Задачи:
- Образовательные:
- совершенствовать вычислительные навыки;
- отработать табличное умножение и деление чисел;
- отработать правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
- Воспитательные:
- воспитывать навыки работы в нестандартной ситуации;
- воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем мире;
- воспитывать любовь к природе.
- Развивающие:
- развивать умение решать текстовые задачи, занимательные задачи (логические), геометрические;
- развивать пространственное воображение обучающихся, образное мышление;
- развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;
- совершенствовать графическую культуру.
Оборудование:
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Компьютерная презентация.
- Распечатки карточек с заданиями (3 варианта).
- Листья с заданиями, дерево без листьев.
- Подснежники с домашним заданием.
- Музыкальное сопровождение
ХОД УРОКА
1. Организация внимания учащихся
– Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелёными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные леса,
Как будто пухом зеленеют.
2. Постановка темы урока
– Сегодня на уроке математики мы будем наблюдать смену весенней природы, выполняя арифметические действия над числами. Тема нашего урока «Арифметические действия над числами» (Слайд №1)
3. Устный счёт
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
– Весною природа просыпается после долгого
зимнего сна. В это время года на деревьях
распускаются листья, а наше дерево ещё не
проснулось и стоит без листьев. Вы догадались что
это за дерево? (Берёза)
– Как узнали? (Легче всего узнать это дерево.
Белая кора с красивыми чёрными штрихами.)
– Листья берёзы лежат рядом, на них написаны
примеры на табличное умножение и деление.
Давайте украсим наше дерево. (Ребята выходят с
листом, читают пример, дают ответ и прикрепляют
лист к дереву.)
– Какое красивое дерево у нас получилось!
4. Закрепление пройденного материала
Ученик 1.
После долгой зимней стужи
На снегу синеют лужи
И берёза ожила
От весеннего тепла.
Ученик 2.
Возвращаются скворцы,
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
Ученик 3.
И малиновка, и дрозд
Занялись устройством гнёзд.
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Учитель на дерево прикрепляет птичку, которая в
клюве держит задание. (Слайд №2)
– А что это за птица?
В лесу ночном кукует птица.
Она назвать себя боится.
– Ку-ку…ку-ку –
Не спит опушка,
А птицу звать… (Кукушка)
Кукушки не вьют гнёзд и подбрасывают яйца в чужие гнёзда. Вот и нам кукушка подбросила задание.
1) Логическая задача. Найдите яйцо с цыплёнком, если известно, что все надписи ложные. (Слайд №3)
(Цыплёнок находится в третьем яйце, так как в 1-ом и во 2-ом даны ложные надписи «цыплёнок»)
– А в каком яйце утёнок, пингвинёнок? (Если во 2-ом яйце «пингвинёнок» - ложно, значит он в 1-ом яйце. Следовательно, утёнок во 2-ом яйце.) (Слайд №4)
2) Вам предстоит найти значения выражений. Вспомним правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
На доске:
a . b – c . d
n . (a – b) + m
b + c : d – k
(Если выражение без скобок, то действия расставляются по порядку слева направо сначала в умножении и делении, затем в сложении и вычитании. Если выражение со скобками, то сначала выполняем действие в скобках, затем умножение и деление, сложение и вычитание.)
5. Самостоятельная работа по вариантам (Приложение 1)
– Под каждым ответом напишите букву, которая соответствует значению, прочитайте слова, которые у вас получатся.
Проверка.
– Что у вас получилось? (Слайды №5-10) (1
вариант – Пчела. 2 вариант – Комар. 3 вариант –
Кузнечик.)
– Кто это и почему мы о них говорим? (Это
насекомые. Они появляются весной, когда оживает
природа)
– Послушаем звуки этих насекомых. (Слайды №6, 8,
10)
6. Решение задач
– Прочитайте на экране тексты. (Слайд №11)
- Кукушка за 5 минут съела 10 гусениц. Сколько гусениц съест кукушка за 1 час?
- Кукушка за 5 минут съела 10 гусениц. Сколько комаров съест кукушка за 1 час?
– Что вы можете сказать об этих текстах? (Они
похожи. В них речь идёт о гусеницах, которых съела
кукушка. Вопросы
разные.)
– Какой из этих текстов является задачей? Почему?
(Первый. Во втором тексте вопрос по смыслу не
подходит к условию. Задача не получается.)
(Слайд №12)
– А сразу можем ответить на вопрос задачи? (Нет.
