11-12 лет – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешенны, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки.
Основные задачи развития:
- овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
- формирование умения учиться в основной школе;
- развитие учебной мотивации, формирование интересов;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
- формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
- формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
В соответствии с данными задачами развития была определена цель воспитательной деятельности классного коллектива:
- формирование разносторонне развитой личности, живущей в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающей активную позицию по отношению к ней.
А также задачи воспитательной деятельности:
- формирование социально – значимых ценностей, гражданственности, патриотизма;
- развитие творческих способностей;
- получение новых знаний и практических навыков;
- формирование активной жизненной позиции;
- воспитание целеустремленности к самообразованию и профессионализму.
В начале учебного года стояла главная задача - обеспечить адаптацию учеников (при переходе из начальной школы к условиям среднего звена). Спокойствие и стабильность домашней жизни ребенка помогает ему более эффективно решать проблемы в школе. Если отношения в семье нарушены, то ребенок не только сам не может успешно учиться, но, и мешает другим детям. Одобрение, поддержка семьи помогли детям успешно адаптироваться к изменившимся обстоятельствам их жизни, устоять в меняющихся условиях и безболезненно прошло привыкание учеников к новым учителям и их требованиям.
В нашем классе 4 учащихся (3 девочки и 1 мальчик). Поэтому во внеклассные мероприятия вовлечены абсолютно все дети. Формированию коллектива, кроме творческих дел, способствовало и регулярное анкетирование (Что изменилось в твоей жизни, когда ты стал пятиклассником? С какими трудностями тебе пришлось встретиться в 5 классе?; В нашей школе мне больше всего нравиться...; Мои родители о моей учебе в школе говорят...; анкета “Профессии моих родителей”; Мини - сочинение “Кем я хочу быть, когда вырасту?”; анкета “Немного о себе”; “Моя родословная”; анкета для изучения трудностей в выполнении домашних заданий).
В течение года ежемесячно проводились классные часы разного плана: организационные, и тематические.
- Вступление в 5 класс (посвященный адаптации пятиклассников, 19. 09)
- Мир моих увлечений (профориентационная работа, 31.10)
- Пусть всегда будет мама! (совместно с 6 классом, 23.11)
- Время, события, люди (о людях-тружениках Юкаменского района, совместно с 6 классом, 20.12)
- Кем быть и каким быть? (профориентационная работа, 16.01)
- Во Славу Отечества (музейный урок “Война – это”, 10.02)
- Весеннее поздравление (к Международному женскому дню,07.03)
- Я и мое здоровье (профилактика заболеваний, 16.04)
- Экскурсия в нашу историю (05.05)
Каждый классный час я думаю, что запомнился детям чем–то особенным. Интересным моментом на классном часе “Время, события, люди” было выступление детей с защитой профессий родителей, с фотографиями и анкетами “Профессии моих родителей”. До проведения классного часа “Кем быть и каким быть?”, дети писали мини-сочинение “Кем я хочу быть, когда вырасту?”, оказалось, что всем четверым нравится профессия повара и кондитера.
Совершенствование работы по усилению взаимосвязи семьи и школы.
Большую помощь в воспитательной работе оказывали родители. По сути, у нас с ними общие задачи - обеспечить психологический комфорт ребенка. Важно, что у нас с большинством родителей схожие представления о том, что это такое.
1. Родители приняли участие в подготовке классных часов: “Пусть всегда будет мама!” (сшили костюмы и были приглашены на этот праздник); “Время, события, люди” (откликнулись на просьбу подготовить фотографии и заполнить анкеты о своих профессиях).
2. Приняли участие в общешкольных мероприятиях:
а) Новогоднее представление (подготовили костюмы и защиту костюмов)
б) День Святого Валентина (Елена Гавриловна и Алеся Маликовна подготовили совместно с детьми костюмы принцессы и принца)
в) День здоровья (Светлана Владимировна и Раис Нигматуллович участвовали в Веселых стартах)
3. 100% посещаемость родительских собраний и активное включение в обсуждение проблем. Это и есть поддержка детей и классного руководителя, мы всегда находили общий язык.
