Необходимые ресурсы для проведения урока: стикеры 6 цветов, задания для работы в группе, текст “ЮАР” для обработки, фломастеры, компьютер, белая бумага.
Цель: изучить отличительные особенности ЮАР.
Задачи:
- обучающая - сформировать представление о Южно-Африканской республики, как о развитом государстве, но сохраняющем в себе черты колониального типа территориальной структуры экономики, особенностях населения;
- развивающая - формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли в соответствии с заданием; формировать умения четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли;
- воспитательная – воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу в группе и в целом в классе.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Методы:
- По источнику изложения: словесные, наглядные, практические
- По характеру учебно-познавательной деятельности: поисковые, проблемные.
- По логике изложения и восприятия учебного материала: индуктивные;
Форма урока: работа в группах с использованием метода шести шляп мышления.
Оборудование: текст “ЮАР”, задания, фломастеры.
Этапы урока | Примерное время | Ход урока | Универсальные учебные действия | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1. Организационный момент | 3 минуты | Проводит деление класса на группы в
соответствии с методом шести шляп мышления,
используя стикеры (кружочки 6 цветов равное
количество в зависимости от числа обучающихся). На доске запись, часть которой скрыта от глаз учащихся “ЮАР – страна ... (с двойной экономикой)”. Акцентирует внимание на записи, с тем что по окончанию урока учащиеся должны будут предложить свои версии названия. Группам выдается текст “ЮАР” для прочтения, задания в соответствии с выбранным типом мышления, для обучающихся в белых шляпах белая бумага, фломастеры. |
Рассаживаются по группам в зависимости от типа выбранной шляпы. Обучающиеся класса, которым досталась синяя шляпа, распределяются по другим группам в качестве управляющих процессом. |
|
2. Работа в группах | 17-20 минут | Следит за активностью учащихся. При
необходимости оказывает помощь. Синяя шляпа. Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше? |
Задание. Учащиеся
распределяются по группам с другим цветом шляп, с
целью организации их деятельности. Отслеживает активность каждого участника группы, выставляет оценку в целом за работу. |
Личностные: умеет
адекватно реагировать на трудности и не боится
сделать выбор. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составление плана последовательности действий. Познавательные: поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: определение функции учеников в группе; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? | Задание. Подготовить сообщение
по теме “ЮАР - развитое государство”. (Привести аргументы в пользу того, что ЮАР является развитым государством.) |
|||
Черная шляпа. Черный цвет мрачный, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки? | Задание. Сообщение “Проявление колониального прошлого в экономике ЮАР” (Привести аргументы в пользу того, что ЮАР еще сохраняет колониальные черты экономики, демографических процессов.) | |||
Зеленая шляпа. Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. | Задание. Подготовить рекламу для привлечения инвесторов в экономику ЮАР. | |||
Красная шляпа. Красный цвет символизирует эмоции, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? | Задание. Передайте переживания, чувства коренного жителя ЮАР о сложившейся ситуации в стране (форма любая). | |||
Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы - вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация? |
Задание. Подготовить эскиз буклета для привлечения инвесторов в экономику ЮАР. | |||
3. Отчет групп | 12- 15 минут. | Организует процесс выступлений. | Обучающиеся отчитываются о результатах проделанной работы всей группой или делегированными представителями (выбор самой группы). | Коммуникативные: умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами |
4. Рефлексия | 4 минут | Учитель предлагает форму рефлексии.
Ваш близкий знакомый в ближайшее время уезжает в ЮАР, ваше напутствие ему. |
Учащиеся отвечают письменно, по окончанию желающие озвучивают написанное. | Развитие рефлексии |
5. Окончание урока | 1-2 минуты | Обращается к учащимся с просьбой
предложить свое название темы урока. Озвучивает оценки выставленные организаторами работы в группах. |
Предлагают свои названия, основываясь на полученную информацию. | |
6. Домашнее задание | Подготовиться к тесту по теме “Африка”. |
Задания для групп.
