Клубный час "Деревья родного края"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: уточнение и расширение представлений о деревьях нашего края.

Задачи:

1. Коррекционно-обучающие:

  • уточнить и расширить словарь по теме: "Деревья";
  • развивать словообразовательные умения и навыки согласования слов в словосочетании;

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать умение составлять связные монологические высказывания описательного характера;
  • развивать коммуникативные навыки;

3. Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к лесу, любовь к родному краю;
  • вызвать эмоциональный отклик в процессе наблюдения за природой.

Место занятия в учебном процессе: занятие по рабочей программе.

Вид занятия: урок-беседа с использованием мультимедийной презентации.

Используемые методы обучения: наглядный, словесный, метод формирования интереса.

Предварительная работа:

  • рассматривание картин и иллюстраций о лесе;
  • наблюдения за живой природой на прогулке;
  • туристический поход в лес;
  • дидактическая игра "От какого дерева лист";
  • заучивание стихов о природе.

Краткий план клубного часа:

  • Организационный момент
  • Основная часть
  • Физминутка
  • Новый материал
  • Практическая часть
  • Подведение итогов клубного часа

Материально-техническое обеспечение и дидактические материалы: АРМ учителя, мультимедийная презентация, загадки про деревья и лес, ветки березы, осины, ели, сосны, шишки сосны и ели.

Этапы занятия Содержание и деятельность воспитателя Деятельность обучающихся.
1. Организационный момент. - Послушайте стихотворение. Слайд 1.

Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля -
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встает,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поёт,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клёны, берёзы и ёлки!
Пенью у птиц ты учись,
А трудолюбию у пчелки.

- Ребята, куда это мы с вами попали?

- Почему, вы решили, что это лес?

- Хотите прогуляться по лесу?

Слушают стихотворение

- В лес.

- Птицы поют, вокруг много деревьев.

2. Основная часть. Отгадайте загадку: Слайд 2.

"Нам в дождь и зной поможет друг,
Зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек". (Дерево)

Игра с мячом " Назови дерево".

- Чем похожи все деревья между собой?

Пойдемте дальше и узнаем, какие деревья растут в наших лесах.

- Дерево

Дети называют деревья.

- У них есть ствол, ветви, листья, корни.

3. Новый материал. Я загадаю вам загадку, а вы скажите, о каком дереве в ней говорится. Слайд 3.

"Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке
В белом сарафане". (Береза)

-Это берёза.
  - Как можно сказать, одним словом о белом стволе берёзы? Слайд 4.

На белой бересте четко выделяются темные чёрточки и полоски, через которые берёза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева. Берёзы очень любят солнечный свет и поэтому растут на лесных опушках, светлых полянах и вырубках.

Берёза растёт очень быстро, поэтому и зовут её лесоводы "гонким" деревом. На Руси всегда любили белоствольную красавицу-берёзу. Её называли символом девичьей нежности и красоты.

Давайте послушаем песню "Во поле берёза стояла:" Слайд 5.

- Белоствольная берёза

Дети слушают русскую народную песню "Во поле берёза стояла:"

 

"Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок:осины".

Слайд 6.

Осина - подруженька белой берёзы. Оба дерева любят яркий солнечный свет, поэтому растут рядом на лесных опушках и полянах. У берёзы ствол белый с черными пятнами, а у осины внизу - тёмно-серый, а выше, где крона - серебристо-зелёный. Листья у осины - особенные. При малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышутся. В народе про это дерево говорят: "Осина и без ветра трепещет". Необыкновенно красива осина осенней порой: листья их то розовые, то огненно-красные, то лиловые с багрянцем.

Не боится осина ни трескучих морозов, ни снежных метелей, ни ледяных ветров. Дремлет она в заснеженном лесу, ждёт тёплых весенних дней.

- Осина
  - Как вы думаете, чем отличается береза от осины?

Слайд 7.

- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.
  - Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы с зубчиками.

Давайте рассмотрим ветви.

