Класс: 2
Цель урока: организация деятельности учащихся, направленной на наблюдение над лексическим значением синонимов и использование синонимов в речи.
Задачи урока:
- развитие аналитико-синтетического мышления, логического мышления, внимания, памяти, лингвистической интуиции;
- развитие орфографической зоркости, каллиграфического письма;
- развитие мотивации;
- воспитание нравственных качеств личности, любви к Родине.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийное устройство;
- экран;
- музыкальный центр, диск;
- толковый словарь С.И. Ожегова;
- «Словарь синонимов русского языка» З. Е. Александровой;
- карточки с заданием №1; №2
- раздаточный материал (кроссворд);
- учебник 2 класса С.Иванова, ч.2.
Ход урока
I. Орг. момент.
(Дети входят в класс, приветствуют гостей)
Прозвенел звонок сейчас
За работу, в добрый час!
II. Чистописание.
– Как вы думаете, ребята, с чего мы начнем урок?
(минутки чистописания)
– Внимательно посмотрите на схемы. Как вы думаете, что нужно сделать?
(определить букву, которую будем писать на минутке чистописания)
(будем писать букву «эр»)
– На что нужно обратить внимание при написании строчной буквы «эр»?
Напишите букву «эр», две удлиненные наклонные прямые в чередовании.
р / / р
– Напишите слова:
друзья, товарищи, приятели
– Что хотите сказать? Что заметили? Что такое синонимы?
– Как вы думаете, над какой темой мы будем работать? Какую цель поставим себе на урок?
III. Сообщение темы урока
IV. Работа по теме урока
Словарная работа. Самостоятельная работа по карточкам
– Решите кроссворд. Вам необходимо подобрать слова-синонимы.
Самопроверка
Знакомство с новым словом с непроверяемым написанием
– Кто такой герой?
Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова
Многозначность слова
1. Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
а) Герой Великой Отечественной войны
б) Человек, который себя самоотверженно вел себя в опасной, трудной ситуации (спас ребенка во время пожара,…)
2. Мать-героиня – женщина, родившая и воспитавшая 10 и более детей
3. Город-герой
– Ребята, скажите, а героями могут быть только люди?
(Героями могут быть не только люди, но и города. Город-герой – город, которому за проявленный массовый героизм и мужество его защитников в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов присвоена высшая степень отличия)
4. Герой – главное действующее лицо литературного произведения.
– Вот сколько значений имеет слово герой. А знаете ли вы, что это слово появилось в русском языке в 18 веке от французского слова «герос»
– Запишем слово в тетрадь (ученик у доски делает транскрипцию)
Герой [г' и р о й'] – 2 слога, 5 букв, 5 звуков
– Подберите однокоренные слова.
(Героизм, геройство, героический)
– Составьте предложение со словом герой.
Работа над деформированным предложением
– Ребята, я тоже составила предложение, только что же получается, все слова перепутались. Что же делать? Поможете составить красивое предложение?
герой, родину, стоит, горой, за
(ученик у доски, выполняет синтаксический разбор предложения)
– Обратимся к первому значению слова, подберем синонимы.
Храбрец, смельчак, самоотверженец
Работа с учебником
– Откройте учебник на данной теме.
Какую стр. вы открыли?
(стр.52)
1. Рубрика «Разгадаем тайну языка»
2. Упр. 1 Самостоятельная работа
Фронтальная проверка
Физкультминутка (под музыку)
3. Упр.3 стр.53 Фронтальная работа
V. Закрепление изученных функций синонимов
(работа в парах)
– Ребята, поработайте в парах. Перед вами две карточки на выбор.
Карточка № 1
Из данного списка выпишите слова, близкие по значению словам: темнота, распорядок, отметка, интересный, красивый
занимательный, потёмки, прекрасный, оценка, забавный, прелестный, сумерки, балл, увлекательный, режим.
Карточка № 2
Выпишите слова, близкие по значению:
Вежливый, преграда, шелест, шорох, обходительный, любезный, шуршание, препятствие, здание, черта, линия, дом, помеха.
Самопроверка
Выборочное списывание
– Ребята, послушайте стихотворение Валентина Берестова «Мороз»
«Бураны, вьюги и метели-
Как много с ними канители,
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они!»-
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума.
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.
– Какие синонимы услышали в стихотворении?
(Бураны, вьюги, метели; шум, толкотня)
VI. Рефлексия.
– Что далось легко?
– Что трудно?
– Что было самым интересным?
Д/з. по выбору:
- стр. 53 упр. 2
- стр. 54 упр. 4