Тема урока: "Гражданская война: белые". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Тип урока – урок изучения нового материала. Тема “Гражданская война” сложна для восприятия девятиклассника (большой объем материала), вместе с тем актуальна (современные события в Азии и Африке, Украине). На данном уроке:

Уделяю внимание терминам и хронологии (Гражданская война, интервенция, белый террор, этапы войны), благодаря этому формируются исторические понятия и развивается представление о времени.

Организую работу с картой , т.к. события происходят не только во времени, но и в пространстве (на протяжении всего урока используется карта “Гражданская война и интервенция в России)

Организую работу с текстом учебника и документов, в ходе которой ученики самостоятельно извлекают знания из книги (работа с терминами, осмысление исторического материала, анализ исторических документов).\

Все это формирует способность глубокого усвоения исторических знаний.

Цель урока:

  • Сформировать представление о гражданской войне как битве альтернатив возрождения России;
  • Уяснить причины гражданской войны и специфику иностранной интервенции;
  • Раскрыть цели, экономическую и политическую программу белого движения и определить его социальный состав;
  • Раскрыть причины поражения белого движения.

Задачи урока:

  • Воспитательная – формирование любви к родине. Гражданственности, научного мировоззрения;
  • Дидактическая - четкая организация проведения урока (орг.момент, опрос домашнего задания, новый материал, закрепление и обобщение, дом.задание, итог), связь данного урока с предыдущим, рациональное сочетание словесно-наглядных и практических методов с проблемным.
  • Психологическая – мотивировать к изучению, педагогический такт, уважение к мнению ученика;
  • Гигиенические – чередование слушания с практической работой.

Основные понятия: гражданская война, иностранная интервенция “белый террор” (на доске).

Использую личностно-ориентированные образовательные технологии, технологию развивающего дифференцированного обучения.

Метод – проблемный (почему имея больше шансов – деньги, знания, помощь Антанты – белый лагерь проиграл), объяснительно-иллюстративный, (рассказ учителя, домашние презентации учеников), критического мышления (ответ на проблемный вопрос).

Формы обучения: беседа, рассказ, практикум (работа с текстом учебника и документа, составление таблицы, работа в рабочей тетради к учебнику).

Средства диагностики: тест, письменная работа (таблица)

Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор.

В процессе работы у учащихся развиваются навыки:

  • Аналитические – умение классифицировать, выделять существенную информацию, добывать ее (работа в раб.тетради);
  • Творческие (презентации по Колчаку и Деникину, краткие зарисовки лидеров белого движения – “дом.заготовки”).
  • Коммуникативные – умение вести дискуссию, убеждать, защищать свою точку зрения, работать в группе (групповая работа, обобщение пройденного);
  • Социальные – умение слушать, контролировать себя, поддерживать дискуссию;

Самоанализ.

Тема урока тесно связана с другими предметами: обществознанием (полит.режимы, гос.устройство – в таблице), географией (работа по карте), литературой (“Тихий Дон” М.А. Шолохова) и др.

Психологической составляющей урока является развитие человеческой индивидуальности: ученики готовили презентации о лидерах белого движения по собственному желанию, проявив свои умения в ИКТ, что меняет и психологический климат в классе; работа в группе вовлекает в предметную работу учеников с любым уровнем подготовки, т.е урок способствует и гуманизации обучения.

На уроке важное место относится отношениям “учитель-ученик”.

Моя задача – обратить внимание на внутренний мир ученика – разбудить его, т.е. создать условие для собственного развития (педагогика сотрудничества, гуманно-личностный подход).

Урок “Гражданская война: белые”

Проверка домашнего задания

Проверочное тестирование

1  Почему первое Советское правительство получило название “Временное рабоче-крестьянское правительство”?

а) большевики первоначально предполагали оформить его юридический статус на Учредительном собрании

б) большевики хотели в последующем привлечь в него меньшевиков и эсеров

в) большевики хотели передать всю полноту власти Учредительному собранию

2  Кто был первым председателем ВЦИК?

а) Л.Б. Каменев

б) Я.М. Свердлов

в) М.И. Калинин

3  Когда было создано коалиционное Советское правительство?

а) октябрь 1917 г.

б) декабрь 1917 г.

в) март 1918 г.

4  Кто стал первым председателем Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, созданной в декабре 1917 г.?

а) Ф.Э. Дзержинский

б) М.С. Лацис

в) М.С. Урицкий

5 Кто был избран председателем Учредительного собрания?