Способ мышления. Белая шляпа | Задание |
Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы - вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация? | Подготовить эскиз буклета с целью привлечения инвесторов в экономику ЮАР. |
Способ мышления. Красная шляпа. | Задание |
Красный цвет символизирует эмоции, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? | Передайте переживания, чувства коренного жителя ЮАР о сложившейся ситуации в стране (форма любая). |
Способ мышления. Зеленая шляпа. | Задание | |
Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. | Подготовьте рекламу для привлечения инвесторов в экономику ЮАР. | |
Способ мышления. Черная шляпа | Задание | |
Черный цвет мрачный, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки? | Сообщение “Проявление колониального прошлого в экономике ЮАР” (Привести аргументы в пользу того, что ЮАР еще сохраняет колониальные черты экономики.) |
Способ мышления. Желтая шляпа | Задание |
Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? | Подготовить сообщение по теме “ЮАР -
развитое государство”. (Привести аргументы в пользу того, что ЮАР является развитым государством.) |
Текст для работы в группе:
ЮАР - страна ... .
Перед тем как говорить об особенностях экономического развития Южно-Африканской Республики, необходимо обратиться к историческим явлениям, которые оказали мощное влияние на экономику ЮАР в целом.
История апартеида - черные страницы в истории Южной Африки. ЮАР - единственное государство, в котором во второй половине двадцатого века был узаконен расизм.
Апартеид (apartheid на африкаанс - разделение) - политика ограничения в правах небелого населения Южной Африки, проводимая в ЮАР до 1994 года.
Ограничение прав черных практиковалось в ЮАР со времен появления там европейцев.
В 1948 году Национальная партия, представляющая в первую очередь интересы африканеров, использовала идею апартеида как программную и победила на выборах (черные южноафриканцы права голоса не имели уже тогда).
Все жители Южной Африки были разделены по расовой принадлежности на белых, цветных, черных и индийцев (азиатов). Для разных групп были установлены разные права, естественно больше всего их было у белых. Было введено раздельное обучение и медицинская помощь, разделен транспорт, общественные и равлекательные учреждения, церкви, запрещены смешанные браки. Даже лавочки и пляжи были "только для белых" и "для других".
В результате всеобщих выборов 1994 года к власти в ЮАР пришел Африканский национальный конгресс, партия, основанная еще в 1912 году и представляющая интересы черного населения Южной Африки. Президентом ЮАР стал лидер АНК Нельсон Мандела (Nelson Mandela). Африканский национальный конгресс является правящей партией до сегодняшнего дня. В 1995 году была принята новая конституция ЮАР.
Правительством была создана Комиссия правды и примирения, задачей которой являлось обличение преступлений апартеида, наказание виновных и компенсация потерпевшим. Многие люди, выступившие перед комиссией и добровольно рассказавшие о своем участии в преступлениях апартеида, были амнистированы.
Население. Численность населения ЮАР превышает 49 миллионов человек (25-е место в мире). Для ЮАР характерно очень большое разнообразие среди населяющих страну людей как по расовым, так и по национальным признакам.
По продолжительность жизни ЮАР 178 место в мире (всего 49 лет), ВВП — на душу населения: $ 10 700 (2010 год). Место страны в мире по ВВП: 104. Население, живущее ниже черты бедности: 50% (2000 г.). Читать и писать умеют около 85% населения ЮАР. Уровень безработицы среди чернокожего населения в возрасте 15-65 лет составляет 28,1%, среди белого - 4,1%. Средний годовой доход черного работающего взрослого составляет около 12 тысяч, белого - около 65 тысяч рандов (валюта ЮАР называется ранд (или рэнд, rand). Ранд имеет условное обозначение "R" и состоит из 100 центов).
Сегодня, по разным данным, в ЮАР живет до 5 миллионов нелегальных мигрантов из соседних стран — например из Зимбабве, где уровень жизни после изгнания белых стал самым низким в мире, Анголы, Мозамбика. Это создает огромные трудности как рост преступности, так и безработицу, которая охватывает треть трудоспособного населения. В 2008 г. в ЮАР были погромы кварталов чернокожих мигрантов, граждане ЮАР убивали и избивали нелегалов. Президенту страны пришлось санкционировать участие армии в подавлении беспорядков.
Экономика. Главное богатство ЮАР - полезные ископаемые. По оценке геологической службы США, ЮАР занимает 1-е место в списке самых богатых минеральными ресурсами стран мира стоимость запасов рудных полезных ископаемых в этой стране более $2,5 трлн. Основа экономики ЮАР добыча полезных ископаемых и их переработка.
Главный доход приносит золото, здесь осуществляется 15% всей мировой добычи этого драгоценного металла. 40% мировой добычи алмазов контролирует компания “Де Бирс”. Уровень добычи платины в ЮАР оценивается примерно в 85% мировой, палладия в 30%. Добываются также множество других ценных металлов, а также каменный уголь, из которого даже делают бензин. Поскольку именно нефти в ЮАР нет.
