В системе образовательного процесса это первый урок в четверти и в теме “Гимнастика”. На этом уроке мы сознательно уделяем больше внимания теоретическим основам раздела “Гимнастика”. Это является необходимым условием для дальнейших уроков по данной теме. Место проведения урока тщательно продуманно и подготовлено. На уроке в полном объеме задействовано все пространство спортивного зала (пол, скамейки, стены, гимнастические стенки), для демонстрации наглядных пособий используются не только схемы, но и презентация. Для достижения наилучшего результата на уроке применяем метод проблемного и эвристического обучения. Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Эвристическое обучение - это создание учащимися новых образовательных результатов, идей, исследований.
Цель урока: формирование здорового образа жизни через уроки гимнастики.
Задачи урока:
- Формировать представление о виде спорта “гимнастике”,
- Закрепить знания о слагаемых здорового образа жизни,
- Развивать координационные способности,
- Содействовать развитию психофизических и мыслительных процессов в ходе двигательной деятельности,
- Воспитывать сознательное отношение к выполнению физических упражнений.
Место проведения урока: спортивный зал.
Инвентарь: гимнастические маты, гимнастические скамейки, гимнастические стенки, мячи.
Ход урока
Вводная часть.
Звучит музыка “марш”, дети входят в зал.
- Здравствуйте, ребята!
Наклон головы
- Сегодня на уроке мы вспомним правила здорового образа жизни, разберемся что такое гимнастика, что включает в себя гимнастика, выполним некоторые упражнения из раздела гимнастики в школе. И определим самого гибкого и ловкого.
- Ребята, скажите пожалуйста, какие слагаемые здорового образа жизни вы помните и соблюдаете?
- Личная гигиена, закаливание, правильное питание, режим дня, занятия физической культурой и спортом, двигательная активность, режим труда и отдыха. (Презентация Слайд 2)
- Кто из вас самый внимательный и догадливый? Кто понял, чем мы должны сегодня заниматься?
- Гимнастикой.
- Что значит заниматься гимнастикой? Что такое гимнастика?
- Упражнения на снарядах, с предметами.
- Гимнастика – в переводе с греческого означает “тренирую”, “упражняю” - один из наиболее популярных видов спорта. Существует несколько видов гимнастики(Слайд 3):гимнастика с предметами называется художественная гимнастика. Это женский вид спорта. Самые известные российские гимнастки – Алина Кабаева, Евгения Канаева. Гимнастика на спортивных снарядах называется спортивная гимнастика(Слайд 4). Этим видом спорта занимаются и женщины и мужчины. Наши чемпионы по спортивной гимнастике: Алексей Немов, Светлана Хоркина, Виктория Комова. Существует еще вид гимнастики, он называется акробатика(Слайд 5). Есть еще один вид гимнастики – основная гимнастика(Слайд 6). В нее входят всем нам хорошо знакомые упражнения. А какие именно упражнения – мы узнаем в ходе нашего занятия.
Основная часть.
- Равняйсь! Смирно! Направо! С левой ноги на месте шагом марш! Налево, в обход по залу марш! (левой, левой, раз, два, три).
- Руки на пояс ставь, на носках марш! Спина прямая, локти в стороны, смотреть вперед! Как мышки.
- Руки за голову ставь! Локти в стороны. На пятках марш!
- На внешнем своде стопы марш! Как косолапые медведи.
- Без задания марш!
- Медленно, соблюдая дистанцию, бегом марш! Соблюдать правильное дыхание: вдох носом на 4 счета, выдох ртом на 4 счета.
- С захлестом голени назад марш!
- Бег без задания.
- Шагом марш! Восстанавливаем дыхание: глубокий вдох носом, руки вверх, выдох ртом – руки вниз.
- В колонну по два налево марш! Дистанция 1 метр.
Налево, направо марш!
У мячей на месте марш!
На месте стой раз, два!
Нале-напра-ВО раз, два!
Перед мячом становись!
- Кто может сказать, как называются упражнения, которые мы сейчас делали?
- Строевые упражнения.
- Совершенно верно! Строевые упражнения (обратиться к презентации Слайд 6)
- А теперь, исходное положение ноги на ширине плеч, руки на пояс. Будем выполнять общеразвивающие упражнения. Первое упражнение
Потягивание.Раз, два, три – тянемся вверх, поднимаемся на носки, четыре – исходное положение. Показываю, упражнение вместе со мной начинай! Раз, два, три, четыре, ...три, стой!
Следующее упражнение повороты головыв правую и левую стороны “Часики”. Упражнение вместе со мной начинай! Раз – поворот вправо, два – исходное положение, три – влево, четыре – исходное положение. Раз, два, три, четыре....раз, два, три, стой!
И.п. тоже, правая рука за голову, левая в сторону. Показываю, вместе со мной начинай!
Круговые движенияголовой медленно в правую сторону вместе со мной начинай! Раз...(4 раза). В левую сторону раз...закончили.
