформировался тот разнообразный органический мир, который существует сегодня и образует на Земле особую оболочку – биосферу.

Понятие “биосфера” впервые было упомянуто в книге “Гидрология” (1802 г.) французским естествоиспытателем Ж.Б.Ламарком. Термин “биосфера” был введен в 1875 году австрийским геологом, президентом Венской академии наук, профессором Эдуардом Зюссом. Выделил эту земную оболочку как самостоятельную и создал учение о биосфере один из крупнейших отечественных исследователей, академик В. И. Вернадский (1863-1945).

Задание. Данные ученые, живя в разное время, по-разному определяли, что такое биосфера. Проанализируйте, как изменялось представление о биосфере. Сформулируйте свое определение термина “биосфера”.

Эдуард Зюсс определял биосферу как “тонкую пленку на земной поверхности, которая в значительной степени определяет облик всей планеты”.

В.И.Вернадский охарактеризовал биосферу как “область распространения жизни, включая наряду с организмами и среду их обитания”.

Учащиеся анализируют определения, сформулированные учеными, выявляют изменения. Формулируют собственное определение. Представляют результаты одноклассникам.

По Вернадскому все живые организмы на Земле образуют живое вещество биосферы.

Живые организмы на Земле исключительно разнообразны. Ученые могут лишь приблизительно подсчитать, что их 3 млн. видов, которые подразделяют на четыре основных царства.

Задание. Определите, о представителях какого царства живой природы идет речь? Заполните кластер царства живой природы. Приведите примеры организмов каждого из царств.

  1. Это мельчайшие живые существа, которые обитают всюду: в воздухе, воде, почве. Одни из древнейших организмов на нашей планете. Большинство из них использует в пищу готовые питательные (органические) вещества, разрушая мертвые остатки или паразитируя на живых организмах. (Бактерии)
  2. Характерная черта этих организмов состоит в том, что они способны самостоятельно создавать все необходимые им органические вещества, получая достаточно света, углекислого газа из воздуха и минеральных солей из почвы. (Растения)
  3. Представителей этого царства больше всего в природе. Практически все из них питаются готовыми органическими веществами. Отличает их от других организмов то, что они могут самостоятельно передвигаться. (Животные)
  4. Эти организмы неподвижны, но не могут сами создавать органические вещества, используя солнечный свет, углекислый газ и минеральные соли. Среди них выделяют шляпочные и плесневые. (Грибы)

Учащиеся выполняют задание по заполнению кластера индивидуально в тетради. Один из школьников представляет результаты работы на доске. Приводит примеры организмов разных царств.

Задание. Прослушайте сообщение одноклассника. Вставьте пропущенные слова в текст. Обсудите результаты работы с соседом по парте. Представьте свои результаты одноклассникам.

Видовое разнообразие животных ……….., чем видовое разнообразие растений. Среди животных наиболее распространены …………, а среди растений – …………….. . Биомасса животных ……….. биомассы растений. Масса живого вещества суши…………... массы живого вещества Мирового океана.

Сообщение учащегося (примерное).

Формы жизни отличаются большим разнообразием. И если, например, различных минералов на Земле насчитывается немногим более 4000, то число видов растений не менее 500 000, а число видов животных — 1,5 млн. Среди животных, преобладают насекомые, среди растений – цветковые (покрытосеменные). В царстве животных всего 4% позвоночных, из которых лишь десятая часть — млекопитающие, в том числе и человек.

Из общего числа видов организмов 21% приходится на растения, но по своей массе они почти в 1000 раз превосходят массу животных.

Большинство организмов сосредоточено на суше. Общая масса живых организмов – биомасса суши превышает общую биомассу Мирового океана более чем в 200 раз.

Учащиеся на основе прослушанного сообщения восстанавливают текст. Результаты работы обсуждают в парах и представляют одноклассникам.

Организуется работа в группах по выполнению задания о границах биосферы. Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Границы биосферы

Биосфера – это земное пространство, в котором существует жизнь. Каковы же границы этого пространства?
По теории академика В.И.Вернадского, верхняя и нижняя граница биосферы определяются факторами земной среды, которые делают возможным или невозможным существование живых организмов.
Физическим пределом распространения жизни в атмосфере является озоновый слой, расположенный в среднем на высоте 20 км от поверхности Земли. Озоновый слой ограничивает распространение жизни, так как выше его концентрация ультрафиолетовых лучей превосходит допустимую для живых организмов. В океанах нижняя граница жизни достигает глубины свыше 10 км. По учению В.И.Вернадского, в литосфере нижняя граница биосферы проходит на глубине 3-3,5 км ниже земной поверхности и имеет нечеткий характер. Она определяется такой температурой земных недр, при которой жизнь невозможна. За такой предел Вернадский принял температуру +100о С.
Таким образом, толщина биосферы составляет немногим более 20 км. В современной биосфере жизнь в основном сосредоточена на земле и вблизи от нее. Наиболее густые скопления живого вещества Вернадский назвал “пленками жизни”. На суше это, прежде всего почвы и растительный покров нашей планеты, его животный мир, а в Мировом океане – так называемый планктонный приповерхностный слой.

