Разработка урока по обучению грамотности на тему "Буквы Й, й, звук [й']. Закрепление". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:Создать условия для закрепления знаний о буквах Й, й и звуке [й].

Задачи: (Слайд 2)

  • Создать условие для закрепления умения распознавать звук [й] в словах вне слияния, определять место звука [й] в словах.
  • Совершенствовать умение читать слова, текст с буквой й, отвечать на вопросы по содержанию текста.
  • Совершенствовать умение составлять схемы слов со звуком [й].
  • Создать условия для самоконтроля и самооценивания.

Оборудование:

- план-конспект;

- проектор, экран;

- презентация к уроку;

- электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого “Обучение грамоте”;

- загадки;

- схемы слов;

- цветные карандаши;

- раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.

- Очень хочется, чтобы урок получился интересным и доставил Вас удовольствие. Вы готовы? Тогда начинаем.

Презентация.

II. Актуализация знаний.(Слайд 3)

- Ой, а к нам гости пришли! Ребята, вы узнали их? / Да.Это буквы./

- Назовите их (хором проговаривают).

Й Ё Ч З

- Посмотрите внимательно. Какая буква заблудилась?/Ё – гласная/(Слайд 4)

- А что вы знаете про эту гласную? /буква Ё обозначает один звук после согласной и два звука, если стоит в начале слова, после гласной или после Ь/

- Спасибо. Нам эта информация очень пригодится на уроке.

- Какая ещё буква заблудилась? /Ч обозначает согласный глухой звук/

Й З (Слайд 5)

- А одинаковые характеристики мы можем дать оставшимся звукам, которые обозначают эти буквы? /Нет. Й обозначает согласный непарный звук, а З - парный/

- Молодцы! Вы всё правильно говорили, т. к. были внимательны на прошлых уроках.

- Так напомните, что это за буква? /Буква Й/(Слайд 6)

- Какой звук она обозначает? /Звук [й']/

- Охарактеризуйте звук [й']./Он согласный, звонкий и всегда мягкий/(Слайд 7)

III. Определение темы урока.

- Кто уже догадался, какой звук и какая буква, дежурные на уроке?(Слайд 8)

Буква Й, звук [й'].

- А теперь давайте выберем, чему вы хотите научиться на уроке?

(лист самооценки) (Слайд 9)

IV. Работа по теме урока.

Выделение звука [й'] в словах.(Слайд 10)

КАРТИНКИ: сорока, ёжик, дятел, зайка, воробей.

- А вот ещё гости, наши меньшие братья! Кто это? /Животные, птицы:сорока, ёжик, дятел, зайка, воробей/.

- Ребята, выберите тех животных, в названии которых вы услышали звук [й'].

ЗАЙКА ВОРОБЕЙ ЁЖИК (Слайд 11)

- Определите место звука [й']в словах?

- А какая буква обозначает звук [й']? /Буква Й/

- Ничего не понимаю! Но причём здесь слово ЁЖИК? Букву Й я не вижу, а звук слышу во всех словах.(Слайд 12)

/ Ё в начале слова обозначает два звука [ЙО

- А в каких ещё случаях это происходит? /после гласной и после Ь знака/

- А какие ещё изученные нами гласные свершают такие чудеса? /Е, Я/

- Молодцы! Давайте отдохнём!

ФИЗМИНУТКА /танцевальная/

Играем вместе (электронное приложение)

- Человечки устали сидеть на полочке, давайте им поможем сойти вниз./спускаем по очереди человечков в кресло или на тумбу/

- А почему же они все оказались в кресле? /звук [й'] всегда мягкий/

Работа со схемами (схемы начерчены на доске и у каждого ученика на листке, слова к ним спрятаны в загадках)

ЗАГАДКИ

Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! – кричит. (ЧАЙНИК)

Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай
Отправляется ........ (ТРАМВАЙ)

Драчун и забияка,
Живёт в воде,
Кости на спине –
И щука не проглотит. (рыба ЁРШ)

Нас зимою укрывало
С мягким ворсом .........(ОДЕЯЛО)

Папа, мама, брат и я –
Это дружная .........(СЕМЬЯ)

- Ой, ребята, я так увлеклась загадками, что все отгадки перепутала. Что же теперь делать? /поменять их местами/

- Выручайте, друзья! (дети подбирают к словам соответствующие схемы)

- Какие вы у меня молодцы! А теперь на своих схемах определите место нашего дежурного звука и закрасьте его.(взаимопроверка)

Развитие речи учащихся (электронное приложение)

- Рассмотрите картинку. Давайте составим рассказ.

ФИЗМИНУТКА “Топ - топ”(Слайд 13)

- Хорошо! А теперь давайте прочитаем рассказ, который предлагает к этим картинкам автор.

5. Работа с текстом.(электронное приложение)

- самостоятельное чтение,

- чтение по цепочке,

- беседа по содержанию:

- Чем занимались зайцы?

- Что произошло с водой? / вода замёрзла/

- А почему? /был сильный мороз/

- Какой получился каток у зайцев?

- А почему так?

6. Работа с пословицами (Слайд 14)

- Составьте из слов предложение. (работа в парах)

- Что у вас получилось? /пословица/

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. (Слайд 15)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- А какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?

  • Один за всех, и все за одного.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Умей дружбой дорожить.
  • Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.
  • Один в поле не вои

V. Подведение итогов урока

- Молодцы! А сейчас хочется посмотреть, какие вы были внимательные и чему научились на уроке.

- Найдите в пословице слова с буквой Й.

- А что вы знаете о букве Й?(Слайд 16)

- В каких словах нет буквы Й, а звук [й'] слышим.

- Кому понравилось работать на уроке? Что больше всего понравилось?

VI. Рефлексия

А теперь отметьте, чему вы научились на уроке? (работа на листе самооценки, заселяют букву Й в домик) (Слайд 17)

- За то, что вы так хорошо и дружно поработали, буква Й приготовила вам сюрприз.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА (электронное приложение)

Спасибо за внимание. Урок окончен. (Слайд 18)