Исходное положение ноги на ширине плеч, руки к плечам ставь. Круговые движения согнутыми руками 4 вперед, 4 назад, вместе со мной начинай! Раз, два, три., четыре. Назад – раз, два, три, четыре...раз, два, три., стой!
Упражнение с мячом "Выше мяч". Исходное положение ноги на ширине плеч, мяч в руках, внизу. Раз – мяч вверх, два – мяч вниз три – вверх, четыре – вниз. Вместе со мной упражнение начинай! Раз, два, три, четыре.......три, стой!
Наклоны туловища. Исходное положение мяч вверх. Раз – наклон туловища вправо, два – исходное положение, три – наклон влево, четыре – исходное положение. Упражнение начинай! Раз, два, три, четыре....... Три, стой!
Следующее упражнение двойной поворот туловища. Исходное положение мяч впереди. Раз – поворот вправо, два – исходное положение, три – поворот влево, четыре – исходное положение. Упражнение вместе со мной начинай! Раз., два, три, четыре....три, стой!
Исходное положение мяч за спину. "Упражнение "Страус".Раз – наклон вперед, мяч вверх, два – исходное положение, три., четыре – повторить. Упражнение начинай! Раз, два, три, четыре...... три, закончили!
Следующее упражнение "Стульчик" исходное положение стоя, мяч внизу перед собой. Раз присесть мяч вверх, два – исходное положение, три, четыре – повторить. Упражнение вместе со мной начинай! Раз, два, три, четыре........три, стой!
Исходное положение упор присев, мяч на полу. Упражнение "Пружинка" раз – встать, мяч вверх, прогнуться, правая нога назад на носок, два – исходное положение, три – тоже, левая нога на носок, четыре – исходное положение. Вместе со мной упражнение начинай! Раз, два., три, четыре....три., стой.
- Кто может ответить: какие упражнения мы сейчас выполняли? Обратиться к списку(Слайд 6)
- Общеразвивающие упражнения.
- Скажите пожалуйста, как называется этот спортивный инвентарь, который вы видите перед собой на полу?
- Гимнастический мат.
- Какие упражнения можно выполнять с помощью гимнастического мата? Как эти упражнения можно назвать, одним словом?
- Акробатические упражнения.
- Давайте вспомним, какие акробатические упражнения вы изучали в первом и втором классах. (Обратиться к схемам на стене зала).Здесь изображены группировки, перекаты, стойка на лопатках, кувырок вперед и назад, мост. Попробуем выполнить некоторые акробатические упражнения. Начнем с группировок. Группировки бывают в положении сидя, в положении лежа на спине и в приседе (показать на схеме).Обратите внимание: спина круглая, подбородок прижат к груди, руками охватить голень.
- Класс, Нале-напра-ВО раз, два! В обход матов шагом марш! На месте стой раз, два! Спиной к матам нале-напра-ВО раз, два! Напоминаю, при выполнении упражнений необходимо соблюдать технику безопасности, не выполнять упражнения без команды, четко следовать инструкции учителя.
- Сели на край мата, выполнили группировку в положении сидя. Зафиксировали группировку на счет три: раз, два, три. На счет четыре – вытянули ноги вперед, руки опустили на мат. Повторим упражнение несколько раз. Раз, два, три, - группировка, четыре – расслабились.
- Следующее упражнение – группировка лежа на спине. Легли на спину, руки вдоль туловища. На раз., два, три – выполняем группировку, на счет четыре – исходное положение. Напоминаю: подбородок прижат к груди, колени к груди, руками обхватить голень. Выполним упражнение несколько раз.
- Из положение группировки лежа на спине попробуем выполнить перекатыназад (к шее), вперед (почти в положение сидя). Выполним упражнение дружно, под счет. Раз – назад, два – вперед, три – назад, четыре – вперед. Не забывайте про круглую спину, подбородок прижат к груди.
- Усложняем задание: группировка сидя – перекат назад – перекат вперед – группировка сидя.Выполним упражнение по очереди: первые, вторые,..... повторим задание. Если соединить вместе несколько отдельных акробатических упражнений, то получится акробатическая комбинация. То, что мы сейчас выполнили – это не сложная акробатическая комбинация из группировки сидя и переката назад – вперед.
- Попробуем усложнить нашу акробатическую комбинацию. Меняем группировку в положении сидя, на группировку в приседе. Пробуем выполнить комбинацию по очереди: первые, вторые, .... Повторяем еще раз.
- Усложняем дальше. Упор присев – перекат назад – перекат вперед – упор присев. Выполняем по очереди. Теперь пробуем выполнить задание все одновременно, по моему сигналу. Выполняем перекат назад, перекат вперед и основная стойка ноги вместе, руки вдоль туловища.
- Молодцы! Улыбнулись друг другу и выполнили задание еще раз.
