Тип урока | Урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления |
Цель урока | Создание условий для ознакомления обучающихся с историей, символами и достопримечательностями города Москвы. |
Задачи урока | Образовательные - дать понятие "план
местности"; познакомить с историей
возникновения Москвы, с символами Москвы, с
достопримечательностями Москвы; Развивающие - развитие самостоятельности в овладении новыми знаниями; Воспитательные - воспитание патриотизма, коллективизма |
Используемые педагогические технологии, методы, приёмы | Методы интерактивной технологии: многоголосье, диалог, мыследеятельность, создание ситуации успеха, рефлексия. |
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут в ходе урока | Узнают, что такое "план", историю возникновения Москвы; познакомятся с символами и с достопримечательностями города; получат опыт самостоятельного изучения части темы - работа с планом, опыт самостоятельной работы с книгой - поиск значения аббревиатуры МГУ, опыт коллективной работы - при работе с Толковым словарём и групповая работа у доски. |
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, мультимедиа проектор, экран, листы для числового диктанта (Приложение № 1), листы для самостоятельной работы (Приложение № 2), листы для личностной рефлексии (Приложение № 3), напечатанные слова - Юрий, Пётр, Нева, Георгий, театр, вокзал, план, галерея. |
Дидактическое обеспечение урока | Мир вокруг нас: Учебник 2 класс, часть 2 / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2008. Школьный толковый словарь русского языка. Авторская презентация к уроку (Приложение № 4). Листы с самостоятельной работой. |
Ход и содержание урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация - Здравствуйте! Рада вас видеть. Думаю, что этот урок нам всем принесёт удовольствие. Вам - от новых открытий, мне - от вашей работы. |
|
Актуализация - На прошлом уроке вы познакомились с картой. Учились её читать. Проверим, насколько успешно у вас это получается. - Напишем числовой диктант "Условные знаки". Открывается слайд № 2 (Приложение №4) - Перед вами таблички (см. Приложение №1). Заполняем только верхнюю строку. Я называю условный знак, вы записываете номер ячейки, в которой он находится. - Города - Озёра и водохранилища - Государственная граница - Столица - Каналы - Реки - Я уверена, вы выписали числа правильных ответов. |
Пишут числовой диктант |
Постановка темы и цели урока - Замените каждое число соответствующей буквой алфавита и подпишите буквы в следующей строке. - Чтобы определить тему урока попытайтесь из букв составить слово. Итак, тема урока - Открывается слайд № 3 - Что вы можете рассказать о Москве? Вопросы для затруднения (для постановки проблемы): - Что изображено на гербе Москвы? Открывается слайд № 4 - Давайте выясним, что из этого вы знаете? На слайде три блока: символы Москвы, возникновение города, достопримечательности Москвы. Открывается слайд № 5 - Мы подошли к цели урока. Я приготовила три глагола, которые помогут вам сформулировать цель. Сегодня на уроке мы должны:
Возврат на слайд № 4 (слайд с блоками) |
Работа по выявлению темы урока: заменяют числа в строке на буквы алфавита, составляют слово. Называют тему: город Москва Делятся знаниями о Москве
Возникает затруднение
Делятся имеющимися знаниями, но учащиеся понимают, что знания их не точны.
Соединяют глаголы с нужными словосочетаниями и произносят цель урока: узнать о возникновении города, познакомиться с символами города, рассмотреть достопримечательности города |
Освоение нового материала - Как вы думаете, с чего нужно начинать знакомство с городом? Подвожу к выбору блока "Возникновение города". Аргументирую: интересно узнать, кто и когда решил возвести этот город. Открывается слайд "Возникновение города". Рассказ по слайду: более 850 лет назад русский князь Юрий Долгорукий построил на холме у Москвы-реки кремль, обнёс рвом и деревянной стеной. Так зародилась Москва, которая получила своё название от названия реки. Основателя Москвы не забыли, в центре Москвы ему установлен памятник. Промежуточный вывод: - Как вы думаете, что означает вытянутая вперёд рука всадника? Возврат на слайд с блоками |
Рассуждают, выдвигают предположения. Выбирают блок "Возникновение города"
Слушают рассказ
Отвечают на вопрос: - Скульптор изобразил момент выбора места для крепости. |
- Назовите государственные символы
страны? - Эти символы имеют и города. Не исключение и город Москва. Сейчас вы познакомитесь с символами нашей столицы. Открываются слайды "Символы города". Рассказ по слайдам. 1 слайд: на гербе Москвы изображён всадник, поражающий копьём дракона. Этот всадник - святой Георгий Победоносец, небесный покровитель Москвы. 2 слайд: а флаг Москвы попробуйте описать сами 3 слайд: гимн Москвы - это песня "Моя Москва", которая была написана в годы ВОВ поэтом М. Лисянским и композитором И. Дунаевским. Но гимном Москвы она стала лишь 15 лет назад. Промежуточный вывод: - На каком государственном символе нашей страны мы можем увидеть изображение Георгия Победоносца? Возврат на слайд с блоками |
- Герб, флаг, гимн.