  1. Определите верхнюю и нижнюю границы биосферы в атмосфере, гидросфере, литосфере.
  2. Биосфера заполняет все оболочки. Объясните, почему её границы не совпадают с границами других оболочек.
  3. Какие факторы ограничивают распространение жизни в разных сферах?
  4. Что произойдет с живыми организмами на Земле, если исчезнет озоновый экран?
  5. В гидросфере густо заселены верхние слои вод морей и океанов. Почему в Мировом океане с глубиной количество живых организмов сокращается?
  6. Основная масса организмов, обитающих в литосфере, сосредоточена в почвенном слое, глубина которого не превышает нескольких метров, почему?
  7. Объясните, почему наиболее густые скопления живого вещества В.И.Вернадский назвал “пленками жизни”.

Учащиеся, работая в группах, извлекают информацию из текста, анализируют ее, отвечают на вопросы. Формулируют умозаключения и выводы. По результатам работы выступает одна из групп, другие группы выступают в качестве оппонентов.

Общая масса живых организмов биосферы Земли составляет не более 0,1% массы земной коры. Если литосферу представить в виде каменной чаши массой 4 кг, то гидросфера вместилась бы в этой чаше и имела бы массу 400 г. Масса атмосферы была бы равна массе медной монетки, а масса живого вещества – почтовой марке. Однако миллиарды лет из поколения в поколение живые организмы перерабатывали вещество земных оболочек. Как связаны все живые организмы?

Задание. Рассмотрите и проанализируйте рис. 214 на стр. 178 учебника. Прокомментируйте схему биологического круговорота веществ, указав:

  • какие основные звенья существуют в этом круговороте;
  • какую роль играет каждая группа организмов в биологическом круговороте;
  • будет ли осуществляться биологический круговорот, если убрать хотя бы одно его звено?

Учащиеся изучают и анализируют схему, отвечают на поставленные вопросы. Представляют результаты работы.

4. Рефлексия

Вопросы для самопроверки усвоения изученного материала. Выберите правильный ответ:

  1. Учение о биосфере создал (А. Ж.Б.Ламарк Б. Э.Зюсс В. В.И.Вернадский).
  2. Совокупность всех живых организмов на Земле образует (А. Живое Б. Неживое) вещество биосферы.
  3. Среди живых организмов наиболее разнообразны по видовому составу (А. Грибы Б. Растения В. Животные).
  4. По массе живого вещества среди живых организмов превосходят (А. Грибы Б. Растения В. Животные).
  5. Биосфера охватывает нижнюю часть (А. Атмосферы Б. Гидросферы В. Литосферы), верхнюю часть (А. Атмосферы Б. Гидросферы В. Литосферы) и всю (А. Атмосферу Б. Гидросферу В. Литосферу).
  6. Мощность биосферы составляет (А. 6-7 км Б. 20-25 км В. 30-35 км).
  7. Процесс круговорота веществ начинается с деятельности (А. Животных Б. Микроорганизмов В. Растений).

Учащиеся самостоятельно определяют уровень достижений своих результатов, используя ключ и шкалу оценивания.

Инструмент проверки: ключ.

1

2

3

4

5

6

7

В

А

В

Б

А, В, Б

Б

В

Шкала оценивания:

За каждый правильный ответ – 1 балл (за вопрос 5 – 3 балла).

Ответ неправильный или отсутствие ответа – 0 баллов.

“5”

“4”

“3”

“2”

9 баллов

8-7 баллов

6-5 баллов

менее 5 баллов

По итогам работы школьники проводят анализ и определяют круг вопросов, которые вызвали затруднение.

Учащиеся формулируют общие выводы:

  1. Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами. Учение о биосфере создал В.И.Вернадский.
  2. Совокупность всех живых организмов составляет живое вещество биосферы.
  3. Живое вещество характеризуют по его массе, месту обитания, по видовому разнообразию и по численности каждого вида.
  4. Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы.
  5. Каждая группа организмов играет в биосфере определенную роль. Живое вещество биосферы участвует в биологическом круговороте веществ, который связывает в единое целое все части природы.

5. Домашнее задание

Учебник А.А.Летягина. География. Начальный курс: 6 класс. §50. Составить синквейн “Биосфера”.

Правила составления синквейна.

В синквейне пять строк, в том числе:

  1. Понятие (одно слово, в нашем случае биосфера).
  2. Прилагательные (два слова).
  3. Глаголы (три слова).
  4. Предложение, фраза (из четырех слов).
  5. Существительное, утверждение (одно слово).

Литература:

  1. География. Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Летягин; под редакцией В.П.Дронова.– 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011. 
  2. География: 6 класс: рабочая тетрадь №2 к учебнику А.А.Летягина “География. Начальный курс” / А.А.Летягин, Л.А.Гимбицкая, Т.В.Молоканова. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  3. Крылова О.В. Материалы курса “Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в преподавании географии”: Лекция 5-8. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2013.
  4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2006.