- Попробуем выполнить стойку на лопатках или березку. Перекат назад, группировка, стойка на лопатках ноги согнуты, выпрямить ноги вверх. Березка стройная, прямая, высокая. Замечательно! Согнуть ноги в коленях, группировка, перекат, упор присев. Еще раз: перекат, стойка ноги согнуты, выпрямить ноги вверх, подул ветер, березка закачалась и наклонилась к земле, ветер стих, и березка снова выпрямилась. Замечательно поработали.
- Закончили выполнять упражнение. Сели, глазки на меня посмотрели, ушки на макушке! Эти не сложные акробатические упражнения и комбинации в акробатике называются разминкой. Акробатическая разминка обязательна перед выполнением сложных упражнений, таких как кувырки вперед, назад, мост.
- Обратимся к нашей схеме (Презентация.Слайд 6). Кто мне скажет, какие упражнения мы сейчас выполняли?
- Акробатические упражнения.
- Акробатические упражнения тоже входят в состав основной гимнастики. А так же упражнения на снарядах (перекладина, гимнастическая стенка, бревно) и опорные прыжки (прыжки с помощью гимнастического козла). С этими видами основной гимнастики мы более подробно познакомимся на следующих занятиях.
- Сейчас мы выполним еще одно задание, которое тоже относиться к гимнастике. Это "полоса препятствий". Перед прохождением полосы препятствий, внимательно посмотрите: у нас имеется 8 станций.
- Первая от меня – упражнения в равновесии на гимнастической скамейке. Посмотрите что необходимо выполнить: руки в стороны, спина прямая, смотреть вперед.
- Вторая станция – сгибание и разгибание рук в упоре лежа, это упражнение для развития силы рук.
- Третья станция – прыжки на двух ногах через набивные мячи. Это упражнение поможет нам на отлично выполнить опорный прыжок. Развивает силу ног и быстроту.
- Четвертая станция – лазанье по гимнастической стенке. По одной стенке подняться вверх, перейти на другую, спуститься вниз.
- Пятая станция – тоже упражнения в равновесии, но с перешагиванием через набивные мячи.
- Шестая – отжимание от скамейки спиной.
- Седьмая – прыжки через набивные мячи.
- И последняя, восьмая – поднимание ног в висе. Это упражнение укрепляет мышцы ног, спины и брюшного пресса.
- Класс, напра-нале-во! Раз, два. К своим мячам в разные стороны в обход марш! К прохождению полосы препятствия приступить! Обращаю ваше внимание, при выполнении заданий соблюдайте дистанцию и очередность. Проходим дистанцию 2 раза. Останавливаемся на своих местах.
Заключительная часть.
- Замечательно справились с заданием! Устали? Давайте немного отдохнем и восстановим свои силы, выполнив упражнения стрейчинга. Упражнения стрейчинга направлены на растягивание практически всех мышц тела, они расслабляют и успокаивают.
Звучит медленная музыка.
Стоя, руки вдоль туловища. 1 – 2 – 3 – обняли себя за плечи, постояли несколько секунд, 4 – вернулись в исходное положение.
Стоя, ноги шире плеч, руки опущены. 1 – 2 – 3 – подняли правую ногу, охватили руками, постояли, 4 – исходное положение. Затем левая нога.
Сидя, руки на пояс, 1 – 2 – 3 – наклониться вперед, коснуться носочков ног, удержать, 4 – исходное положение.
- Как ощущения от комплекса упражнений стрейчинга? Понравилось?
Сейчас давайте посмотрим на нашу схему (Презентация. Слайд 7). Мы в начале урока вспомнили слагаемые здорового образа жизни. Проговорим их еще раз.
Учитель показывает, дети называют по порядку.
- Узнали из каких видов состоит гимнастика. Более подробно рассмотрели и даже выполнили почти все упражнения из основной гимнастики. Какие это упражнения? Учитель показывает,дети называют по порядку.
- У меня к вам вопрос. Подумайте, и скажите, пожалуйста, связаны ли между собой гимнастика и здоровье?
- Да, связаны.
- Как они связаны?
- Общеразвивающие упражнения мы выполняем во время занятий физкультурой.
Дети самостоятельно называют связи, учительрисует связи стилусом на планшете.
- Давайте попробуем сделать вывод:
- если заниматься гимнастикой, то будешь здоровым;
- если соблюдать правила здорового образа жизни, то можно без труда заниматься гимнастикой;
- и гимнастика и здоровый образ жизни очень полезны для человека.
- Вам понравился урок? Вы узнали что-то новое, интересное и полезное для себя?
Выслушать 2 – 3 ответа детей.
- К сожалению, наш урок подошел к концу, прошу всех встать. Я прощаюсь с вами, до свидания. Класс, напра-нале-во раз, два! Через центр зала, перестроение в одну колонну шагом марш! За направляющим на выход марш!
Звучит музыка “марш”, дети выходят из зала.