Добывающая промышленность и энергетика. Горнодобывающая промышленность — одна из ведущих отраслей промышленности ЮАР. Развитие её (с конца 19 в.) было связано с освоением богатых месторождений алмазов и золота и превратило ЮАР.
Обрабатывающая промышленность.
Обрабатывающая промышленность - самый большой производительный сектор экономики ЮАР, он составляет 18% ВВП. В обрабатывающей промышленности важное место занимает металлургия. Самая крупная отрасль - чёрная металлургия. Пять комбинатов, самый крупный из которых в Салданья-Бей принадлежат частной корпорации “ИСКОР”.
Цветная металлургия представлена заводами по производству чуть ли не всех цветных металлов - от меди, сурьмы, хрома до редкоземельных элементов. ЮАР принадлежит 1-е место в мире по производству феррохромовых сплавов. Мировое значение также имеют три предприятия по производству марганца. В стране ежегодно выплавляется более 6 млн. т чугуна и свыше 6 млн. т стали. В районах меднорудных месторождений находятся несколько медеплавильных заводов.
Производится также небольшое количество алюминия и цинка. Большая часть металлов экспортируется, но растёт их потребление в стране, в результате создания металлообрабатывающей, электротехнической, автомобильной промышленности.
Однако все высокотехнологические производства в последние годы испытывают нехватку в высококвалифицированных кадрах. По разным данным, в 1994-2004 гг. ЮАР покинуло от миллиона до полутора миллионов квалифицированных специалистов, в основном представителей белого меньшинства, и эта тенденция сохраняется. Тем более что многих охотно принимают такие страны, как Канада, Австралия, США и Великобритания.
Современная политика поддержки коренного населения, проводимая правительством ЮАР, заставляет оказывать предпочтение при приеме на работу коренным африканцам, дает им льготы для занятия бизнесом и т д. Это зачастую приводит к тому, что в управление попадают некомпетентные люди, ведь уровень образования среди африканцев крайне низок.
Дошло до того, что китайская община потребовала в 2008 г., чтобы китайцев признали “черными”. Китайская ассоциация Южной Африки обратилась в Верховный суд с заявлением, что китайцев дискриминируют, поскольку африканцы воспринимают их как “белых”. И Верховный суд постановил признать китайцев “черными”.
Если учесть, что между разными национальностями, проживающими в ЮАР, много противоречий, то становится понятно, что современное относительное экономическое благополучие находится под угрозой. Если остающиеся еще в ЮАР белые специалисты продолжат массово эмигрировать, промышленность может попросту не устоять.
Сельское хозяйство. В Южной Африке сельскохозяйственный сектор экономики развит очень хорошо. Страна полностью обеспечивает себя сельскохозяйственными продуктами. Южная Африка не только обеспечивает себя практически всеми основными сельхозпродуктами, но и является едва ли не единственным в мире чистым экспортером продовольствия, причем доля экспорта сельскохозяйственных товаров в общем объеме вывозимой продукции (не считая золота) достигает 30-40%.
Проблемы. Особая проблема, мешающая развитию туризма в ЮАР, обладающую прекрасными природными возможностями, — преступность. Даже во время чемпионата мира по футболу, который летом 2010 г. проводился в ЮАР, впервые на африканском континенте, правительству страны, несмотря на колоссальные затраты в 100 млн евро, не удалось обеспечить безопасность гостей чемпионата.
От грабежей, воровства и разбойных нападений пострадали и игроки, и журналисты, и болельщики. Если учесть, что и цены на туристические услуги в ЮАР весьма высоки, то, прежде чем будут решены вопросы с безопасностью, вряд ли туристическая индустрия ЮАР переживет период бурного роста. Особое беспокойство вызывает то, что в ЮАР СПИДом больны почти 30% населения, и это уже Сказывается на экономике страны.
Источники.
- http://geosfera.info/afrika/yuar/319-yuar-yekonomicheskij-lider-stran-afriki.html
- http://luckycamper.net/country/%d1%8e%d0%b0%d1%80/%d0%b2%d1%81%d0%b5-%d0%be-%d1%8e%d0%b0%d1%80/4733-%d1%81%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b5-%d1%85%d0%be%d0%b7%d1%8f%d0%b9%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be-%d1%8e%d0%b0%d1%80
- http://legkoblog.pp.ua/ekonomika-yuar/