а) Я. М. Свердлов

б) М. А. Спиридонова

в) В. М. Чернов

6 Какой документ был представлен большевиками для утверждения его Учредительным собранием?

а) Декрет о власти

б) “Декларация прав народов России”

в) “Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа”

7 Поддержали ли левые эсеры разгон Учредительного собрания?

а) да

б) нет

в) не знаю

8  Кто из большевистских лидеров возглавил группу “левых коммунистов”, выступавшую против заключения сепаратного мира с Германией?

а) Н.И. Бухарин

б) Л.Б Каменев

в) И.В. Сталин

9 Кто из большевистских лидеров в ходе переговоров с Германией выдвинул положение, выраженное формулой: “ Войну не прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем”?

а) Ф.Э. Дзержинский

б) Г.Е. Зиновьев

в) Л.Д. Троцкий

10 Когда был подписан сепаратный мир с Германией?

а) 18 декабря 1917г.

б) 23 февраля 1918 г.

в) 3марта 1918 г.

11  Какое предприятие было первым национализировано большевиками?

а) Путиловский завод

б) Ликинская мануфактура

в) Ленские золотые прииски

12 О чём шла речь в декрете ВЦИК и СНК от 11 декабря 1918 года?

а) о привлечении буржуазных специалистов к сотрудничеству с Советской властью

б) об организации и снабжении деревенской бедноты

в) о введении рабочего контроля на предприятиях

13 Поддержали ли левые эсеры введение чрезвычайных мер в деревне?

а) да

б) нет

в) не знаю

14  Когда была принята первая Конституция РСФСР?

а) 5 января 1918 г. на Учредительном собрании

б) 10 июля 1918 г. на V съезде Советов

в) 20 марта 1919 г. на VIII съезде РКП(б)

Индивидуальные задания в рабочей тетради - 2 на с.55, 4 на с.57, 9 -10 на с. 62, 11 на с. 62-63, 12 на с. 63 (работают 5 учеников)

План изучения нового материала.

1. Причины гражданской войны и её этапы.

2. “Локальная” гражданская война.

3. Иностранная интервенция.

4. “Фронтовая” гражданская война. Восточный фронт. Режим адмирала А.В.Колчака.

5. Южный фронт. Характер белогвардейской власти на юге.

6. “Белый ” Крым.

7. “Белый” север.

8. Причины поражения белого движения

Проблемное задание на весь урок: почему о гражданской войне говорят, что она - подвиг и трагедия победителей и побеждённых?

Работа по плану:

1. По первой проблеме - беседа по вопросам, работают в группах по 5-6 человек.

  1. Что такое гражданская война?
  2. Какие цели преследуют противоборствующие стороны в гражданской войне?
  3. В чём причины гражданской войны в России?

Подвожу итог ответам учащихся, раскрываю суть разных точек зрения на проблему причин гражданской войны. Запись в тетради:

Причины гражданской войны:

1. Обострение социально-экономических и политических противоречий в результате смены власти и изменения форм собственности

2. Крах демократической альтернативы развития страны в связи с разгоном Учредительного собрания большевиками

3. Отсутствие опыта политического и социального компромисса между различными политическими силами и социальными группами

4. Непринятие политическими противниками большевиков Брестского мира с Германией

5. Экономическая политика большевиков в деревне весной–летом 1918 г.

6. Иностранное военное вмешательство во внутренние дела России

Этапы войны:

1) 25 октября 1917 г.- май 1918 г. - “локальная” гражданская война;

2) Лето 1918 г. – конец 1920 г. – “фронтовая” гражданская война;

3) Конец 1920 г. – начало 1921 г.- “малая” гражданская война.

1. Поясняю, какие события определили границы этапов (мятеж Чехословацкого корпуса, разгром войск Врангеля в Крыму), какими признаками они характеризуются, каковы отличия в расстановке противоборствующих сил - по карте “Гражданская война и интервенция в России”

2. Второй вопрос учащиеся изучают самостоятельно, читая раздел “Первые вспышки” п.16-17 учебника и выполняя задание 3 (с 64-65) рабочей тетради. После выполнения задания обсуждаем, почему 1-ый этап называется “локальный”, каковы были главные противоборствующие силы в этот период, почему большевикам удалось быстро подавить выступления мятежных атаманов. В ходе обсуждения - показ учащимися своих домашних презентаций о П. Н. Краснове, А. М. Каледине, М. В. Алексееве, А. И. Дутове

