Цель урока:
- Углубить и расширить знания о вещественном составе земной коры
- Сформировать представления о магматических, осадочных и метаморфических породах
- Научить выстраивать причинно-следственные цепочки на основе изучения особенностей образования горных пород
Средства обучения: коллекция горных пород.
Форма обучения: индивидуально-групповая.
Этапы урока |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Начало урока. |
Организационный момент |
Проверяет готовность учащихся к уроку |
Делятся на группы по 4 человек |
I. Актуализация опорных знаний. | Повторение пройденной темы, постановка цели урока. | 1. Каково внутреннее строение Земли? 2.На какие типы делится земная кора? 3.Чем отличатся материковая и океаническая земная кора? 4. Что называют литосферой? 5.Определите какую часть плана изучения литосферы вы уже выполнили. 6. Что необходимо изучить? 7.Как изучать горные породы? 8.С чего начать? |
Дают понятия литосфера, внутреннее
строение Земли, земная кора. Повторяют план изучения литосферы:
Тема урока: «Горные породы и минералы». Определяют план изучения горных пород:
|
II. Постановка проблемы. | Вещественный состав земной коры. Рисунок №1 | Рассказывает о вещественном
составе земной коры.
|
Записывают вещественный состав
земной коры.
|
Минералы и горные породы. | Образец №1 вода, соль, гранит. Рассмотрите и опишите имеющиеся у вас образцы минералов, горной породы. Что из них минерал и горная порода? Рассказывает о минералах, горных породах. |
Описывают образцы минералов и
горной породы. Анализируют минерал, горная порода.
Записывают определения о минералах и горной породе |
|
Магматические горные породы.
Схема образования магматических горных пород
|
– Показывает схему образования
магматических горных пород. Что это? Упорядочивает ответы на доске. Задает вопросы по схеме: – Что такое магма? – Как возникает магма?
– Как магма превращается в горную породу?
– Рассмотрите образцы и сделайте выводы. Что из
них излившаяся, а что глубинная? Образец №2 гранит, базальт, обсидиан, лупа. – Сделайте вывод условия образования |
Думают, как образовались
магматические горные породы. Рисуют в тетради схему образования магматических горных пород. Магма, извержение вулкана, на поверхности, на глубине. – Думают, отвечают на вопросы: – Магма – это
сложный по составу раствор расплав многих
веществ. 1. Застывание магмы на глубине происходит
медленно. Из-за медленного остывания образуются
крупные кристаллы. Породы кристаллические,
плотные. |
|
Осадочные горные породы. Схема
образования обломочных осадочных горных пород. Рисунок №5 |
Показывает схему образования
обломочных осадочных горных пород. Что это? Упорядочивает ответы на доске Объясняет
процесс выветривания,
– Сделайте вывод условия образования |
Думают, как образовались
обломочные осадочные горные породы. Рисуют в тетради схему образования обломочных осадочных горных пород. Разрушение, солнце, ветер, снег, дождь, вода, обломок, валун, щебень, гравий, галька, песок, глина. Записывают в тетради.
Описывают, измеряют, находят отличительные
особенности обломочных осадочных горных пород и
записывают в тетради. |
|
Схема образования химических
осадочных горных пород. Рисунок №7 Рисунок №8 |
Показывает схему образования
химические осадочных горных пород. Что это? Упорядочивает ответы на доске Образец №4 гипс, поваренная соль – Рассмотрите образцы и опишите. – Сделайте вывод условия образования |
Думают, как образовались
химические осадочные горные породы. Рисуют в тетради схему образования химические осадочных горных пород. Растворение, испарение, накопление, соли Описывают горные породы Делают выводы, записывают в тетради. |
|
Схема образования органических осадочных горных пород. | Показывает схему образования
органических осадочных горных пород. Что это? Упорядочивает ответы на доске Образец №5 мел, известняк, ракушечник, уголь – Рассмотрите образцы и делают вывод условия образования |
Думают, как образовались
органических осадочные горные породы. Рисуют в тетради схему образования органических осадочных горных пород. Остатки организмов, растений, накопление Делают выводы, записывают в тетради. |
|
Метаморфические горные породы | Показывает схему образования
метаморфических горных пород. Что это? Упорядочивает ответы на доске Образец №6 Известняк, мрамор Рассмотрите образцы и делают вывод условия образования |
Думают, как образовались
метаморфические горные породы. Рисуют в тетради схему образования метаморфических горных пород. Увеличение температуры, давления, изменение свойств горных пород Делают выводы, записывают в тетради. |
|
III. Решение. Рефлексия | Рисунок №13 | Дано задание сделать опорную
схему горных пород по происхождению Оцените свою работу. |
Выстраивают опорную схему горных
пород по происхождению Проверить схему Анализировать результаты своей деятельности на уроке. |
IV. Домашнее задание | Подготовить сообщение по теме «Виды выветривания», привести пример горных пород встречающиеся вашей местности по происхождению | Записывают домашнее задание в дневник |
Литература:
- Учебник Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой “География. Начальный курс . 6класс”, – М.: Дрофа, 2005.
- Учебник О.В.Крыловой“Физическая география. Начальный курс”, – М.:Просвещение,2002.
- Е.В.Баранчиков «Сборник заданий и упражнений по географии: 6 кл.: к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс . 6класс», – М.:Экзамен, 2012.
- Энциклопедия для детей: География, т.3/ Гл. ред. М.Д.Аксенова – М.: Аванта+, 2003.
- Ферсман А.Е. “Занимательная минералогия”. – Ленинград, 1975.
- Интернет.