Аннотация
Методическая разработка по предмету «Математика» рекомендована для работы с учащимися первых курсов средних учебных заведений. Здесь рассмотрен нетрадиционный вид урока – урок-игра «Математический бой». В данной разработке урока затронуты все основные разделы учебника «Алгебра и начала анализа»:
- тригонометрические функции
- производная
- первообразная и интеграл
- показательная и логарифмическая функции.
Разработка соответствует Государственным требованиям и минимуму содержания и уровню подготовки выпускников всех специальностей среднего профессионального образования.
Введение
«Учить надо не мыслям, а мыслить»
И. Кант
Для подавляющего большинства учащихся основная трудность при изучении математики в том, что язык математики для них чужой. Для них изучение математики – это изучение чужого и жестокого языка. И вести это обучение надо осторожно. Для математиков (особенно профессоров и академиков) язык математики естественный (родной). Как правило, им не понятно, как можно его не понимать.
Математическое образование предполагает усвоение не только определенной суммы знаний, но и формирование системы математических методов (приемов) мышления. С психологической точки зрения, методы мышления – это различные виды познавательной деятельности. Знания являются информационными компонентами этой деятельности. Они не существуют сами по себе, а всегда с чем-то связаны. К сожалению, в практике усвоение понятий нередко ограничивается заучиванием определения понятия и иллюстрацией одним – двумя примерами.
Изучение математики направлено на достижение, в первую очередь, целей интеллектуального развития учащихся, формирование качеств мышления, характерной для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Многие преподаватели говорят о том, что учащиеся с трудом усваивают учебный материал, не могут применить знания и т.д. С точки зрения деятельностного подхода к обучению, учащихся следует вооружать системой общих и специфических приемов деятельности – как умственной, так и практической. Очевидно, что логические умения являются важнейшим компонентом мыслительной деятельности. Стало быть, учителя чаще всего не владеют в полной мере умениями развивать логическое мышление, организовывать учебную деятельность по усвоению материала, заинтересовывать учащихся к своему предмету, т.е. проводить так называемые нестандартные уроки.
Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого учащегося. Но для создания глубокого интереса к предмету, для развития их познавательной активности, необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчество учащихся.
Следовательно, высокая познавательная активность возможно только на интересном для учащихся уроке, когда ему интересен предмет изучения и в какой форме это проходит.
Ход урока
I. Организационный момент (2-3 мин.).
На этом этапе создается мотивация учебной деятельности на данном уроке, преподавателю важно актуализировать сложившиеся ранее познавательные мотивационные установки, укрепить их и поддержать («вы все хорошо усвоили материал, каждой команде есть чем поразить соперника, ваши силы равны»). Также преподаватель создает условие для появления новых мотивационных установок: обратить внимание на то, что от результата работы каждого курсанта на уроке зависит результат работы всей команды.
II. Постановка целей учебной деятельности.
Слайд 5
Преподаватель объясняет учащимся, что этот урок поможет обобщить и систематизировать материал, научит работать совместно.
Методическая цель: повысить интерес учащихся к изучаемому предмету. Развить логическое мышление, сообразительность, познавательную активность. Обобщить и систематизировать умения и навыки овладения математическими знаниями, необходимыми в повседневной жизни.
Воспитательная цель: воспитать средствами математики культуру личности, взаимопомощь, взаимовыручку; чувство сплоченности, единства.
III. Основная часть (1 час 10 мин.)
Слайд 6
Команды сидят каждая за общим столом. Приготовлены черновики, ручки, рабочие тетради. Объявляется начало «боя», называется состав жюри из приглашенных на урок.
1. Представление команд, девиза, капитанов, жюри. («РИТМ» - решать, искать, творить, мечтать, «XYZ» - хотеть, уметь, знать). Максимальное количество баллов за представление – 3. Слайд 7-9
2. Разминка. Несложные задания устного характера. Задается по одному вопросу каждой команде, в случае неправильного ответа – возможность ответить переходит к другой команде. За каждый полный ответ команда получает по 2 балла, неполный – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов. Слайд 10-22
Цель: отработка навыков быстрого и правильного ответа, развитие внимательности.
- Числа 1, 2, 3, 4, 5… называются … числами? (Натуральными)
- Функции синус, косинус, тангенс, котангенс называются …? (Тригонометрическими)
- Как называется график функции синус? (Синусоида)
- Как называется разность ? (Приращением аргумента)
- Что называется производной? (Производной функции f в точке называется число, к которому стремится разностное отношение , при , стремящемся к нулю)
- Уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называются …? (Иррациональными)
- Что называется первообразной? (Функция F называется первообразной для функции f на заданном промежутке, если для всех из этого промежутка )
- Как называются уравнения, в которых переменная содержится в степени? (Показательными)
- Как называется знак ? По какой формуле вычисляется площадь криволинейной трапеции?()
- Как называется функция, заданная формулой ? (Логарифмической)
3. Логические задачи. Задания можно записать на доске или подготовить большие карточки, чтобы учащимся было хорошо видно (заранее). Слайд 23-38
Цель: развить логическое мышление.
