Цели:
- Образовательная: расширить знания учащихся о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему; о роли тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;
- Развивающая: научить учащихся распознавать виды кровотечений и оказывать первую помощь при повреждении сосудов; логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы), оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; слушать и делать краткие записи в тетради;
- Воспитательная: воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни; чувство ответственности не только за своё здоровье, но и здоровье окружающих.
Оборудование: жгуты, бинты, палочки для закрутки. Цифровые образовательные ресурсы. КМ – школа. Уроки Медиатека. Презентация на тему “Причины сердечно-сосудистых заболеваний””.
Тип урока: урок сообщения новых знаний на основе закрепления изучаемого материала, повторение и систематизация знаний, навыков учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
На протяжении нескольких уроков мы изучали тему “Транспорт веществ. Кровь, лимфообращение и кровообращение”. Давайте систематизируем и проверим свои знания.
Форма работы: тестирование по теме: “Кровь. Кровообращение”
ВАРИАНТ 1
1. Сосуды, по которым кровь течёт от сердца:
а) вены б) артерии в) капилляры
2. Мельчайшие кровеносные сосуды – это:
а) капилляры б) вены в) артерии
3. Белок гемоглобин содержится в:
а) тромбоцитах б) лейкоцитах в) эритроцитах
4. Основная роль лейкоцитов заключается в:
а) транспорте газов б) свёртываемости крови в) иммунной защите
5.Венозная кровь содержит:
а) кислород б) угарный газ в) углекислый газ
6. Камера сердца, дающая начало малому кругу кровообращения:
а) левое предсердие б) правое предсердие в) правый желудочек
7. Кровь какой группы можно перелить человеку со II группой крови:
а) первой и второй б) первой и третьей в) первой, второй, третьей
8. Скорость тока крови в венах:
а) 0,5 мм/с б) 200 мм/с в) 500 мм/с
9. Установите соответствие.
КЛЕТКИ КРОВИ | ФУНКЦИЯ | ||
1 | Т-лимфоциты | А | Транспорт кислорода |
2 | В-лимфоциты | Б | Свёртываемость крови |
3 | Эритроциты | В | Клеточный иммунитет |
4 | Тромбоциты | Г | Выработка антител |
5 | Фагоциты | Д | Обнаружение антигенов |
10. Болезнь, характеризующаяся уменьшением количества крови и изменением её качественного состава – …
ВАРИАНТ 2
1. Сосуды, по которым кровь течёт к сердцу:
а) капилляры б) вены в) артерии
2. Самые крупные кровеносные сосуды – это:
а) артерии б) капилляры в) вены
3. Белок фибриноген содержится в:
а) эритроцитах б) тромбоцитах в) лейкоцитах
4. Основная роль гемоглобина заключается в:
а) иммунной защите б) транспорт газов в) свёртывание крови
5. Артериальная кровь содержит:
а) кислород б) угарный газ в)углекислый газ
6. Камера сердца, дающая начало большому кругу кровообращения:
а) левый желудочек б) правый желудочек в) левое предсердие
7. Кровь какой группы можно перелить человеку с IV группой крови:
а) второй и третьей б) первой и третьей в) первой, второй, третьей и четвёртой
8. Скорость тока крови в аорте:
а) 500 мм/с б) 200 мм/с в) 0,5 мм/с
9. Установите соответствие:
КЛЕТКИ КРОВИ | ФУНКЦИЯ | ||
1 | Т-лимфоциты | А | Транспорт кислорода |
2 | В-лимфоциты | Б | Свёртываемость крови |
3 | Эритроциты | В | Клеточный иммунитет |
4 | Тромбоциты | Г | Выработка антител |
5 | Фагоциты | Д | Обнаружение антигенов |
10. Наследственной заболевание, которое выражено в склонности к кровотечениям в результате несвёртываемости крови – …
Критерий оценивания 1 балл за правильный ответ. Ребята обмениваются работами и проверяют друг у друга (работа в паре).
Ключ на экране: 1 вариант: 1- б, 2- а, 3- в, 4- в, 5- б, 6- в, 7- а, 8- б,
9.
А. Б. В. Г. Д. 3 4 5 2 1
10. Малокровие.
2 вариант: 1- б, 2- а, 3- а, 4- б, 5- а, 6- а, 7- в, 8- а,
9.
А. Б. В. Г. Д. 3 4 5 2 1
10. Гемофилия.
Учитель: Давайте посмотрим наши результаты, поднимите руки, кто получил пять – молодцы, кто получил оценку четыре – замечательно, кто получил оценки ниже, попробуйте их исправить на следующем уроке.
Изучение нового материала.
Учитель: Как вы думаете, какие заболевания стоят на 1 месте среди населения? Слайд 1,2 презентации.
Ученики: Заболевания сердца и сосудов.
Учитель: Какие к ним относятся?
Ученики: Инфаркт миокарда, гипертония, порок сердца, тромбофлебит и др.
Учитель: Ежегодно на нашей планете от поражения сердца погибают миллионы людей, многие – в возрасте 30-40 лет. Значит борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями – одна из основных проблем современного поколения людей.
