Процесс овладения речью у дошкольника тесно связан с установлением контактов со взрослыми и детьми, познанием окружающего мира, возможностью рассуждать, высказывать свои мысли, открыто выражать чувства.
Серьёзным препятствием для нормального речевого развития детей является максимальная занятость родителей, что сводит общение ребёнка к нулю.
Другой немаловажной причиной коммуникативных проблем ребёнка, является нарушение речи. В функции речи, как правило, "страдают" не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, общения. На первый взгляд у детей имеет лишь фонетико-фонематическое нарушение, а на самом деле у большинства отмечается неблагополучие общего речевого развития, ярко выражена проблема коммуникации.
В практике коррекционной логопедической деятельности решаются образовательные задачи по развитию коммуникативной сферы у детей с нарушениями речи средствами игры. Игра и общение могут найти способ оказания профессиональной поддержки детей в речевом развитии и оказать посильную помощь в коррекции проблем коммуникации.
Одной из приоритетных задач логопеда является взаимодействие со всеми участниками коррекционного процесса: педагогическим коллективом дошкольного учреждения, родителями и других членами семьи.
Такая практика является залогом успешного логопедического взаимодействия в триаде "ребёнок - логопед - родитель".
В тесном сотрудничестве с родителями, создаются условия для овладения ребёнком речевыми навыками, условия для обогащения предметно - развивающей среды, обеспечивающей речевое общение взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье.
Совместно с родителями выстраивается ряд встреч, где закрепляется речевой материал. Использование игровых тренингов лучше активизируют детей в процессе коррекционной деятельности.
Особенно важна роль игры в становлении ребёнка, как субъекта собственной деятельности и прежде всего таких её видов как коммуникативная и познавательная.
К числу наиболее целесообразных форм практической организации методической помощи родителям можно отнести следующие:
- Индивидуальные и групповые консультации,
- Семинары-практикумы,
- Логотренинги по игре и общению,
- Наблюдение занятий логопеда,
- Организация совместной работы детей и родителей по закреплению полученных речевых навыков.
Их содержание носит исключительно практическую направленность. Совместно с родителями обсуждаются способы достижения развивающих задач в интересах каждого ребёнка, это в свою очередь, помогает взрослым овладеть конкретными приёмами коррекции речи.
Большое значение в выборе формы работы имеет степень коррекционно-педагогической компетенции родителей и их заинтересованность в результатах логопедической деятельности. Продолжительным и результативным является поэтапное вовлечение родителей в подгрупповые встречи, проводимые по форме тренинга совместно с детьми. Доминантой в тактике активного усвоения речевых эталонов выделяется ситуация свободного общения.
Организация совместной деятельности взрослых и детей через игру и общение обеспечивает полноценную мотивацию речи. В таком взаимодействии не просто формально закрепляются заданные речевые конструкции-речь оказывается мотивированной теми действиями, которые ребёнок выполняет и тем самым воспринимается им не как упражнение, а как необходимость.
Эффективность работы с родителями определяется также психологическим настроем, проведением с ним, во-первых, дифферинцированной (с отдельной подгруппой родителей, выделяемыми в соответствии с различными нарушениями в речевом развитии детей и уровнем коррекционной - педагогической подготовки родителей), а во -вторых, индивидуализированной работы, обозначающей ориентацию на культурный и образовательный ценз каждой семьи, отношение её членов к речевым трудностям ребёнка и другое. Всё это в совокупности помогает установить между логопедом и родителями систему непрерывной и эффективной обратной связи, превращая семью в активного субъекта коррекционного процесса.
Разработанные конспекты детско-родительских встреч по активизации речи, общения и игры в межличностном взаимодействии широко применяются в деятельности учителя - логопеда.
Приложение 1. Детско-родительский логотренинг "В гостях у Зимушки - Зимы" для детей старшего дошкольного возраста.
Источники:
- Инновации - в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е. Громова. - М., 2008.
- Ребенок как партнер в диалоге: Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. Выпуск второй. // Елисеева М.Б., Казаковская В.В., Краузе М., Лемяскина Н.А., Ли Н.М., Люблинская В.В., Охарева Н.Г., Петрова Т.И., Протасова Е.Ю., Седов К.Ф., Стернин И.А., Столярова Э.И., Цейтлин С.Н., Чернова Е.И., Юрьева Н.М. - СПб., 2001.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: 1987.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 2000.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Организация логопедической работы в специальном детском саду. - М., 1989.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи - М., 2009.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: 1989.