- Определите следующие два члена числовой последовательности:
- 2, 4, 6, 8 … (10, 12)
- 3, 6, 4, 7, 5 … (8, 6)
- 16, 14, 17, 13, 18 … (12, 19)
- 174, 171, 57, 54, 18, 15 … (5, 2)
- 230, 225, 45, 40 … (8, 3)
- Найдите лишнее число:
- 12, 45, 678, 94, 3456 (45-нечетное)
- 75, 225, 952, 3651, 25931 (952-четное)
- Найдите лишнюю фигуру (приложение А):
- Круг, ромб, квадрат, треугольник, отрезок. (Отрезок)
- Параллелепипед, цилиндр, квадрат, куб. (Квадрат)
- Из четырех фигур – одна лишняя, используйте параллельный перенос. (4 фигура)
4. Правила учим и знаем. Каждый ученик команды отвечает на один вопрос теории. Вопросы готовятся на отдельных карточках, их выбирает капитан. За каждый ответ по 1 баллу. (Приложение Б). Слайд 39
Цель: межпредметная связь «Культура речи», развитие памяти и мышления.
5. Конкурс «Домашнее задание» состоит из двух основных частей: из заданий, которые были заданны на дом преподавателем и задания, которое команды придумали соперникам. (Приложение В). Слайд 40-47
Цель: развить творчество, смекалку, познавательную активность; воспитать чувство ответственности, самоконтроля; формировать интерес к изучению математики.
- Устное задание, на скорость. Основные формулы производных и логарифмов.
- Нужно обрезать нитки так, чтобы на основной нити остались цифры от 1 до 9. (За правильный ответ по 1 баллу)
- Запишите подряд 22 пятерки. Поставьте между всеми цифрами знаки арифметических действий так, чтобы в результате получилось число 2006. (5*5*5*5+5*5*5*5+5*5*5*5+5*5*5+5*5-5*5+5+5/5=2006) (максимальное количество баллов – 3)
- Запишите подряд 25 пятерок. Поставьте между некоторыми цифрами знаки арифметических действий так, чтобы в результате получилось число 2006. (555+555+555+55+55+55+55+55+55+5+5+5/5=2006) (максимальное количество баллов – 3)
- Каждая команда предоставляет свои задания сопернику. (максимальное количество баллов – 3)
6. «Правила знаем – задачи решаем!» Слайд 48
Каждая команда получает одинаковую карточку с заданием. Это задание на скорость, отводится 15-20 мин., в зависимости от количества и сложности задач.
Цель: отработка навыков совместных действий, нахождения производных, вычисление неопределенного интеграла, решения показательных уравнений.
- Найдите производные функций:
- Вычислить неопределенный интеграл:
- Решить уравнения:
- Запишите три правила нахождения первообразных.
- Запишите основное логарифмическое тождество.
7. Задание на доске. Слайд 49-51
В следующих числовых рядах числа записаны в определенной закономерности. В каждом ряду своя закономерность. Установите ее и запишите в свободные три клетки еще по три числа.
19, 20, 22, 25, 29 | 34 | 40 | 47 |
5, 8, 14, 26, 50 | 98 | 194 | 386 |
253, 238, 223, 208, 193 | 178 | 163 | 148 |
12, 11, 16, 16, 20, 21, 24 | 26 | 28 | 31 |
15, 29, 56, 109, 214 | 423 | 840 | 1673 |
8. Конкурс капитанов. Слайд 52-54
Капитаны получают задания на карточке, решив их, выходят к доске и выполняют еще одно логическое задание. Кто выходит первым, имеет право выбора. Максимальное количество баллов – 6. В это время команды отгадывают кроссворд, зарабатывая тем самым дополнительные баллы. За каждое угаданное слово по 1 баллу. (Приложение 4)
Цель: развить смекалку, чувство ответственности, самоконтроля; отработка навыков совместных действий.
1. Какая из нижеприведенных функций описывает график:
- y=kx
- y=ax+bx+c
- y=k/x
- y=1x1
2. Определите вид фигуры, используя для этого нанесенные данные:
- Прямоугольник
- Ромб
- Параллелограмм
- Трапеция
3. Среди данных функций выберите степенные:
4. Запишите формулу для вычисления определенного интеграла. (Формулу Ньютона - Лейбница)
5. Что называется арксинусом числа а?
6. Что называется арккосинусом числа а?
9. Задания на доске. Слайд 55-62
Заполните пустые клетки каждого квадрата буквами из числа уже имеющихся в нем так, чтобы ни в одной из горизонталей, вертикалей или диагоналей квадрата буквы не повторялись.
