Цель:Создать условия для закрепления знаний о буквах Й, й и звуке [й].
Задачи: (Слайд 2)
- Создать условие для закрепления умения распознавать звук [й] в словах вне слияния, определять место звука [й] в словах.
- Совершенствовать умение читать слова, текст с буквой й, отвечать на вопросы по содержанию текста.
- Совершенствовать умение составлять схемы слов со звуком [й].
- Создать условия для самоконтроля и самооценивания.
Оборудование:
- план-конспект;
- проектор, экран;
- презентация к уроку;
- электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого “Обучение грамоте”;
- загадки;
- схемы слов;
- цветные карандаши;
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
- Очень хочется, чтобы урок получился интересным и доставил Вас удовольствие. Вы готовы? Тогда начинаем.
II. Актуализация знаний.(Слайд 3)
- Ой, а к нам гости пришли! Ребята, вы узнали их? / Да.Это буквы./
- Назовите их (хором проговаривают).
Й Ё Ч З
- Посмотрите внимательно. Какая буква заблудилась?/Ё – гласная/(Слайд 4)
- А что вы знаете про эту гласную? /буква Ё обозначает один звук после согласной и два звука, если стоит в начале слова, после гласной или после Ь/
- Спасибо. Нам эта информация очень пригодится на уроке.
- Какая ещё буква заблудилась? /Ч обозначает согласный глухой звук/
Й З (Слайд 5)
- А одинаковые характеристики мы можем дать оставшимся звукам, которые обозначают эти буквы? /Нет. Й обозначает согласный непарный звук, а З - парный/
- Молодцы! Вы всё правильно говорили, т. к. были внимательны на прошлых уроках.
- Так напомните, что это за буква? /Буква Й/(Слайд 6)
- Какой звук она обозначает? /Звук [й']/
- Охарактеризуйте звук [й']./Он согласный, звонкий и всегда мягкий/(Слайд 7)
III. Определение темы урока.
- Кто уже догадался, какой звук и какая буква, дежурные на уроке?(Слайд 8)
Буква Й, звук [й'].
- А теперь давайте выберем, чему вы хотите научиться на уроке?
(лист самооценки) (Слайд 9)
IV. Работа по теме урока.
Выделение звука [й'] в словах.(Слайд 10)
КАРТИНКИ: сорока, ёжик, дятел, зайка, воробей.
- А вот ещё гости, наши меньшие братья! Кто это? /Животные, птицы:сорока, ёжик, дятел, зайка, воробей/.
- Ребята, выберите тех животных, в названии которых вы услышали звук [й'].
ЗАЙКА ВОРОБЕЙ ЁЖИК (Слайд 11)
- Определите место звука [й']в словах?
- А какая буква обозначает звук [й']? /Буква Й/
- Ничего не понимаю! Но причём здесь слово ЁЖИК? Букву Й я не вижу, а звук слышу во всех словах.(Слайд 12)
/ Ё в начале слова обозначает два звука [ЙО
- А в каких ещё случаях это происходит? /после гласной и после Ь знака/
- А какие ещё изученные нами гласные свершают такие чудеса? /Е, Я/
- Молодцы! Давайте отдохнём!
ФИЗМИНУТКА /танцевальная/
Играем вместе (электронное приложение)
- Человечки устали сидеть на полочке, давайте им поможем сойти вниз./спускаем по очереди человечков в кресло или на тумбу/
- А почему же они все оказались в кресле? /звук [й'] всегда мягкий/
Работа со схемами (схемы начерчены на доске и у каждого ученика на листке, слова к ним спрятаны в загадках)
ЗАГАДКИ
Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! – кричит. (ЧАЙНИК)
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай
Отправляется ........ (ТРАМВАЙ)
Драчун и забияка,
Живёт в воде,
Кости на спине –
И щука не проглотит. (рыба ЁРШ)
Нас зимою укрывало
С мягким ворсом .........(ОДЕЯЛО)Папа, мама, брат и я –
Это дружная .........(СЕМЬЯ)
- Ой, ребята, я так увлеклась загадками, что все отгадки перепутала. Что же теперь делать? /поменять их местами/
- Выручайте, друзья! (дети подбирают к словам соответствующие схемы)
- Какие вы у меня молодцы! А теперь на своих схемах определите место нашего дежурного звука и закрасьте его.(взаимопроверка)
Развитие речи учащихся (электронное приложение)
- Рассмотрите картинку. Давайте составим рассказ.
ФИЗМИНУТКА “Топ - топ”(Слайд 13)
- Хорошо! А теперь давайте прочитаем рассказ, который предлагает к этим картинкам автор.
5. Работа с текстом.(электронное приложение)
- самостоятельное чтение,
- чтение по цепочке,
- беседа по содержанию:
- Чем занимались зайцы?
- Что произошло с водой? / вода замёрзла/
- А почему? /был сильный мороз/
- Какой получился каток у зайцев?
- А почему так?
6. Работа с пословицами (Слайд 14)
- Составьте из слов предложение. (работа в парах)
- Что у вас получилось? /пословица/
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. (Слайд 15)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- А какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?
- Один за всех, и все за одного.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Умей дружбой дорожить.
- Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.
- Один в поле не вои
V. Подведение итогов урока
- Молодцы! А сейчас хочется посмотреть, какие вы были внимательные и чему научились на уроке.
- Найдите в пословице слова с буквой Й.
- А что вы знаете о букве Й?(Слайд 16)
- В каких словах нет буквы Й, а звук [й'] слышим.
- Кому понравилось работать на уроке? Что больше всего понравилось?
VI. Рефлексия
А теперь отметьте, чему вы научились на уроке? (работа на листе самооценки, заселяют букву Й в домик) (Слайд 17)
- За то, что вы так хорошо и дружно поработали, буква Й приготовила вам сюрприз.
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА (электронное приложение)
Спасибо за внимание. Урок окончен. (Слайд 18)