Учитель: Каковы, на ваш взгляд, причины, приводящие к заболеванию органов кровообращения? Слайд 3 презентации
Ученики: Алкоголь, курение, наркотики, плохая экология, наследственность, гиподинамия и др.
схема
Причины сердечно-сосудистых заболеваний
Учитель: Давайте послушаем сообщения ребят по темам:
- “Влияние вредных привычек”
- “Гиподинамия – что это?”
- “Влияние окружающей среды на сердечно – сосудистую систему”
Учитель: Какое влияние на сердце и сосуды оказывает алкоголь?
Ученики: Под воздействием алкоголя возникают нарушения в работе вегетативной системы, что приводит к быстрому росту пульса, а скорость сокращения сердечной мышцы падает, нагрузка на него возрастает. Это вызывается тем, что алкоголь усиливает выделение адреналина в кровь.
Учитель: Посмотрите на сердце здорового человека и человека, употребляющего алкоголь (слайд 4). Чем оно отличается?
Ученики: Размерами. Алкоголь в небольших количествах влияет на обмен веществ в клетках сердца. В них накапливается жир, уменьшается содержание белка и, в конце концов, мышечные волокна сердца отмирают.
Учитель: Перечислите последствия курения на сердечно-сосудистую систему (слайд 5).
Ученики:
- способствует повышению частоты сердечных сокращений;
- вызывает спазм питающих сердце сосудов;
- повышает давление;
- повышает свертываемость крови, что ускоряет образование тромбов;
- резко усиливает накопление в организме лишнего холестерина;
- способствует образованию жира на стенках сосудов;
- сужает сосуды.
- уменьшает количество кислорода, поступающего к сердцу.
Учитель: Что такое гиподинамия и как она влияет на сердце? (слайд 6).
Ученики: Гиподинамия – это ограничение физической подвижности. Гиподинамия вызывает ослабление мышц, увеличивает количество жировой ткани, снижает выносливость.
Учитель: Как избежать таких последствий?
Ученики: Больше двигаться.
Учитель: Движение необходимо. Давайте проведем физкультминутку.
Учитель: Какие факторы окружающей среды влияют на сердце?
Ученики: К факторам окружающей среды, влияющим на деятельность сердца относятся резкие колебания температуры и шум.
Учитель: Повышение температуры окружающей среды, вызывая расширение сосудов кожи и увеличение теплоотдачи, сопровождается увеличением минутного объема сердца. Нагрузка на сердце при этом дополнительно возрастает из-за повышения вязкости крови в результате потерь воды при усиленном потоотделении.
Нервное напряжение, создаваемое шумом, способствует повышению сосудистого тонуса и АД, что увеличивает нагрузку на сердце. Кроме того, при шуме могут возникать неврогенные нарушения сердечного ритма (слайд 7).
Учитель: Также причиной заболеваний сердечно-сосудистой системы может быть потеря крови. Иногда очень важно вовремя и правильно оказать помощь. Сегодня мы проведём практическую работу.
Практическая работа №4. “Изучение приемов остановки кровотечений”
Цель работы: уметь распознавать виды кровотечений; научиться оказывать первую медицинскую помощь при повреждении сосудов.
Оборудование: схемы “Виды кровотечений”, “Оказание первой помощи при капиллярном кровотечении”, видеофрагменты “Остановка артериального кровотечения”, “ Остановка венозного кровотечения”, бинты, палочки для закрутки, ножницы, платки, ткань, жгут.
Учитель: Кровотечения обусловлены рядом причин. Это могут быть повреждения сосудов при травмах или разрушение стенки сосудов при болезнях, увеличение проницаемости сосудов и нарушение свертываемости крови, при ряде заболеваний.
При потере одной третьей объёма крови человек может умереть.
Выделяют артериальные, венозные и капиллярные кровотечения (Работа со схемой).
Просмотр видеофрагментов: “Остановка артериального кровотечения”,
“Остановка венозного кровотечения” (КМ – школа. Уроки Медиатека. Биология/Человек и его здоровье/Движение крови по сосудам. Лимфатическая система/
Выработка практических навыков.
Учитель знакомит с методикой наложения жгута и скрутки из подручного материала.
Работа в парах: на столах инструкция хода работы:
1. Наложите марлевую повязку на указательный палец, при капиллярном кровотечении.
2. Сделайте скрутку на конечность (руку или ногу) при артериальном кровотечении.
3. Наложите давящую повязку при венозном кровотечении.
4. Заполните таблицу:
Вид кровотечения | Характеристика кровотечения | Меры первой помощи |
Капиллярное | ||
Венозное | ||
Артериальное |
5. Сделать вывод.
В ходе практической работы мы научились:
- оказывать доврачебную медицинскую помощь при различных видах кровотечений.
Подведение итогов.
Рефлексия.
- А сейчас мне было бы интересно узнать, что каждый из вас вынес с нашего урока?
На доске висит схема:
- УЗНАЛ...
- Я ЗАДУМАЛСЯ…
- ВСПОМНИЛ…
- НАУЧИЛСЯ…
Учитель: спасибо за вашу активную работу, мне очень приятно с вами общаться на уроке. Выставление оценок за урок.
Домашнее задание.
Творческое задание: Разработать буклет “Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний”.