К | О | Л | Б | А |
О | Б | А | Л | К |
Л | К | Б | А | О |
Б | А | К | О | Л |
А | Л | О | К | Б |
В | А | Л | Е | Т |
Т | Л | Е | В | А |
А | В | Т | Л | Е |
Л | Е | А | Т | В |
Е | Т | В | А | Л |
Д | О | С | К | А |
А | С | Д | О | К |
О | А | К | Д | С |
С | К | О | А | Д |
К | Д | А | С | О |
Р | У | Ч | К | А |
А | Ч | Р | У | К |
У | Р | К | А | Ч |
Ч | К | А | Р | У |
К | А | У | Ч | Р |
IV. Заключение.
Слайд 63-64
Вопросы этого «Математического боя» затронули все основные разделы учебника «Алгебра и начала анализа»:
- тригонометрические функции
- производная
- первообразная и интеграл
- показательная и логарифмическая функции.
Урок-игра «Математический бой» отличается от традиционных нестандартностью проведения, атрибутикой (эмблемы, плакаты и др.), атмосферой соревнования.
К положительным моментам урока можно отнести то, что ученики готовятся к нему. Каждая команда старается показать безукоризненные знания, умения, навыки, понимание математических символов, формул, терминов и т.д. В предлагаемом варианте происходит чередование устных и письменных заданий, что очень важно для предупреждения утомляемости.
Доказано, если использование соревновательных ситуаций носит не случайный, а систематизированный характер, тесно связанный с изучаемым материалом, то на фоне деятельности учащиеся легче поймут и запомнят способы решения примеров, задач, теоретический материал, который быть может, недостаточно был усвоен на предыдущих уроках.
Урок «Математический бой» выполняет познавательные и воспитательные функции. На нем учащиеся применяют приобретенные знания, открывают новые приемы и способы решений, рассуждений; развивается логическое мышление, смысловая образная память.
Обязательность четкого, правильного и наиболее полного объяснения решения той или иной задачи также является положительной чертой этого урока. Соревновательность активизирует мыслительную деятельность, возбуждает ее. Учащиеся преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.
Диалоговое взаимодействие (при обсуждении того или иного задания) способствует выработке у учащихся аргументировано доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; прислушиваться к мнению других, коллективно находить правильные решения. Развивает чувство взаимопомощи и взаимоуважения; формирует осознанные нормы поведения, умение оценивать и направлять свои действия с учетом позиций других членов коллектива; учит внимательности, терпимости, самоуправлению и самообладанию.
Такой урок способствует развитию различных качеств личности учащегося: честности, находчивости, сообразительности, критичности мышления, скорости в отыскании ответа и т.д.
Так как вопросы «боя» содержат различный уровень сложности, то смогли отличиться и “слабые” курсанты. В результате такого урока был повышен уровень обучения математики, сформированы умения и навыки самообразования, сформированы умения работать в групповой деятельности, обобщены и систематизированы знания по всему курсу «Алгебра и начала анализа». Проверена общая эрудиция и способность к логическому и комплексному математическому мышлению каждого учащегося.
В заключение хотелось бы отметить, что такая форма урока, как «Математический бой», позволяет разносторонне развиваться личности учащегося. Этот урок-игра стал важной частью учебного процесса для курсантов первого курса.
Список использованной литературы. Слайд 65-67
- Арсланьян В. Психологические «штучки» на уроке математики.: Учебно–методическая газета Первое сентября. Приложение математика. №18, 2006.
- Блинков А. Весенний турнир Архимеда.: Учебно–методическая газета Первое сентября. Приложение математика. №15, 2006.
- Колмагоров А. и др. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 -11 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1990.
- Муравин Г., Муравина О. Контрольные работы.: Учебно–методическая газета Первое сентября. Приложение математика. №31, 2004.
- Никифоров С. Использование тестов в теме «Решение тригонометрических уравнений».: Учебно–методическая газета Первое сентября. Приложение математика. №13, 2005.
- Нилова Н. Задания в карточках.: Учебно–методическая газета Первое сентября. Приложение математика. №33, 2004.
- Обрубов А. и др. 14 турнир Архимеда: Новогодний аттракцион.: Учебно–методическая газета Первое сентября. Приложение математика. №10, 2005.
- Свеклина А. Активизация познавательной деятельности учащихся.: Учебно–методическая газета Первое сентября. Приложение математика. №32, 2004.
- Стандарт среднего (полного) общего образования по математике.: Учебно–методическая газета Первое сентября. Приложение математика. №14, 2006.
- Тумашева О. Кроссворд.: Учебно–методическая газета Первое сентября. Приложение математика. №5, 2005.
- Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся.: Учебно–методическая газета Первое сентября. Приложение математика. №36, 2004.
- Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся.: Учебно–методическая газета Первое сентября. Приложение математика. №40, 2004.
- Юрченко О. Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся.: Учебно–методическая газета Первое сентября. Приложение математика. №1, 2005.
- Яковлева Т. Значение уроков «Математический лабиринт».: Учебно–методическая газета Первое сентября. Приложение математика. №4, 2005.
- Яковлева Т. Математический лабиринт - нестандартный урок, организация и методика проведения.: Учебно–методическая газета Первое сентября. Приложение математика. №3, 2005.