Урок истории по теме "Безумству храбрых поем мы песню!?..". 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Цели урока:

  • Сформировать представление о изучаемом периоде междуцарствия
  • Дать возможность оценить гражданские позиции декабристов
  • Учить работать с различного вида источниками.

Оформление: на доске - тема урока, ноутбук, видеопроектор, экран, раздаточный материал.

Учитель: Сегодня мы говорим о выступлении декабристов. И вот, казалось бы не очень понятно написанный эпиграф к уроку -слова М.Горького "Безумству храбрых поем мы песню!?..." Как вы думаете, исходя из вот так написанного эпиграфа, о чем сегодня будет наш урок?

(ответы учащихся)

Действительно, сложную, спорную историю декабристов переписывали не один раз, то восхваляя их как героев, то порицая. Каждое время воспринимает прошлое по-своему. Для нас, взрослых, выросших в советское время, декабристы навсегда остались в памяти, как бескорыстные борцы за свободу. А слова Пушкина, которые отражают помыслы декабристов и сегодня очень актуальны.

(1слайд) "Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы".

Сегодня на уроке мы выясним: (2 слайд)Почему восстание потерпело поражение? В ходе дискуссии выясним, всегда ли хороши те средства, которые мы выбираем для достижения цели. И, конечно, выявим историческое значение восстания.

На прошлом уроке я попросила вас посмотреть материал по теме урока в интернете, мы посмотрели фрагменты исторической программы "Суд времени"

Итак, я приглашаю всех принять участие в разрешении нашей проблемы. Какой знак поставить в конце предложения "Безумству храбрых поем мы песню" восклицательный знак, вопросительный или многоточие.

Ход урока

Учитель:

- Прежде, чем начать обсуждение предлагаю вспомнить значение слова "декабристы". Кто готов ответить?

- А какие события предшествовали появлению тайных обществ в России? (3 слайд)

- Как вы считаете, почему организаторами этих обществ стали дворяне?

- Все ли дворяне были готовы к проведению реформ?

- Скажите, а власть в лице Александра I делало попытки реформировать страну?

- Это делалось открыто или тайно?

- Тогда почему Александр I и тайные общества разрабатывали свои проекты в тайне друг от друга, чего боялись?

- Что стало с проектами Александра I?

- А что представляли собой программы "Северного" и "Южного" обществ?. Каковы были основные требования (4слайд)

Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях?

Ученик: Если "Конституция" Муравьева предлагала крестьянам всего 2 десятины земли, то, значит, - не так уж они были бескорыстны, поскольку не собирались расставаться с землей?

Ученик (сообщение о декабристе Якушкине И.Д)

Учитель:

Какой момент для вооруженного восстания выбрали декабристы?

(фрагмент из фидеофильма "Российская империя)

Учитель:

Настроение у некоторых декабристов в момент принятия идти на площадь, было выражено в словах Одоевского "Ах, как славно мы умрем!" И, все таки, декабристы выступили. (слайд)

- Как вы оцениваете этот поступок? Как ребячество, как стремление принести себя в жертву, или неумение прогнозировать последствия?

- Каков был план восстания? Найдите в учебнике эту информацию.

- Почему этот метод, метод убийства Николая избрали декабристы?

Из документов и воспоминаний в том числе и самих декабристов, видно, что 14 декабря 1825г, они подняли солдат против Николая I обманом, действуя якобы в пользу Константина.

- Как вы оценивает такую тактику декабристов? Чем она объяснялась?

(Ответы учащихся)

Учитель:

Документы, рассказывают нам о том, что Сенатской площади был народ, были и крестьяне, ради которых затевалось это выступление.

- Скажите, крестьяне были готовы понять выступление декабристов и принять его?

Средством достижения цели декабристы выбрали вооруженное восстание.

- А были ли возможны другие варианты? Согласны ли вы с тем, что вооруженный путь был правильный? Как вы поступили бы в этой ситуации? (слайд)

Восстание было подавлено. Расправа была жестокой. 5 декабристов казнили, 121 сослан в Сибирь, 1000 солдат прогнали через строй, некоторые были биты до смерти, 2000 солдат переведены на Кавказ. На каторгу за декабристами последовали их жены. Их было 11. Три умерли на каторге. Амнистировал декабристов уже новый царь Александр II. В 1856 в живых их осталось 40. Остальные погибли на каторге и в ссылке.

Могли ли декабристы победить 14 декабря? Этот вопрос, поставленный Герцен обсуждается и поныне. (слайд "Причины поражения)

(Мнения учащихся)

У вас на столах есть размышления по этому поводу современников декабристов, историков, как прошлого столетия, так и нынешнего. Какое из них вам ближе всего?

(Мнения учащихся)

И, тем не менее, восстание декабристов не прошло бесследно.

- В чем историческое значение восстания?

Ученик (о историческом значении) (слайд)

Учитель: Пушкин писал "Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремление"

Были ли в наше время выступления народа против власти? Что стало причиной? (Слайд)

Итак, делаем вывод. Какой знак мы поставим в конце предложения?

"Безумству храбрых поем мы песню" Заслушиваются мнения учащихся)

Домашнее задание: параграф 9. Написать рассказ от имени участника событий 14 декабря.