Хорошо учиться в школе, означает трудиться много и самое главное – регулярно. Трудиться систематически в 12-17 лет очень трудно. Чтобы увлечь своим предметом, достичь с учениками высоких результатов, нужно хорошо знать и понимать того, кого ты учишь, понять, что им движет, каковы мотивы его поступков, какие цели он себе поставил, и делать это надо искренне.
Целью своей деятельности я считаю
- развитие интереса к предмету и его изучению;
- формирование информационной культуры учащихся;
- формирование у учащихся устойчивых знаний по предмету;
- показать применение полученных знаний в повседневной жизни;
- подготовка учащихся к учебе в вузе, к дальнейшей исследовательской деятельности.
Стараюсь организовать процесс обучения на сотрудничестве ученика и учителя, стараюсь заинтересовать ученика предметом, только интерес к предмету – рождает успех. Считаю, что самому важному в жизни нельзя обучить, можно только научиться. И в этом процессе научения мне помогает проектная деятельность.
Вызвать желание творить, мыслить – задача трудная и интересная, тем более что она не имеет однозначного решения и в каждом классе приходится решать ее заново, зачастую находя новые средства и методы. Образование – процесс обоюдный, без активных усилий ученика он обречен на провал, каким бы замечательным учитель не был. Такой процесс требует изменения позиции ученика и переосмысления педагогической деятельности учителя.
Использование метода проектов на уроке позволяет мне решать следующие задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию способностей учащихся по физики и информатики; снижение перегрузки учащихся.
Позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых на уроке знаний и их практическое применение их в жизни.
Проектное обучение обладает рядом преимуществ в отличие от традиционного.
- Во-первых, это преимущество в том, что организация обучения ориентирована на личность обучаемого.
- Во-вторых, овладение мыслительными процессами определяется как синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование.
- В-третьих, появляется интерес, усиливается мотивация личностного роста, изменения себя.
- В-четвертых, изменяется роль учителя. Учитель-организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся.
Методика работы над проектом включает в себя четыре этапа:
- планирование работы над проектом;
- аналитический этап;
- этап обобщения;
- этап презентации полученных результатов работы над проектом.
Какой то классической формы использования метода проектов на уроке построить невозможно.
1. Я использую небольшие краткосрочные проекты в качестве закрепления полученных знаний. Например урок информатики: автоматизация деятельности бухгалтера, учителя и т.д. с помощью электронных таблиц.
2. Игровые для усвоения новых знаний.
Например: изучая тему: Электрический ток. В начале урока ставится задача оформить полученные знания в виде картины, эскиза. Далее эта тема находит продолжение на уроках информатики создание небольшого фильма Электрический ток, как мы это представляем.
В качестве обобщения полученных знаний по теме: Компьютер. Предлагается игра-проект “Приобрети компьютер”, каждый ученик решает свою задачу делая осознанный выбор модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям. Учащиеся используют на уроке рекламные объявления из газет, прайс-листы компьютерных фирм. Обосновывают свой выбор в процессе защиты проектов.
3. Групповые проекты. Например: информатика создание сайта класса, статистическое исследование достижений класса и оформление всех данных с помощью электронных таблиц.
Проект по теме “Гиперссылки”, каждый ученик создает свой гипертекстовый документ по теме к уроку физики
4. Межпредметные проекты
Проект по теме “Гиперссылки”, каждый ученик создает свой гипертекстовый документ по теме к уроку физики “Основы МКТ”, необходимо создать тестовый документ или экскурсию, возможно ребус на заданную тему.
Данный метод позволяет мне реализовать с обучающими поиск решения интересной “жизненной” задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической информатики и физики, так и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление таких проектов требует от учащегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интегрировать, знания полученные на уроках физики в предмет информатика.
В качестве примера деятельности обучающихся прилагаю пример одного из многих проектов учащихся.(смотри Презентацию)
Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.
Однако, в своей работе столкнулась трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению.
Тем не менее считаю, необходимостью применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.