Цели урока:
- образовательные : закрепление навыков конструирования, моделирования и изготовления поясного изделия - фартука.
- развивающие : способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся - анализировать, обобщать и систематизировать, объяснять понятия.
- воспитательные : способствовать формированию трудовых, эстетических, экономических качеств личности.
- профориентационные : способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессии модельера, швеи.
Методическое оснащение урока:
материально-техническая база - кабинет, манекен.
дидактическое обеспечение :
- учебник Симоненко В.Д. "Технология" 5класс.
- рабочая тетрадь;
- дополнительная литература "Народы мира";
- образцы объектов труда;
- плакаты "Конструирование фартука", "Моделирование фартука", "Виды отделки фартука", "Критерии выбора изделия";
- чувашский национальный костюм;
- макеты кукол в национальных костюмах народов Ульяновской обл.
- иллюстрации народных костюмов;
- карточки "Профессии людей, занятых созданием швейного изделия".
Раздаточный материал: лекало нижней части фартука в М 1:4, кружки красного и синего цвета по 2шт.
Подготовительная работа: изготовление фартука, подбор пословиц и рисунки к ним, составление сообщения "Мой фартук", изучение литературы о народах мира, подбор иллюстраций о народных костюмах.
Словарная работа: национальные традиции, стилизованный народный костюм, эстетичность, практичность, художник-модельер, художник-конструктор, технолог.
Тип урока: урок применения знаний на практике.
Вид урока: урок-аукцион.
Ход урока
1. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- настрой учащихся на работу;
- доведение до учащихся плана урока.
2. "Технологическая зарядка". Учитель задает вопрос, ученики отвечают.
1. Сантиметровая лента это-:(лента для измерения фигуры человека)
2. Конструирование это-:
3. Сметывание это-: (временное соединение деталей вручную)
4. Моделирование это -:
5. Стачивание это-: (постоянное соединение деталей на швейной машине)
6. Долевая нить это-: (нить основы, ткань не тянется)
7. Краевой шов это-: (шов по краю изделия, бывает закрытый и открытый)
8. Челночное устройство это-: (механизм для образования нижней нити)
3. Рассказ учителя "Фартук - история и современность".
Исторически сложилось так, что люди очень многих профессий, как элемент одежды использовали передник (фартук) : пекарь, прачка, сапожник, лавочник, гончар, ткачиха, кузнец, кухарка. К концу XIX века фартук становится основой русского народного костюма, и находит применение в современной жизни. (Приложение 1)
Во многих странах мира, и по сей день, народный национальный костюм украшает фартук. Назовите эти страны: (ответы детей). В странах Европы (Германии, Польше, Венгрии, Чехии и многих других), а также в странах - ближайших соседях России на Западе - Беларуси, Украине, Молдове и Прибалтике, народный костюм украшается фартуком, выполненном в традиционной манере.
Традиционный русский передник изготавливали из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. В разных губерниях фартуки имели свои особенности - отличались цветовым решением, отделкой. Передник, запон, занавеска, голянка, засов, нагрудник, нагрудень, фартук, хвартук - это все название одного и того же предмета! В разных губерниях были различные его варианты: с лямками и туникообразные, закрепленные над грудью и на талии, короткие и длинные... На севере передник был вышитым и мог иметь рукава, в г.Каргополе в конце XIX века фартук украшали затейливым узором, который представлял собой земледельческий календарь.
Наша страна Россия - многонациональное государство. Например, в Ульяновской области проживают разные народы. Какие? (ответы детей). Правильно- это русские, татары, чуваши, мордва и другие. И, конечно же все имеют свои национальные костюмы. (Показывает макеты кукол в национальных костюмах, выполненные учащимися нашей школы). Сегодня я хотела бы вам показать чувашский народный костюм. (Демонстрирует на манекене костюм в натуральную величину) Это костюм артистов нашего культурно-досугового центра. Это не точная копия костюма, костюм выполнен упрощенно, он стилизован, т.е. он сохранил основные черты народной одежды. Из каких элементов одежды он состоит?:(ответы). Блузка, юбка, фартук. Рассмотрите цветовое решение, отделку. А после урока вы сможете посмотреть альбом "Народов дружная семья", о творческой деятельности наших сельских артистов. ( Дополнительные материалы к уроку альбом "Народов дружная семья")
Однако, в наши дни фартук постепенно утрачивает свои функции. Для защиты от вредных производственных факторов разработана специальная одежда, халаты и комбинезоны. Но на кухне фартук не заменим. И, независимо от национальных традиций и производственных возможностей, мы должны быть трудолюбивыми и умелыми.
- Какие ткани мы изучали в этом учебном году? (Натуральные ткани растительного происхождения: хлопчатобумажные, льняные)
- Какими свойствами обладают эти ткани? (Х/б ткани обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью)
Льняные ткани обладают высокой гигроскопичностью средней воздухопроницаемостью.
Благодаря этим свойствам, ткани растительного происхождения используют для изготовления постельного белья, бытовой одежды.
Фартуки шьют из хлопчатобумажной или льняной ткани, однотонной или с рисунком. Для работы с пищевыми продуктами фартук и косынку рекомендуется изготавливать из ткани - белой или светлых тонов; для уборки помещения - из более темной и плотной. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся.
4. Практическая работа (коллективная). "Я художник-конструктор".
Показ на доске иллюстраций разных профессий.
Художник-модельер создает модель.
Художник-конструктор разрабатывает конструкции и вырезает выкройки.
Технологи разрабатывают технологию пошива, а выполняют готовое изделие - операторы швейного оборудования (швеи).
Учитель предлагает изготовить из бумаги модель фартука, выполнив основные этапы работы по конструированию и моделированию.
Задания для учащихся:
Подготовить ткань к раскрою:(сложить лицевой стороной внутрь).
Выполнить чертеж выкройки:(обвести по готовому лекалу).
Выполнить моделирование: (построить новую линию низа).
Отметить припуски на шов: (размеры даны на выкройке).
Показать направление долевой нити:
Выполнить раскрой:.(вырезать).
Начертить карман:
5. Физ. минутка "Умелая хозяюшка".
Учитель предлагает выполнить действия трудового характера, а действия для отдыха показывают наклонами в стороны.
Хозяюшка:
- подметает; смотрит телевизор;
- моет посуду; читает журнал;
- вытирает посуду; играет с котенком;
- ставит посуду на высокую полку;
- собирает яблоки; смотрит в окно;
- стирает.
6. "Аукцион изделий".
Учащиеся рассказывают пословицы, показывают рисунки на эту тему, рассказывают о своем фартуке по плану: 1) форма, 2) цвет ткани, 3) декоративная отделка, 4) назначение. Все слушают ответ, отмечают - соответствует ли изделие требованиям:
Эстетичность, практичность, аккуратность выполнения,
И решают "покупают" изделие или нет. Дается самооценка и взаимооценка
ответов одноклассников. (Каждой ученице дают карточку со словами "Да" или "Нет", и по окончании "торгов" все подсчитывают карточки, те ученицы, кто набирают наибольшее количество со словом "Да" - "продали весь свой товар".)
Вопросы учителя:
Какие испытывала трудности в работе по изготовлению фартука?
Что тебе больше всего понравилось выполнять?
Что пришлось переделывать? Можно - ли обойтись без переделок?
Трудно работать на швейной машине?
Что помогало в работе?
Профессия швеи сложная, но интересная работа или кропотливая, не интересная?
7. Подведение итогов урока учителем:
сообщение о результатах урока;
оценка труда и выставление отметок.
8. Рефлексия. Если урок понравился - положите красный кружок, если нет - синий.