Проведены родительские собрания:
- Здравствуй, пятый класс! (трудности адаптации пятиклассников к школе,28.10) – упражнение “Экзамен для родителей” сравнивали жизнь учащихся 4-го и 5-го классов; анализ открытого письма родителям
- Жизнь ребенка и его успехи в школе (общешкольное, 22.12)
- О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника (20.03) – анализ анкет учащихся и учителей-предметников, работа с деформированными предложениями “Рекомендации по выполнению домашних заданий”
Вот и стали мы на год взрослей (общешкольное, 02.05)
В ходе встреч и бесед были установлены жилищно-бытовая и материальная обеспеченность семей, обеспеченность учебниками, учебными принадлежностями, обувью и верхней одеждой, предложены советы по профилактике личной безопасности.
Участие в общешкольных и районных мероприятиях (призовые места):
Дата | Название мероприятия | Результат участия |
21.10 | Мини футбол (районный) | Балтачев Руслан – 1 общекомандное место |
15.12 | Британский Бульдог (международный) | Абашева Альфия - призер |
29.12 | Конкурс новогодних рисунков (школьный) | Балтачев Руслан – 1 место |
08.02 | Лыжные соревнования на приз “Пионерской правды” (районные) | Балтачев Руслан, Абашева Альфия, Третьякова Наталия – 2 общекомандное место |
21.02 | Конкурсная программа ко Дню родного языка (школьный) | Абашева Альфия (1 место) Третьякова Наталия, Абашева Арина (2 место) |
24.02 | Конкурсная программа “Добры молодцы” (школьный) | Балтачев Руслан-1 общекомандное место |
17.03 | Лыжные соревнования на приз Попова А.А. (районные) | Абашева Альфия Третьякова Наталия (2 общекомандное место) |
Работа с детьми, требующими особого внимания.
Все дети принимали активное участие в жизни класса и школы.
Если оценивать уровень воспитанности ребят, то, безусловно, девочки хорошо воспитаны, но сложным в своем поведении можно назвать Балтачева Руслана, на первый взгляд, очень милого, но “неровного” ребенка. Это “очаг возбудимости”. Нередко именно он затевает драки с учащимися других классов, грубит девочкам и взрослым. Руслан не всегда внимателен на уроках, но способен преодолевать трудности в учебе. Домашние задания выполняет, но в письменных работах неаккуратен. Он проявляет особый интерес к таким предметам, как технология и физкультура.
Руслан входит в “группу риска”, ведется индивидуальная работа, с привлечением администрации школы и родителей.
Во второй четверти учебного года выбыла Абашева Алсу и прибыла Третьякова Наталия. В октябре 2011 года Наташу взяла на воспитание приемная семья. В данный момент Наташа проживает в деревне Кесшур Юкаменского района УР. Семья полная, многодетная. Отец, Сабреков Шагбан Нургалиевич, помощник воспитателя в приемной семье. Мать, Сабрекова Ангелина Аркадьевна, воспитатель в приемной семье. Взаимоотношения в семье доброжелательные, доверительные. Родители очень заботливы по отношению к детям, поощряют самостоятельность.
У Наташи высокий уровень сформированности учебной мотивации. Проявляет особый интерес к таким предметам, как природоведение и технология. Владеет основными учебными навыками и умениями в различных видах деятельности: учебной, трудовой, спортивной, досуговой. Наташа очень внимательна на уроках, всегда старается достичь поставленных целей и способна преодолевать трудности в учебе. Стремится получить хорошие оценки и в устной работе на уроке, и по письменным работам. Домашние задания выполняет старательно и аккуратно.
Третьякова Наталия также включена в “группу риска”, так как воспитывается в приемной семье. В работе с детьми, требующими особого внимания, используется разнообразные формы и методы: посещение семей, которое показало, что дети проживают в благополучных условиях, имеют отдельные комнаты для занятий; беседы совместно с родителями; анкетирование учащихся; практические занятия; учащиеся принимают участие в классных, общешкольных и районных конкурсах, соревнованиях.
Что касается успеваемости, то учебный год 5 класс закончил со следующими результатами:
- на “хорошо” и “отлично” - 3 (Абашева Альфия, Третьякова Наталия, Абашева Арина);
- на “удовлетворительно” - 1 (Балтачев Руслан)
Все дети успешно прошли промежуточную итоговую аттестацию по математике и русскому языку и переведены в 6-й класс.
В течение года я следила за учебным процессом в классе: постоянно общалась с преподавателями, проводилось анкетирование по русскому языку, математике и истории; родители также всегда оповещались о трудностях в учебе своих детей.
Патриотическое и духовно- нравственное воспитание.
