Аннотация: любое занятие по информатике, а особенно итоговое занятие целесообразно проводить на примере решения профессиональных задач. Такой подход к проведению уроков усиливает междисциплинарные связи, повышает интерес у студентов и позволяет им увидеть применение программы в профессиональной деятельности, другими словами сформировать профессиональную компетенцию.
Цели урока:
- Дидактическая: обобщить и систематизировать знания и умения по теме “АutoCAD”, выявить уровень сформированных знаний и умений по раннее изученной теме через решение ситуационных задач.
- Развивающая: развивать пространственное воображение и логическое мышление при решении ситуационных задач, способствовать развитию у студентов творческой активности и самостоятельности; формировать стремление к установлению связей между дисциплинами;
- Воспитательная: привить интерес к дисциплине, к специальности; формировать чувство ответственности за самостоятельно выполненную работу.
Тип урока: контрольно-обобщающий с элементами проблемного обучения.
Для сопровождения урока используется компьютерная презентация (Презентация).
Вид урока: итоговое занятие по теме AutoCAD
Форма проведения: индивидуальная.
Оснащение и организация рабочего места:
Компьютерный класс из 15 ПК, на рабочем столе лежат: рабочая тетрадь по AutoCAD, рейтинговая таблица оценки результатов.
На экране, с помощью мультипроектора демонстрируется с темой урока (слайд 1).
Ход урока
I. Организационный момент: приветствие студентов, проверка отсутствующих, инструктаж по ТБ (слайд 2)
Цель: установление психологического настроя у студентов на работу
II. Актуализация и мотивация обучающихся
Цель: активизировать студентов к познавательной деятельности
Преподаватель: Мы заканчиваем изучением программы AutoCAD. И сегодня итоговое занятие, на котором Вы должны продемонстрировать свои знания и умения работать в этой программе.
Назовите, пожалуйста, основные возможности этой программы, которые вы увидели? (слайд 3)
Студенты называют возможности программы, и при каждом их ответе на слайд вылетают детали автомобиля и в результате “собирается” автомобиль, марка которого – “AutoCAD”, после сборки всех деталей он начинает двигаться (слайд 3).
III. Формирование ожиданий обучающихся
Цель: планирование эффектов занятия, настрой на успех.
Преподаватель:
Ваша цель сегодня, используя возможности автомобиля-“AutoCAD” решить профессиональную задачу и первыми прийти к Финишу.
Все выполненные вами задания будут оцениваться в баллах, которые Вы будите заносить в рейтинговую таблицу (приложение 1). Внесите свою фамилию в рейтинговую таблицу, которая находится на рабочем столе. (слайд 4)
IV. Входной контроль
Цель: проверка теоретических знаний по теме
Преподаватель: прежде чем приступить к практике вождения, сначала нужно сдать теорию или по-другому пройти “Тест-драйв”. Вы должны ответить на вопросы электронного теста по программе AutoCAD из 10 вопросов. После прохождения теста, сумму набранных баллов необходимо занести в рейтинговую таблицу.
На экране отображаются первые результаты в виде диаграммы с баллами за тест.
V. Выполнение практических заданий
Цель: самостоятельно применять знания и умения AutoCADа при решении профессиональной задачи.
Преподаватель: Формулирует проблему – профессиональную задачу (слайд 5).
Профессиональная задача: Сломалась роторная сенокосилка. “Полетели” 2 крепёжных детали – рама и кронштейн. А скоро сенокос. Что делать?
Ответ – надо срочно изготовить новые детали по готовым чертежам
Итак: Разделимся на 2 варианта: 1-й вариант - выполняет чертеж кронштейна, 2-й вариант - чертеж рамы.
При выполнении задания одновременно проверим преимущества выполнения чертежей в программе AutoCAD и на бумаге. (Один из обучающихся, утверждающий, что на бумаге чертеж сделать проще и быстрее, выполняет аналогичное задание на бумажном носителе)
Возьмите в Рабочей тетради Задание № 1 и выполните его в соответствии с вашим вариантом (приложение 2). Начертите объёмную фигуру, и с помощью 3D видов покажите её основные проекции. Полученную объёмную деталь распечатайте.
VI. Анализ полученных результатов (самоанализ и самооценка)
Цель: самооценка своих знаний и выполненного задания.
Преподаватель: Сравните распечатанный результат с образцом и выставите баллы в рейтинговую таблицу, за совпадение размера и формы - 1 балл. Внизу под таблицей напишите, что и почему не получилось (слайд 7).
Преподаватель: проверяет и корректирует ошибки, собирает рейтинговые листы. Обсуждает результаты работы и анализирует типичные ошибки в работах обучающихся.
* Дополнительное задание: “Чёрный ящик”
Преподаватель: И снова проблема! Не работает компьютер! Определить деталь, без которой не работает ни один компьютер (слайд 8).
Вам даны 3 проекции этой детали, восстановите её объемный вид - Задание 2 в рабочей тетради (приложение 2). Ответ принимается в виде объемного чертежа на экране в реалистичном виде.
А у меня эта деталь в “Чёрном ящике”!
После создания готового чертежа преподаватель открывает “Чёрный ящик ” и достаёт реальную деталь.
Те кто справился с данным заданием добавляют себе баллы в рейтинговую таблицу.
VII. Обобщение результатов применения AutoCAD
Цель: продемонстрировать основные преимущества программы
Преподаватель: Закончена работа. Трудно? Долго? Много неточностей, не все размеры совпадают и много исправлений.
Сравните, пожалуйста, свой вариант с вариантом на бумажном носителе и сделайте свои выводы.
Назовите достоинства работы в программе AutoCAD и на бумажном носителе (слайд 9).
При ответах на слайде преподаватель вставляет кубики в стакан AutoCADа или бумажного носителя
Преимущества AutoCADа по сравнению с работой на бумажном носителе значительно выше.
VIII. Рефлексия
Цель: самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу
Преподаватель: Ответьте на вопросы:
- Понравилось ли Вам работать в AutoCADе и почему?
- Что понравилось или не понравилось в сегодняшнем занятии и в Вашей работе?
- Что у Вас получилось, а что нет?
Пока идёт обсуждение, преподаватель выставляет баллы из рейтинговых таблиц обучающихся в сводную таблицу в Excel, в которой сразу идёт обработка результатов и выставление оценок.
IX. Подведение итогов занятия
Цель: определить уровень усвоения изученного - оценить результаты
Преподаватель показывает на экране “Рейтинг успешности” студентов с комментариями. Выставляет оценки в журнал (слайд 10).
X. Домашнее задание
Цель: закрепить полученные знания по программе AutoCAD и увидеть применение её на практике
Задача: Создать эскиз реального объекта применяемого в сельском хозяйстве или в быту (слайд 11).
Заключение
Мне очень понравилось это занятие. Все задуманное получилось: и связь со специальностью, и живой интерес, и интрига “чёрного ящика”, и гонки, и, конечно, финиш - отличный результат! Поставленные цели достигнуты.