Срок реализации: краткосрочный.
Образовательная область: патриотическое воспитание.
Актуальность проблемы: Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Следовательно, мы являемся частью культуры и призваны творить ее. Проблема формирования общей культуры очень востребована в наши дни, поэтому мы взрослые должны воспитывать у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и других народов. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов.
Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта "Культура и традиции народов Татарстана".
Задачи проекта:
- Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
- Создание образовательно - культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом "Декоративно-прикладное искусство народов Татарстана", "Национальный костюм народов Татарстана", "Национальный орнамент", "Сказки поволжских народов", "Пословицы и поговорки народов Татарстана", "Игры народов Поволжья"; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
- Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Татарстана.
- Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
- Диагностика с целью анализа и корректирования образовательной работы в сторону выявленных проблемных направлений.
Планируемый результат.
- Расширение представлений детей об окружающем мире.
- Обогащение представлений детей о традициях и культуре народов Татарстана.
- Углубление жизненного опыта.
- Знание правил народных игр, умение в них играть.
- Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
Предварительная работа:
- Проведение мониторинга знаний на тему: "Культура и традиции народов Татарстана".
- Определение темы, задачи и цели проекта.
- Подбор материала по данной тематике: художественная детская литература, иллюстрации, видео и аудио материал.
Основной этап.
Работа с детьми, сотрудничество с родителями, с сельской библиотекой, с Многофункциональным центром села.
1-я неделя "Мир на земле Татарстана".
Понедельник.
НОД "Мой край богатый и красивый, мой Татарстан".
Цель:Закреплять у детей понятие - наши предки; расширять представления детей о нравственных категориях: сострадании, почтении, уважении и дружбе народов; подчеркнуть общие положительные черты народов, проживающих на территории республики; формировать убеждение, что народы, живущие вместе - дружная семья.
Вечер
Татарские народные игры:
- "Перетяни канат".
- "Не пролей воды".
- Изучение пословиц и поговорок татарского народа.
- Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов татарского народа.
Вторник
Тема: Татарский национальный костюм
Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, т?б?т?й, читек) и женского (кулм?к, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
Вечер
- Дидактические игры "Укрась фартук", "Собери узор", "Назови правильно".
- Чтение сказки "Три дочери"
Среда
НОД Тема: Государственные символы РТ
Цель: Познакомить детей с государственными символами - герб, флаг, гимн. Историей происхождения, авторами, их описания, значения.
Вечер
- Разучивание с детьми текста гимна республики Татарстан.
- Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений татарского народа.
Четверг
Показ презентации "Народные праздники и народные традиции"
Цель. Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар.
Вечер
Изучение танца "Бормалы су"
Цель: Развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма.
Пятница
Миниконцерт с участием детей и родителей.
Выставка "Татар халык ашлары".
Обмен опытом (рецепты). Чаепитие.
Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
2 -я неделя Тема: "Русский народ - великий народ".
Понедельник
НОД "Паровозик дружбы"
Цель: Учить помнить и чтить обычаи и традиции
русского народа.
Воспитывать желание познавать и возрождать
лучшие традиции русского народа. Воспитывать
любовь к Родине, чувство гордости за мужество
русских людей, желание быть похожими на них.
Вечер
- Подвижные игры: "Бабка -Ёжка", "У дедушки Трифона".
- Слушание народных песенок, закличек, потешек.
Вторник
Тема: Русский национальный костюм.
Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
Вечер
- Дидактическая игра "Сказочная мозаика".
- Инсценировка сказки "Гуси лебеди".
Среда
НОД "Культура и быт русского народа".
Цель: Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников.
Вечер
- Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно".
- Чтение русских народных сказок "Снегурочка".
Четверг
НОД "Мы в мастерской мастера".
Цель. Закреплять знания и навыки детей о народных художественных промыслах русский мастеров. Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы. Развивать воображение, память, мелкую моторику руки, чувство света, эстетическое восприятие.
Вечер
- "Русская матрешка" знакомство с историей появление матрешек.
- Народные игры "Олени и пастух", "Море волнуется".
Пятница
"Живет в народе песня" (совместное с родителями музыкальное развлечение)
Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни), с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки.
3-я неделя "Знакомство с чувашским народом "
Понедельник
Тема: "Семь благословений" (Сиче пил)
Цель: Познакомить детей с традициями чувашского воспитания, (трудовое, нравственное, умственное, эстетическое, физическое, экономическое, этическое).
Вечер
- Чувашские народные игры "Хищник в море", "Луна или солнце"
- Изучение пословиц и поговорок о чувашском народе
Вторник
Тема: "Чувашская вышивка".
Цель: познакомить детей с чувашской вышивкой, которая обожествляет явления природы; объяснить языческие представления в орнаменте и утвари древних предков чувашей;
Развивать интерес детей к укладу жизни и творчеству чувашского народа, кругозор и любознательность; воспитывать уважение к людям разных национальностей.
