Проект "Культура и традиции народов Татарстана"

Разделы: Работа с дошкольниками


Срок реализации: краткосрочный.

Образовательная область: патриотическое воспитание.

Актуальность проблемы: Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Следовательно, мы являемся частью культуры и призваны творить ее. Проблема формирования общей культуры очень востребована в наши дни, поэтому мы взрослые должны воспитывать у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и других народов. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов.

Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта "Культура и традиции народов Татарстана".

Задачи проекта:

  • Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
  • Создание образовательно - культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом "Декоративно-прикладное искусство народов Татарстана", "Национальный костюм народов Татарстана", "Национальный орнамент", "Сказки поволжских народов", "Пословицы и поговорки народов Татарстана", "Игры народов Поволжья"; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
  • Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Татарстана.
  • Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
  • Диагностика с целью анализа и корректирования образовательной работы в сторону выявленных проблемных направлений.

Планируемый результат.

  • Расширение представлений детей об окружающем мире.
  • Обогащение представлений детей о традициях и культуре народов Татарстана.
  • Углубление жизненного опыта.
  • Знание правил народных игр, умение в них играть.
  • Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

Предварительная работа:

  • Проведение мониторинга знаний на тему: "Культура и традиции народов Татарстана".
  • Определение темы, задачи и цели проекта.
  • Подбор материала по данной тематике: художественная детская литература, иллюстрации, видео и аудио материал.

Основной этап.

Работа с детьми, сотрудничество с родителями, с сельской библиотекой, с Многофункциональным центром села.

1-я неделя "Мир на земле Татарстана".

Понедельник.

НОД "Мой край богатый и красивый, мой Татарстан".

Цель:Закреплять у детей понятие - наши предки; расширять представления детей о нравственных категориях: сострадании, почтении, уважении и дружбе народов; подчеркнуть общие положительные черты народов, проживающих на территории республики; формировать убеждение, что народы, живущие вместе - дружная семья.

Вечер

Татарские народные игры:

  • "Перетяни канат".
  • "Не пролей воды".
  • Изучение пословиц и поговорок татарского народа.
  • Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов татарского народа.

Вторник

Тема: Татарский национальный костюм

Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, т?б?т?й, читек) и женского (кулм?к, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

Вечер

  • Дидактические игры "Укрась фартук", "Собери узор", "Назови правильно".
  • Чтение сказки "Три дочери"

Среда

НОД Тема: Государственные символы РТ

Цель: Познакомить детей с государственными символами - герб, флаг, гимн. Историей происхождения, авторами, их описания, значения.

Вечер

  • Разучивание с детьми текста гимна республики Татарстан.
  • Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений татарского народа.

Четверг

Показ презентации "Народные праздники и народные традиции"

Цель. Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар.

Вечер

Изучение танца "Бормалы су"

Цель: Развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма.

Пятница

Миниконцерт с участием детей и родителей.

Выставка "Татар халык ашлары".

Обмен опытом (рецепты). Чаепитие.

Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

2 -я неделя Тема: "Русский народ - великий народ".

Понедельник

НОД "Паровозик дружбы"

Цель: Учить помнить и чтить обычаи и традиции русского народа.
Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.

Вечер

  • Подвижные игры: "Бабка -Ёжка", "У дедушки Трифона".
  • Слушание народных песенок, закличек, потешек.

Вторник

Тема: Русский национальный костюм.

Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

Вечер

  • Дидактическая игра "Сказочная мозаика".
  • Инсценировка сказки "Гуси лебеди".

Среда

НОД "Культура и быт русского народа".

Цель: Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников.

Вечер

  • Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно".
  • Чтение русских народных сказок "Снегурочка".

Четверг

НОД "Мы в мастерской мастера".

Цель. Закреплять знания и навыки детей о народных художественных промыслах русский мастеров. Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы. Развивать воображение, память, мелкую моторику руки, чувство света, эстетическое восприятие.

Вечер

  • "Русская матрешка" знакомство с историей появление матрешек.
  • Народные игры "Олени и пастух", "Море волнуется".

Пятница

"Живет в народе песня" (совместное с родителями музыкальное развлечение)

Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни), с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки.

3-я неделя "Знакомство с чувашским народом "

Понедельник

Тема: "Семь благословений" (Сиче пил)

Цель: Познакомить детей с традициями чувашского воспитания, (трудовое, нравственное, умственное, эстетическое, физическое, экономическое, этическое).

Вечер

  • Чувашские народные игры "Хищник в море", "Луна или солнце"
  • Изучение пословиц и поговорок о чувашском народе

Вторник

Тема: "Чувашская вышивка".