Слушают, рассматривают.
Описывают флаг Москвы: это красное полотнище с изображением Георгия Победоносца Прослушивают 2 куплета гимна.
- На гербе РФ |
- Впереди у вас очень интересная работа,
а сейчас минутка движений. Руки в стороны,
согнули, |
Выполняют физкультминутку |
- Вам осталось познакомиться с
достопримечательностями Москвы. Открывается слайд "Достопримечательности города". - Чтобы путешествовать по стране нам понадобится карта, а чтобы передвигаться по городу, нам нужен план. - Зачитайте на с. 96 определение слова "план" - План Москвы поможет вам самостоятельно познакомиться с некоторыми достопримечательностями. - Но сначала повторим инструкцию к самостоятельной работе:
В последнюю строку поставьте общий балл. |
Находят объяснение слова "план", зачитывают. |
Самостоятельная работа "Изучение плана Москвы" (см. Приложение №2) | Выполняют самостоятельную работу. На третьем этапе с.р. для работы с Толковым словарём подходят к парте, где находится книга. Поиск значения слова могут проводить как индивидуально, так и коллективно. |
Сбор самостоятельных работ - А сейчас у вас есть возможность увидеть эти достопримечательности. С какой начнём? Открываю достопримечательности выбранные детьми и кратко поясняю. Театр зверей им. Дурова или "Уголок дедушки Дурова". Открыл Уголок 8 января 1912 года Владимир Леонидович Дуров - знаменитый цирковой артист, клоун-сатирик, дрессировщик. Это театр, где актёрами выступают различные животные. В этом году театру исполнилось 100 лет. Цирк на Цветном бульваре: его чаще называют просто "цирк Юрия Никулина", поскольку он был его директором и художественным руководителем долгие годы. Третьяковская галерея: это художественный музей, основанный купцом Павлом Третьяковым, чей памятник установлен перед зданием музея. МГУ: Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова. Останкинская телебашня: телевизионная и радиовещательная башня, расположенная в Москве. Высота - 540 м, пятое место в мире по высоте. На башню поднимаются работники теле- и радиоканалов, метеорологи и туристы. Большой театр: один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Московский зоопарк: это первый зоопарк в России, был открыт в 1864 году. Сейчас в нём содержится около восьми тысяч животных. Кремль: построен на высоком холме, чтобы всех неприятелей было хорошо видно. - В Москве есть и другие достопримечательности. Прочитайте текст на с. 98 Промежуточный вывод: |
Смотрят выбранные
достопримечательности
Читают учебник на с. 98 |
- Какие достопримечательности не были
указаны на плане? Возврат на слайд с блоками |
- улица Арбат, храм Христа Спасителя |
Подведение итогов урока - Сегодня перед вами стояло три цели. Произнесите их. - Сгруппируйте в один столбик слова, которые относятся к нашему уроку. Юрий, Пётр, Нева, Георгий, театр, вокзал, план, галерея. - Проверим правильность вашего выбора. Открывается слайд со словами темы. - Молодцы! О том соглашусь ли я с оценками, которые вы поставили себе на самостоятельной работе, вы узнаете на следующее уроке. |
Произносят цели урока Групповая работа у доски
Проверяют свой выбор |
Домашнее задание - Больше узнать о Москве вам поможет д/з. Вы приготовите небольшое сообщение о заинтересовавшей вас достопримечательности. |
Записывают д/з |
Рефлексия настроения - В заключение урока я прошу вас рассказать о своём настроении с помощью анкеты (см. Приложение №3). Подчеркните верное для вас окончание предложения. |
Принимают участие в анкетировании |
В помощь учителю | |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа. | Презентация на данном уроке - это своеобразный развёрнутый план урока. Она позволяет проверить домашнее задание, решить головоломку, определить тему урока и поставить цели, отправной точкой для достижения которых служит слайд № 4. Презентация мобильна благодаря использованию управляющих кнопок. Презентация кратко знакомит учащихся с историей и с символами столицы, позволяет прослушать гимн Москвы. Просмотр достопримечательностей, благодаря управляющим кнопкам, происходит по выбору детей. С помощью презентации учащиеся проверяют свои знания на этапе подведения итогов. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим. | На следующем уроке с этапа актуализации можно плавно перейти к постановке темы урока, с помощью прослушивания гимна Москвы (1 и 2 куплеты). Перед прослушиванием гимна, дать задание услышать тему урока. Ответ учащихся: "Тема урока - Кремль, Красная площадь". |
Список учебной и дополнительной литературы
- Мир вокруг нас: Учебник 2 класс, часть 2 / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2008.
- Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся/ М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова; Под ред. Ф.П. Филина. М.: Просвещение, 1981. - 463 с.
Интернет-ресурсы
- http://www.kreml.ru/ru/
- Государственная Третьяковская Галерея
- Москва - Википедия
- О Московском Цирке Никулина на Цветном Бульваре.
- Останкинская телебашня - Википедия
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова - Википедия
- Большой театр - Википедия
- Московский зоопарк - Википедия
- Театр зверей имени Дурова - Википедия