Вечер
- Игры "Найди узор", "На что похоже".
- Чтение сказок "Девушка и луна".
Среда
Тема: "Чувашский национальный костюм".
Цель: Дать детям представление об истории возникновения чувашского национального костюма, о названии элементов мужского и женского костюмов, значении черного цвета в орнаменте; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к чувашскому народу.
Вечер
- Разучивание танца "Сельской молодежи"
- Оформление выставки "Чувашские просторы"
Четверг
Тема "Наши добрые соседи"
Цель: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о быте, одежде чувашского народа. Развивать у детей познавательный интерес к другим народам.
Вечер
- Чтение народных сказок, былин, песенок.
- Посещение сельской библиотеки совместно с родителями. Тема "Чтение сказок чувашского народа"
Пятница
Совместное развлечение родителей с детьми "Весело живем".
Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
4- я неделя "Мордовия - край далекий"
Понедельник
Тема: "Особенности мордовского края"
Цель: познакомить детей с особенностями этническими группами мокша и эрзя. Познакомить с столицей Мордовии - Саранск.
Вечер
Чтение "Мордовские народные сказки".
Инсценировка сказки "Как собака друга искала"
Вторник
Тема: "Декоративно-прикладное творчество мордовских женщин".
Цель: Дать представление о мордовской рубахе, оригинальному расположению нашивок, особенностями ношения и значении орнамента; сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей мордовской национальности.
Вечер
Разучивание мордовских народных пословиц и поговорок. Дидактическая игра "Составь узор"
Среда
Тема "Мордовский национальный костюм. Рисунки, моделирование".
Цель. Дать детям представление об истории мордовского народа, о национальном костюме, познакомить с элементами мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре мордовского народа.
Вечер
Разучивание движений мордовского танца.
Игра "Значение орнамента".
Четверг
Тема: Мордовские национальные праздники, блюда.
Цель:
- Познакомить детей с мордовскими национальными праздниками, блюдами.
- Воспитывать любовь и уважение к мордовской культуре.
Вечер
Лепка из соленого теста "Цемант" (пельмени).
Пятница
Постановка сказки с участием родителей "Как собака друга искала" в Многофункциональном центре села.
5-я неделя
Тема "Башкирские просторы"
Понедельник
НОД "Дружелюбные башкиры"
Цель: Дать детям представление о территориальном расположении республики Башкортостан; познакомить с легендой происхождения башкир. Обогатить духовный мир ребёнка, передать традиции башкирского народа сформировать основы культуры. Формировать у дошкольников положительное отношение к событиям и истории башкирского народа
Вечер
- Хоровод "Хакысташ".
- Знакомство с башкирским музыкальным инструментом курай, просмотр отрывка концерта кураистов города Уфы.
Вторник
Тема: "Мотивы башкирских узоров". Цель: Дать представление о работе башкирских мастериц, характерной манерой декорирования одежды в виде геометрического орнамента и изображения звезд и солнца, узоре "кускар"
Вечер
- Игра "Составь узор на башкирском коврике"
- Башкирская народная игра "Построй новую пару"
Среда
Тема: "Башкирский национальный костюм".
Цель: Познакомить с национальной одеждой, орнаментом; прививать уважение к культуре башкирского народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; Воспитывать уважение к башкирскому народу, интерес и эмоциональный отклик. Обогащать словарный запас: бешмет, казакин, коломянка, кумач, нанка, ситек.
Вечер
- Подвижные игры "Белый тополь, синий тополь", "Липкие пенечки".
- Словесная игра "Чёрный, белый не говорить".
Четверг
Тема "Национальные блюда башкир"
Цель: Ознакомление детей с башкирскими национальными блюдами. Объяснение новых слов, отработка произношения и активизация их в речи. Упражнения в правильном интонировании предложений. Развитие связной речи. Развитие интереса к башкирским национальным блюдам.
Вечер
- Выставка работ "Национальные костюмы народов Татарстана".
- Национальная игра башкир "Поймай клубок".
Пятница
Праздник "Многонациональная республика Татарстан"
Цель: расширить знания детей о России, о людях, населяющих Республику Татарстан, закрепить знания о быте, одежде народов проживающих на территории Татарстана . Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
- Заключительный этап
- Заключительная диагностика.
- Анализ и обобщение полученных результатов.
Ожидаемый результаты: повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, знаний о народах проживающих на территории Татарстана, культуры поведения дошкольников; раскрытие индивидуальности ребенка; возрастание духовно-эмоционального контакта "ребенок - взрослый - ребенок"
Перспективы проекта
В дальнейшем планирую разработать проект "Традиции и обычаи народов дальнего зарубежья".