Мы должны найти сколько гусениц съест кукушка за
1 минуту. Затем перевести 1 час в минуты. (Слайд №13)
Задача. Кукушка за 5 минут съела 10 гусениц. Сколько гусениц съест кукушка за 1 час?
Запишите краткую запись к задаче, решение. (1 ученик решает с объяснением у доски)
За 5 минут – 10 г.
За 1 минуту – ? г.
За 1 час – ? г.
1 час = 60 мин. (Слайд №13)
1) 10 : 5 = 2 (г) – за 1 минуту
2) 2 ? 60 = 120 (г)
Ответ: 120 гусениц съест кукушка за 1 час.
– Можно ли решить эту задачу другим способом? (Да, первым действием найдем сколько по 5 минут содержится в 60 минутах 60 : 5 = 12. Вторым действием возьмём по 10 гусениц 12 раз 10 . 12 = 120 гусениц.) (Слайд №14)
– Кукушка подбрасывает яйца в чужие гнёзда, но этой птице прощается вина за великие заслуги перед лесом. Она сражается с волосатыми и ядовитыми гусеницами, которых все остальные птицы боятся клевать. И случается, что несколько кукушек спасают большие участки леса от нашествия ядовитых гусениц. (Слайд №15)
Физкультминутка (под музыку)
– Представим, что вы маленькие семечки. (Дети
садятся, закрывают ладошками щёки.)
– Я буду очень бережно относиться к семечкам,
поливать, ухаживать за вами. (Учитель гладит
детей по головкам)
– С первыми лучами солнышка семечки начинают
расти, появляются первые листочки. (Дети
поднимают руки вверх.)
– Стебелёк растёт. (Дети потягиваются,
расправляют плечи.)
– И вот наступает радостный момент: появляется
первый цветок. (Дети разводят руки в стороны,
показывая, как распускается цветок.)
– Цветок распустился, он улыбается солнцу. (Дети
улыбаются друг другу.)
– Как цветы тянутся к солнцу, так и человек
тянется к знаниям.
(Слайды №16-19)
Физкультминутка для глаз и дыхания
На геометрических фигурах записаны названия весенних цветов.
– Как называются эти красивые цветы? (Ландыш,
медуница, подснежник).
– Давайте насладимся их ароматом. Вдохните
аромат цветов.
7. Работа с геометрическим материалом
На столе геометрические фигуры в конвертах. Составьте из них скворечники. С помощью клея приклеить их в тетрадь. (Слайд №20)
– Какую птицу мы поселим в наш скворечник? (Скворца)
(Слайд №21)
– Послушаем песню скворца. Этих птиц считают
хорошими певцами. Но собственная песня далеко не
музыкальная. Зато скворец прекрасно подражает
птицам, и в его песне встречаются самые разные
мелодии: и соловьиные, и синичьи, и иволги, и
жаворонка, и многих других птиц. Да и не только
птиц: эти птицы могут «петь» голосом лягушки или
«лаять» по-собачьи, могут подражать свисту
человека и работе какой-нибудь машины. Во время
войны скворцы, находившиеся неподалёку от
фронта, научились воспроизводить свист мин и
пулемётную дробь.
– Вспомним, что мы называем периметром? (Периметр
многоугольника – это сумма длин сторон этого
многоугольника)
– Измерьте стороны треугольника и найдите его
периметр. (Р∆ = 3 + 2 + 2 = 7 (см))
– По какой формуле можем вычислить площадь
прямоугольника? (Нужно длину умножить на
ширину.)
– Измерьте стороны прямоугольника и найдите его
площадь. (S□ = 3 . 4 = 12 (см2))
Проверка. (Слайд №22)
8. Итог урока. Задание на дом
– Чем запомнился наш урок?
– Что особенно понравилось?
– В чём вы испытывали затруднения?
– С каким заданием вам было не легко справиться?
– О каком времени года шла речь на нашем уроке?
Ученик 4.
Солнце ёлочки пригрело,
Сосны и валежники.
На поляну вышли смело
Первые подснежники.
На проталинке стоят,
На ветру качаются,
Словно звёздочки горят,
Лесу улыбаются.
– За активную работу на уроке от имени Весны дарю вам подснежники, на листьях которых написано домашнее задание. В первом задании вычислите площадь и периметр прямоугольника. Во втором задании найдете значения выражения, вспомнив порядок действий, узнаете в каком месяце расцвели подснежники в сказке Маршака «12 Месяцев». (Приложение 2) (Слайд №23)