В данном направлении проведены мероприятия: - “Пусть всегда будет мама!” (концертная программа совместно с 6 классом)
- музейный урок “Война – это...” (в рамках акции “Во славу Отечества”)
- “Экскурсия в нашу историю” (ко Дню Победы)
- урок – практикум “летопись военных лет” (сайты – ОБД Мемориал, Солдаты – победители)
- участие в конкурсной программе ко Дню родного языка (школьный)
Правовое воспитание (профилактика безнадзорности и правонарушений).
В начале учебного года составляется социальный паспорт, куда вносятся все личные данные учащихся и их родителей, образование, жилищные условия. Ведется еженедельная проверка дневников, ежемесячно контролируется посещаемость занятий и выполнение домашней работы (проверка тетрадей, беседы с целью выяснения причин неподготовленности к занятиям). Учащиеся один раз в месяц дежурят по школе (проверка чистоты классов, наблюдение за поведением). В течение учебного года каждый ребенок участвовал в организации самоуправления класса, выполняя поручения старосты, учебного сектора, культурного сектора и спортивно-оздоровительного сектора. Все учащиеся занимаются в кружках и секциях. Также в течение учебного года проводятся беседы по профилактике личной безопасности, как с учащимися, так и с родителями (в портфолио учащихся вложены информационные листы - памятки: обморожение, переохлаждение, безопасность пешеходов, огонь, тонкий лед, сильная метель, осторожно – грипп, твоя личная безопасность, родители, спросите своих детей, знают ли они правила обращения с огнем).
Сохранение, укрепление и развитие физического и социального здоровья.
Проводятся ежеквартальные беседы по профилактике детского травматизма, по соблюдению правил дорожного движения, пожарной безопасности, поведение учащихся при эвакуации из школьного здания при возникновении террористической угрозы.
Участие в школьных и районных соревнованиях по легкой атлетике, лыжным гонкам.
Все учащиеся обеспечены горячим питанием.
- Заполнение “Листка здоровья” (в присутствии классного руководителя, учителя физкультуры фельдшер дает рекомендации семье и учителям).
- Участие в Дне здоровья (танцы – Абашева Альфия, Абашева Арина, Третьякова Наталия; веселые старты – Балтачев Руслан).
- Информационные пятиминутки: “Осторожно - грипп!”, “Обморожение”, “Переохлаждение”, “Осторожно-тонкий лед!”
Профориентационная работа.
В данном направлении мы провели тематические классные часы:
- “Мир моих увлечений” (31.10)
- “Время, события, люди” (о людях-тружениках Юкаменского района, совместно с 6 классом, 20.12)
- “Кем быть и каким быть?” (16.01)
Учащиеся с большим интересом включились в эту работу: заполняли анкеты вместе с родителями, принесли фотографии и пополнили альбом “2011 – год Человека Труда, подготовили защиту профессий родителей, писали сочинения.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:
1. Все проведенные мероприятия отражены в фото материалах (в рабочей тетради классного руководителя)
2. Идет планомерное накопление материалов: сценариев, декораций, костюмов.
3. Направления и формы работы выбраны исходя из поставленных задач и возрастных особенностей учащихся.
4. Участие в различных мероприятиях дало возможность ученикам ощутить себя востребованными, более уверенными среди сверстников.
5. Учащихся были вовлечены в планирование, организацию и анализ совместной деятельности.
6. Кружки и секции посещают.
7. Родители посещает родительские собрания, отзывчивы на просьбы классного руководителя, прививают детям необходимые навыки семейной жизни.
8. Учащиеся активны в познавательной деятельности, спортивных мероприятиях.
9. Активно применяют практические навыки в трудовой деятельности.
Из всего вышеописанного вытекают задачи воспитывающей деятельности на 2012 - 2013 учебный год:
1. Продолжить формирование гражданско-патриотических чувств
2. Продолжать работу по формированию у учащихся физиологической и мотивационной потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, ориентирование на здоровый образ жизни
3. Прививать любовь и уважение к труду.
4. Продолжить правовое воспитание, воспитывать уважительное отношение к закону, нормам общественной жизни.
5. Развивать творческую активность учащихся, воспитывать эстетическую культуру личности, участвуя в конкурсах различного уровня, показывать более высокие результаты.
6. Продолжать работу с родителями, повышая активность их участия в образовательном и воспитательном процессе.
7. Совместно с учителями-предметниками проводить социометрию межличностных отношений, как с учащимися, так и с их родителями.