Урок окружающего мира по теме "Город Москва"

Разделы: Начальная школа


Тип урока Урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления
Цель урока Создание условий для ознакомления обучающихся с историей, символами и достопримечательностями города Москвы.
Задачи урока Образовательные - дать понятие "план местности"; познакомить с историей возникновения Москвы, с символами Москвы, с достопримечательностями Москвы;

Развивающие - развитие самостоятельности в овладении новыми знаниями;

Воспитательные - воспитание патриотизма, коллективизма

Используемые педагогические технологии, методы, приёмы Методы интерактивной технологии: многоголосье, диалог, мыследеятельность, создание ситуации успеха, рефлексия.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут в ходе урока Узнают, что такое "план", историю возникновения Москвы; познакомятся с символами и с достопримечательностями города; получат опыт самостоятельного изучения части темы - работа с планом, опыт самостоятельной работы с книгой - поиск значения аббревиатуры МГУ, опыт коллективной работы - при работе с Толковым словарём и групповая работа у доски.
Необходимое оборудование и материалы Компьютер, мультимедиа проектор, экран, листы для числового диктанта (Приложение № 1), листы для самостоятельной работы (Приложение № 2), листы для личностной рефлексии (Приложение № 3), напечатанные слова - Юрий, Пётр, Нева, Георгий, театр, вокзал, план, галерея.
Дидактическое обеспечение урока Мир вокруг нас: Учебник 2 класс, часть 2 / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2008. Школьный толковый словарь русского языка. Авторская презентация к уроку (Приложение № 4). Листы с самостоятельной работой.

Ход и содержание урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивация

- Здравствуйте! Рада вас видеть. Думаю, что этот урок нам всем принесёт удовольствие. Вам - от новых открытий, мне - от вашей работы.

 
Актуализация

- На прошлом уроке вы познакомились с картой. Учились её читать. Проверим, насколько успешно у вас это получается.

- Напишем числовой диктант "Условные знаки".

Открывается слайд № 2 (Приложение №4)

- Перед вами таблички (см. Приложение №1). Заполняем только верхнюю строку. Я называю условный знак, вы записываете номер ячейки, в которой он находится.

- Города

- Озёра и водохранилища

- Государственная граница

- Столица

- Каналы

- Реки

- Я уверена, вы выписали числа правильных ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пишут числовой диктант

Постановка темы и цели урока

- Замените каждое число соответствующей буквой алфавита и подпишите буквы в следующей строке.

- Чтобы определить тему урока попытайтесь из букв составить слово.

Итак, тема урока -

Открывается слайд № 3

- Что вы можете рассказать о Москве?

Вопросы для затруднения (для постановки проблемы):

- Что изображено на гербе Москвы?

Открывается слайд № 4

- Давайте выясним, что из этого вы знаете?

На слайде три блока: символы Москвы, возникновение города, достопримечательности Москвы.

Открывается слайд № 5

- Мы подошли к цели урока. Я приготовила три глагола, которые помогут вам сформулировать цель.

Сегодня на уроке мы должны:

  • Узнать о ...
  • Познакомиться с .........
  • Рассмотреть .........

Возврат на слайд № 4 (слайд с блоками)

Приложение 5.

Работа по выявлению темы урока:

заменяют числа в строке на буквы алфавита, составляют слово.

Называют тему: город Москва

Делятся знаниями о Москве

 

Возникает затруднение

 

Делятся имеющимися знаниями, но учащиеся понимают, что знания их не точны.

 

 

Соединяют глаголы с нужными словосочетаниями и произносят цель урока:

узнать о возникновении города,

познакомиться с символами города,

рассмотреть достопримечательности города

Освоение нового материала

- Как вы думаете, с чего нужно начинать знакомство с городом?

Подвожу к выбору блока "Возникновение города". Аргументирую: интересно узнать, кто и когда решил возвести этот город.

Открывается слайд "Возникновение города".

Рассказ по слайду: более 850 лет назад русский князь Юрий Долгорукий построил на холме у Москвы-реки кремль, обнёс рвом и деревянной стеной. Так зародилась Москва, которая получила своё название от названия реки. Основателя Москвы не забыли, в центре Москвы ему установлен памятник.

Промежуточный вывод:

- Как вы думаете, что означает вытянутая вперёд рука всадника?

Возврат на слайд с блоками

Рассуждают, выдвигают предположения.

Выбирают блок "Возникновение города"

 

Слушают рассказ

 

 

Отвечают на вопрос:

- Скульптор изобразил момент выбора места для крепости.

- Назовите государственные символы страны?

- Эти символы имеют и города. Не исключение и город Москва. Сейчас вы познакомитесь с символами нашей столицы. Открываются слайды "Символы города".

Рассказ по слайдам.

1 слайд: на гербе Москвы изображён всадник, поражающий копьём дракона. Этот всадник - святой Георгий Победоносец, небесный покровитель Москвы.

2 слайд: а флаг Москвы попробуйте описать сами

3 слайд: гимн Москвы - это песня "Моя Москва", которая была написана в годы ВОВ поэтом М. Лисянским и композитором И. Дунаевским. Но гимном Москвы она стала лишь 15 лет назад.

Промежуточный вывод:

- На каком государственном символе нашей страны мы можем увидеть изображение Георгия Победоносца?

Возврат на слайд с блоками

- Герб, флаг, гимн.

 

 

Слушают, рассматривают.