Цель: познакомить детей с чувашской вышивкой, которая обожествляет явления природы; объяснить языческие представления в орнаменте и утвари древних предков чувашей;

Развивать интерес детей к укладу жизни и творчеству чувашского народа, кругозор и любознательность; воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Вечер

  • Игры "Найди узор", "На что похоже".
  • Чтение сказок "Девушка и луна".

Среда

Тема: "Чувашский национальный костюм".

Цель: Дать детям представление об истории возникновения чувашского национального костюма, о названии элементов мужского и женского костюмов, значении черного цвета в орнаменте; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к чувашскому народу.

Вечер

  • Разучивание танца "Сельской молодежи"
  • Оформление выставки "Чувашские просторы"

Четверг

Тема "Наши добрые соседи"

Цель: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о быте, одежде чувашского народа. Развивать у детей познавательный интерес к другим народам.

Вечер

  • Чтение народных сказок, былин, песенок.
  • Посещение сельской библиотеки совместно с родителями. Тема "Чтение сказок чувашского народа"

Пятница

Совместное развлечение родителей с детьми "Весело живем".

Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

4- я неделя "Мордовия - край далекий"

Понедельник

Тема: "Особенности мордовского края"

Цель: познакомить детей с особенностями этническими группами мокша и эрзя. Познакомить с столицей Мордовии - Саранск.

Вечер

Чтение "Мордовские народные сказки".

Инсценировка сказки "Как собака друга искала"

Вторник

Тема: "Декоративно-прикладное творчество мордовских женщин".

Цель: Дать представление о мордовской рубахе, оригинальному расположению нашивок, особенностями ношения и значении орнамента; сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей мордовской национальности.

Вечер

Разучивание мордовских народных пословиц и поговорок. Дидактическая игра "Составь узор"

Среда

Тема "Мордовский национальный костюм. Рисунки, моделирование".

Цель. Дать детям представление об истории мордовского народа, о национальном костюме, познакомить с элементами мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре мордовского народа.

Вечер

Разучивание движений мордовского танца.

Игра "Значение орнамента".

Четверг

Тема: Мордовские национальные праздники, блюда.

Цель:

  • Познакомить детей с мордовскими национальными праздниками, блюдами.
  • Воспитывать любовь и уважение к мордовской культуре.

Вечер

Лепка из соленого теста "Цемант" (пельмени).

Пятница

Постановка сказки с участием родителей "Как собака друга искала" в Многофункциональном центре села.

5-я неделя

Тема "Башкирские просторы"

Понедельник

НОД "Дружелюбные башкиры"

Цель: Дать детям представление о территориальном расположении республики Башкортостан; познакомить с легендой происхождения башкир. Обогатить духовный мир ребёнка, передать традиции башкирского народа сформировать основы культуры. Формировать у дошкольников положительное отношение к событиям и истории башкирского народа

Вечер

  • Хоровод "Хакысташ".
  • Знакомство с башкирским музыкальным инструментом курай, просмотр отрывка концерта кураистов города Уфы.

Вторник

Тема: "Мотивы башкирских узоров". Цель: Дать представление о работе башкирских мастериц, характерной манерой декорирования одежды в виде геометрического орнамента и изображения звезд и солнца, узоре "кускар"

Вечер

  • Игра "Составь узор на башкирском коврике"
  • Башкирская народная игра "Построй новую пару"

Среда

Тема: "Башкирский национальный костюм".

Цель: Познакомить с национальной одеждой, орнаментом; прививать уважение к культуре башкирского народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; Воспитывать уважение к башкирскому народу, интерес и эмоциональный отклик. Обогащать словарный запас: бешмет, казакин, коломянка, кумач, нанка, ситек.

Вечер

  • Подвижные игры "Белый тополь, синий тополь", "Липкие пенечки".
  • Словесная игра "Чёрный, белый не говорить".

Четверг

Тема "Национальные блюда башкир"

Цель: Ознакомление детей с башкирскими национальными блюдами. Объяснение новых слов, отработка произношения и активизация их в речи. Упражнения в правильном интонировании предложений. Развитие связной речи. Развитие интереса к башкирским национальным блюдам.

Вечер

  • Выставка работ "Национальные костюмы народов Татарстана".
  • Национальная игра башкир "Поймай клубок".

Пятница

Праздник "Многонациональная республика Татарстан"

Цель: расширить знания детей о России, о людях, населяющих Республику Татарстан, закрепить знания о быте, одежде народов проживающих на территории Татарстана . Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

  • Заключительный этап
  • Заключительная диагностика.
  • Анализ и обобщение полученных результатов.

Ожидаемый результаты: повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, знаний о народах проживающих на территории Татарстана, культуры поведения дошкольников; раскрытие индивидуальности ребенка; возрастание духовно-эмоционального контакта "ребенок - взрослый - ребенок"

Перспективы проекта

В дальнейшем планирую разработать проект "Традиции и обычаи народов дальнего зарубежья".