3. Третий вопрос - о специфике иностранной интервенции - сочетание рассказа учителя с работой по карте “Гражданская война и интервенция в России”.По ходу объяснения учителя ученик у доски присоединяет на карту таблички с названиями стран у места их высадки (Румыния -в Бессарабии; Австрия и Германия – на Украине; Турция- в Закавказье; Германия- в Грузии; Англия, США, Япония- на Дальнем Востоке; Англия, Франция, США- в Мурманске; Англия, Франция- в Крыму и Одессе)

Запись в тетради понятия “интервенция” со с. 112 учебника

4. Четвёртый вопрос изучается, сочетая различные методы: рассказ учителя, работу с документами, выполнение заданий в рабочей тетради (задания 6 и 7 с.67-69) , работу с картой, использование презентации с биографической справкой о Колчаке (домашнее опережающее задание). В сильном классе при наличии времени можно использовать фрагменты фильма “Адмирал”.

5-6. Пятый и шестой вопросы – о формировании Южного фронта и о белогвардейской власти на юге - начинаем изучать с биографической справки об А. И. Деникине (домашняя презентация). Далее - работа с учебником ( пункты “Южный фронт”, “Белый Крым” с .107-108 и документом “А.И. Деникин о Красной Армии” на с. 119)- читаем, на её основе - работа разноуровневых групп: 1-я – заполняет схему в задании 8 (с.71 рабочей тетради), 2-ая(сильные учащиеся) - делает сравнительный анализ программы деникинского движения и тех мероприятий, которые к тому времени уже провели большевики, заполнив следующую таблицу:

Линии сравнения Правительство Юга России Мероприятия советской власти
Политический режим    
Национально- государственное устройство    
Аграрный вопрос    
Рабочий вопрос    

Проверка.

7. Седьмой вопрос - объяснение учителя с опорой на текст учебника и использование исторической карты.

8. Восьмой вопрос - причины поражения белого движения учащиеся изучают самостоятельно (с.109-110 учебника). Запись в тетради:

- отсутствие военного, идейно-политического, социального единства в рядах

- лидеры не сумели предложить народу привлекательной программы

- лозунг “единая и неделимая Россия” в национальной политике

- неприязненные личные отношения между лидерами

- нет вождя, авторитет которого признавался бы всеми

- моральное разложение армии, применение к населению насильственных мер.

“Белое движение начали “почти святые”, а закончили “почти бандиты” - как вы понимаете слова лидера русских националистов В.В. Шульгина?

Обобщение и закрепление изученного материала.

Возврат к проблемному заданию, поставленному в начале урока: “Гражданская война - подвиг и трагедия победителей и побеждённых”.

- К кому вы относите белый лагерь – к победителям или побеждённым?

- В чём подвиг побеждённых?

- В чём трагедия побеждённых?

На следующем уроке будем говорить о лагере красных и попробуем ответить на те же вопросы.

Домашнее задание: п.16-17, вопросы к нему, презентации о М.В.Фрунзе и М.Н.Тухачевском, сильному ученику - о красном терроре.

Итог урока.

Заключение

Считаю, что данный урок цели достиг: “мозговой штурм” на следующем уроке по теме “белого лагеря в гражданской войне” дал следующие результаты: 72% учащихся усвоили тему на “хорошо” и “отлично”; несколько человек – самостоятельно, по своей инициативе, подготовили информацию о “красном терроре” (по аналогии с “белым террором”), о лагере зеленых, т.е. интерес учащихся к познавательной исследовательской деятельности возрос. Не это ли одна из главных задач учителя?

Приложение.

Список использованных источников.

  1. Абдуллаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории / Э. Н. Абдуллаев // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 1. – С. 23.
  2. Агапов И.Г. Учимся продуктивно мыслить / И.Г. Агапов // Библиотечка журнала “Вестник образования”. - 2001. - № 2.
  3. Григорян С.Д., Ванюков И. В. Поисково–исследовательская деятельность учащихся в условиях школы–гимназии // Образование в современной школе. – 2000. - № 9. - С.71.
  4. Зверева Г.Г. Групповая учебная работа (на уроках истории) // Учитель. – 2000. - №5. - С.17.
  5. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся: Научно-методическое пособие. – Казань, 1993. - 70 с.
  6. Данилов А.А., Косулина В.Г. “История России XX-XXI вв.” - Москва, Просвещение. – С.102.