 

Описывают флаг Москвы: это красное полотнище с изображением Георгия Победоносца

Прослушивают 2 куплета гимна.

 

 

- На гербе РФ

- Впереди у вас очень интересная работа, а сейчас минутка движений.

Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спинку их,
Посмотрели через левое плечо,
Через правое ещё,
Дружно все присели -
Пяточки задели.
Встали и тихонечко сели.

 

Выполняют физкультминутку

- Вам осталось познакомиться с достопримечательностями Москвы.

Открывается слайд "Достопримечательности города".

- Чтобы путешествовать по стране нам понадобится карта, а чтобы передвигаться по городу, нам нужен план.

- Зачитайте на с. 96 определение слова "план"

- План Москвы поможет вам самостоятельно познакомиться с некоторыми достопримечательностями.

- Но сначала повторим инструкцию к самостоятельной работе:

  • Выполнив 1 этап, поставьте напротив 1 балл
  • Выполнив 2 этап, поставьте напротив 1 балл
  • Выполнив 3 этап, поставьте напротив 2 балла.
  • Выполнив 4 этап, поставьте напротив 1 балл.

В последнюю строку поставьте общий балл.

 

 

 

 

 

 

Находят объяснение слова "план", зачитывают.

Самостоятельная работа "Изучение плана Москвы" (см. Приложение №2) Выполняют самостоятельную работу.

На третьем этапе с.р. для работы с Толковым словарём подходят к парте, где находится книга. Поиск значения слова могут проводить как индивидуально, так и коллективно.

Сбор самостоятельных работ

- А сейчас у вас есть возможность увидеть эти достопримечательности. С какой начнём?

Открываю достопримечательности выбранные детьми и кратко поясняю.

Театр зверей им. Дурова или "Уголок дедушки Дурова". Открыл Уголок 8 января 1912 года Владимир Леонидович Дуров - знаменитый цирковой артист, клоун-сатирик, дрессировщик. Это театр, где актёрами выступают различные животные. В этом году театру исполнилось 100 лет. Цирк на Цветном бульваре: его чаще называют просто "цирк Юрия Никулина", поскольку он был его директором и художественным руководителем долгие годы. Третьяковская галерея: это художественный музей, основанный купцом Павлом Третьяковым, чей памятник установлен перед зданием музея. МГУ: Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова. Останкинская телебашня: телевизионная и радиовещательная башня, расположенная в Москве. Высота - 540 м, пятое место в мире по высоте. На башню поднимаются работники теле- и радиоканалов, метеорологи и туристы. Большой театр: один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Московский зоопарк: это первый зоопарк в России, был открыт в 1864 году. Сейчас в нём содержится около восьми тысяч животных. Кремль: построен на высоком холме, чтобы всех неприятелей было хорошо видно.

- В Москве есть и другие достопримечательности. Прочитайте текст на с. 98

Промежуточный вывод:

Смотрят выбранные достопримечательности

 

 

 

Читают учебник на с. 98

- Какие достопримечательности не были указаны на плане?

Возврат на слайд с блоками

- улица Арбат, храм Христа Спасителя
Подведение итогов урока

- Сегодня перед вами стояло три цели. Произнесите их.

- Сгруппируйте в один столбик слова, которые относятся к нашему уроку.

Юрий, Пётр, Нева, Георгий, театр, вокзал, план, галерея.

- Проверим правильность вашего выбора.

Открывается слайд со словами темы.

- Молодцы! О том соглашусь ли я с оценками, которые вы поставили себе на самостоятельной работе, вы узнаете на следующее уроке.

Произносят цели урока

Групповая работа у доски

 

 

Проверяют свой выбор

Домашнее задание

- Больше узнать о Москве вам поможет д/з. Вы приготовите небольшое сообщение о заинтересовавшей вас достопримечательности.

Записывают д/з
Рефлексия настроения

- В заключение урока я прошу вас рассказать о своём настроении с помощью анкеты (см. Приложение №3). Подчеркните верное для вас окончание предложения.

Принимают участие в анкетировании

 

В помощь учителю  
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа. Презентация на данном уроке - это своеобразный развёрнутый план урока. Она позволяет проверить домашнее задание, решить головоломку, определить тему урока и поставить цели, отправной точкой для достижения которых служит слайд № 4. Презентация мобильна благодаря использованию управляющих кнопок. Презентация кратко знакомит учащихся с историей и с символами столицы, позволяет прослушать гимн Москвы. Просмотр достопримечательностей, благодаря управляющим кнопкам, происходит по выбору детей. С помощью презентации учащиеся проверяют свои знания на этапе подведения итогов.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим. На следующем уроке с этапа актуализации можно плавно перейти к постановке темы урока, с помощью прослушивания гимна Москвы (1 и 2 куплеты). Перед прослушиванием гимна, дать задание услышать тему урока. Ответ учащихся: "Тема урока - Кремль, Красная площадь".

Список учебной и дополнительной литературы

  1. Мир вокруг нас: Учебник 2 класс, часть 2 / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся/ М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова; Под ред. Ф.П. Филина. М.: Просвещение, 1981. - 463 с.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.kreml.ru/ru/
  2. Государственная Третьяковская Галерея
  3. Москва - Википедия
  4. О Московском Цирке Никулина на Цветном Бульваре.
  5. Останкинская телебашня - Википедия
  6. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова - Википедия
  7. Большой театр - Википедия
  8. Московский зоопарк - Википедия
  9. Театр зверей имени Дурова - Википедия