Потрогайте их и сравните. У осины ветви прочные, крепкие, а у берёзы ветви тонкие, гибкие, нежные. Люди говорят, что коса есть у берёзы.

- Как вы думаете, почему так говорят?

- Когда дует ветерок, ветки у берёзы, как косы заплетаются.

Слайд 8.

- Листья разные.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

  Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. Посмотрите на слайд, как много здесь растёт берёзок - подружек.

Слайд 9.

 
  Такой лес называют БЕРЁЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯК.

Повторите, пожалуйста.

Слайд 10.

-Берёзовая роща.
  - Лес, в котором растут только осины, называется - ОСИННИК.

Слайд 11.

Повторите это новое слово.

- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.

- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

- На ветвях этих деревьев растут листочки.

- Осинник.

- На этих деревьях растут листья.

4. Физминутка. Логоритмическое стихотворение. Слайд 12.

Осень листья золотит,
Ветер ими шелестит:
Шур-шур-шур.
И с деревьев их разносит.
Поиграет. Снова бросит.
Тш - тш - тш.
Вверх поднимет, закружит
И на месте завертит.
У- у - у, у - у - у.
То к земле прижмет, погладит,
Вдруг на веточку посадит.
Так-так-так, так-так-так.
Соберет большую кучу.
Убежит и сядет в тучу.

Ритмично потирают ладонь о ладонь.

Скрещивают вытянутые вверх руки.

Делают круговые движения руками.

Ритмично похлопывают ладонями со сменой положения рук.

Бег на месте.

Присели.

  - Идемте дальше. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.

- Какие деревья растут в хвойном лесу?

- Сосны, ели.

- Кто знает загадку про ель и сосну?

- Молодцы.

"Зимой и летом одним цветом".

- Почему эти деревья стоят зеленые?

- Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

- В хвойном лесу растут сосны.

"Зимой и летом одним цветом".

Ответы детей.

  - Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК. Слайд13.

Ели - высокие могучие деревья. Они достигают

10 метров высоты. Растут ели очень медленно, но живут долго - 500-600 лет. Ведь это хвойное дерево в любое время года остаётся зелёным, а хвоинки не опадают с него 5-7 лет.

Ель нередко называют "поющим деревом". Из её древесины делают музыкальные инструменты - корпус скрипок, арф, фортепиано и виолончелей.

- Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.

 
  - Какой ствол у сосны?

- Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

Слайд 14.

- Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.

Варианты ответов детей.
5. Практическая часть - Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки. Слайд 15.

- Чем они похожи?

"Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это елочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна".

- Так чем же отличается сосновая ветка от ветки ели?

- Правильно, иголочками.

- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

- Скажите, почему хвойный лес так называется?

- Какие хвоинки у сосны?

- А у ели?

- Короткие, колючие, темные.

- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

- Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.

- Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.

- Иголками.

- Длинные, мягкие, светлые.

- Короткие, колючие, темные.

  - Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

- Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой). Слайд 16.

- Какие шишки у ели?

-У нее более мягкие чешуйки и она удлинённая.

- Что вы расскажете про сосновые шишки?

- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

- Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

- Еловая шишка удлиненная.

- Сосновая шишка коричневая.

  - Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру. Слайд 17.

"Закончи словосочетание".

Лист берёзы -берёзовый

Лист осины - осиновый

Лист дуба - дубовый

Лист рябины -рябиновый

 
6. Подведение итогов клубного часа Викторина. Смотрим на экран. Слайд 18.

Кто охраняет лес?

Что грозит лесу?

Каковы причины пожара?

Назвать красавицу русского леса?

Листья, какого дерева и "без ветра трепещут"?

Какие деревья называют вечнозелёными?

Какое дерево называют "поющим"?

- Лесник.

- Пожар.

- Непотушенный костёр.

- Берёза.

- Осина.

- Сосну, ель.

- Ель.

 

Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережёт,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичек не спугнёт,
Мухомор сшибать не станет,
И костёр не разведёт,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину.

Слайд 19.

 

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.