Урок химии по теме "Сложные эфиры"

Разделы: Химия


Цель урока:

  1. Изучить строение, получение и свойства сложных эфиров.
  2. Познакомить с применением сложных эфиров, раскрыть их значение в жизни общества.
  3. Способствовать развитию умений и навыков учащихся составлять химические уравнения, интереса к химической науке, познавательных интересов учащихся, расширению кругозора.
  4. Воспитывать эстетическое восприятие природы, эстетические вкусы.

Тип урока: Урок усвоения знаний на основе имеющихся.

Методы: Эвристический, применение элементов компьютерных технологий, показательный.

Оборудование: презентация «Сложные эфиры», фрукты, фруктовые воды, эфирные масла.

Ход урока

I. Организационный момент. Целеполагание.

(Вступительное слово учителя. Обоснование значения темы и цели урока. )

Мотивация: Попробуйте с завязанными глазами определить фрукты и цветы.

( К доске приглашаются двое учащихся, завязывают глаза). Определяют по запаху апельсин, яблоко, розы, лилии.

Чем можно объяснить благоухание цветов, трав и деревьев, фруктов?

Предполагаемый ответ: возможно, присутствуют какие - то вещества, которые характеризуют запах этих фруктов и цветов.

Вы абсолютно правы, есть такие вещества. Это сложные эфиры. Мы с вами рассмотрим строение сложных эфиров, узнаем, где в природе мы встречаемся со сложными эфирами, какими свойствами они обладают и где применяют сложные эфиры. ( слайд №1) Но прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним что мы изучали на предыдущих уроках?

II. Актуализация знаний. (Слад №2)

  • Какой состав имеют спирты? (R-ОН)
  • Какую функциональную группу содержат спирты? (-ОН)
  • Каков состав карбоновых кислот? (R-СООН)
  • Каким общим свойствам обладают спирты и карбоновые кислоты? (взаимодействуют друг с другом с образованием сложных эфиров)

III. Организация деятельности по изучению нового материала.

Изложение с применением компьютерной презентации (Приложение 1) и наглядного материала.

  1. Строение сложных эфиров. (слайд №3)
  2. Получение сложных эфиров. (слайд №4)
  3. Номенклатура и изомерия сложных эфиров. (слайд №5,6)
  4. Нахождение в природе: (слайд №7) Все сложные эфиры органических кислот обладают приятным запахом. Эти душистые вещества содержатся в растениях в виде маленьких капелек в особых клетках. Они встречаются не только в цветах, но и в листьях, плодах и даже древесине.
    Лавровый лист который мы используем, как специи, его запах обусловлен наличием эфира (лауриловый эфир лауриновой кислоты (СН3-(СН2)10СООН; СН3(СН2)10СН2ОН). Пчелиный воск это тоже сложный эфир ( эфир пальмитиновой кислоты и мирицилового спирта С15Н31СООС31Н63 ) – сложный эфир высших карбоновых кислот и высших одноатомных спиртов.
  5. Свойства сложных эфиров:
    - Физические свойства. (слайд №8)
    - Химические свойства (слайд №9, 10)– для сложных эфиров характерна реакция гидролиза – взаимодействие с водой.
  6. Применение: (слайд №11, 12 )Химику очень трудно прогнозировать запах вещества по виду структурной формулы. Иногда небольшое вмешательство в состав вещества весьма сильно влияет на его запах. В зависимости от числа групп СН2 оттенок запаха меняется так: при пяти группах мы ощущаем запах горького миндаля, а при шести – мяты, при 8-9 – запах камфоры, при 9 – 12 – кедровой смолы, при 14 – 15 – запах мускуса.

Давайте вместе с вами назовем области применения сложных эфиров.

  1. Ароматизаторы изделий пищевой промышленности. В виде фруктовых эссенций для изготовления карамели, газированных напитков. Например: этиловый эфир муравьиной кислоты имеет запах рома, этиловый эфир масляной кислоты - запах ананаса.
  2. Парфюмерной промышленности.
    Много веков назад древние арабы уже знали способы получения душистых веществ из растений. Их добывали, в основном, из лепестков роз и лаванды. Душистые благовония, наряду с драгоценными камнями, в странах Востока служили символом богатства. Ведь для того, чтобы получить 1 кг розового масла, необходимо собрать и обработать около 5 тонн розовых лепестков. В настоящее время химикам не только удалось разгадать секрет запаха, но и синтезировать душистые вещества, причём, с новыми оттенками запаха.
    Так же как из цветов можно составить букет, так и из нескольких ароматических веществ создаются « букеты» запахов, которые называются духами. Для получения духов иногда используется до 50 различных душистых веществ.
  3. Медицинские препараты, например аспирин.
  4. Волокно лавсан.
  5. Растворители красок и лаков.
  6. Ароматерапия.

Современная ароматерапия – это профилактический, оздоровительный натуральный способ поддержания хорошей формы, терапия, позволяющая снять ежедневные стрессы, не допустить развитие недугов и придать повседневной жизни красоту ароматов.

IV. Закрепление и обобщение изученного.

Китайский философ Конфуций как-то сказал: « Хорошо обладать природным дарованьем, но, упражнения друзья, дают нам больше чем природное дарованье». (Слайд №13)

Самостоятельная работа. (составить уравнение реакции этерификации и гидролиза)

Двое учащихся к доске с индивидуальным заданием, остальные работают на местах. (Приложение 2)

V. Подведение итогов урока.

Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

VI. Рефлексия

ароматерапия, музыка.