Название материала: урок географии «Движения воды в океане: волны. Приливы и отливы».
Тема: «Движения в океане: волны. Приливы и отливы».
Форма организации обучения: урок.
Тип урока (по В.А. Онищук): урок овладения новыми знаниями.
Цель урока: сформировать представление об основных видах вертикальной циркуляции водных масс в Мировом океане и их природе.
Задачи:
- Обучающие:
- освоить схему строения волны и запоминают новые понятия: «волна», «гребень», «подошва», «высота волны», «длина волны»;
- знакомятся с основными причинами возникновения волновых движений и запоминают понятия: «глубинная волна», «поверхностная волна», «ветровая волна», «барическая волна», «цунами»;
- уметь соотносить причину возникновения волны и ее характер;
- уметь объяснить механизм образования прибоя;
- уметь определить причину возникновения приливов и отливов.
- Развивающие (на языке наблюдаемых действий
учащихся):
- продолжить работу по развитию познавательных процессов личности: памяти, речи, внимания, мышления, с использованием ЛОС;
- совершенствовать навыки работы с текстом и картой;
- развивать умение анализировать, систематизировать, решать проблемные задачи, делать выводы;
- развивать образное мышление и воображение, эмоционально – оценочную деятельность.
- Воспитывающие (на языке наблюдаемых
действий учащихся):
- ученики продолжить работу по формированию и развитию географической культуры, географической картины мира;
- развивать эстетические чувства, созерцая и анализируя произведения изобразительного художественного искусства;
- развивать научное восприятие окружающего мира;
- формировать в собственном сознании образ активной личности, живущей в современном информационном обществе.
Оборудование: учебник География. Землеведение. 6кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2008; атласы для 6 класса, Энциклопедия океанов/ пер. с английского А.В. Гришина, К.А. Гришина. – М.: ООО « ТД «Издательство Мир книги», 2007; электронное приложение к уроку (презентация Microsoft Power Point), видеоролик для демонстрации образования волн, теллурий трехпланетный.
Использованная литература:
- Блаженов В.А. Приемы развивающего обучениягеографии/ В.А. Блаженов. – М.: Дрофа, 2006;
- Дронов В.П. География. Землеведение. 6кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2008;
- Душина И.В. Методика и технология обучения географии: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов/ И.В. Душина, В.Б. Пятунина, Е.А. Таможня. – М.: ООО» Издательство Астрель», 2002;
- Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений:в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003;
- Энциклопедия океанов/ пер. с английского А.В. Гришина, К.А. Гришина. – М.: ООО « ТД «Издательство Мир книги», 2007.
Выбранный урок является четвертым по порядку в разделе «Гидросфера» по программе В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «Землеведение» 6 класс и входит в систему уроков формирования гидрографических ЗУН. На изучение темы отводится 1 час. Данный урок открывает серию уроков, призванных развить знания детей о динамике процессов, происходящих в Мировом Океане. Был избран тип урока овладения новых знаний, так как я посчитала важным уделить больше внимания процессам возникновения динамики как наиболее интересному и развивающему элементу: учащиеся не просто заучивают названия, а проникают в суть происходящего.
Поскольку курс «Землеведение» является начальным звеном в изучении географии, то я считаю именно этот год решающим в успешности усвоения географических знаний и в дальнейшем. Поэтому на уроке по теме « Движения в океане: волны. Приливы и отливы», как впрочем, и на других уроках, как средства стимулирования познавательной активности и интереса мною широко применяются игровые технологии, различные средства наглядности – реалистический визуальный ряд (фотоиллюстрации, видеофрагменты) и символьные объекты; аудиоэлементы, а также информационные компьютерные технологии. В данном случае ИКТ представляют собой презентацию Microsoft Power Point с элементами анимации, позволяющими лучше понять динамические процессы.
Кроме того, на своих уроках я применяю методику В.Ф.Шаталова – систему ЛОС (листов опорных сигналов), которая на данном этапе является просто незаменимой с точки зрения запоминания большого количества новых фактов и в дальнейшем их воспроизведения.
Учащимся, испытывающим трудности при устном ответе у доски; в запоминании большого количества фактов, а также испытывающим сложности в процессе чтения текстов и выделении ключевых моментов, можно помочь, используя шестую подсистему В.Ф. Шаталова – систему опорных конспектов (листы опорных сигналов).
В основе этой системы лежит идея опоры, которая хорошо известна в практике работы учителей географии. Они широко применяют на уроках опоры словесные (яркие образные рассказы, описания, отрывки из художественных произведений), графические (схемы, рисунки, таблицы) и картографические.
Особенностью данной методики является определенная закодированность учебной информации, возможность выделять этапы в изучении материала, проявить творческие приемы выражения учебного материала в символах и рисунках, организовать индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися. Логические опоры позволяют учителю проводить многократно и вариативно повторение изучаемого материала, что приводит к его усвоению школьниками.
Зрительное восприятие опорных конспектов, воспроизведение их в тетради, устный рассказ по опоре развивают все виды памяти.
При построении опорных конспектов весь материал разбивается на смысловые блоки, тем не менее, тесно связанные между собой по содержанию. По ходу урока эти блоки воспроизводятся учащимися в тетради в виде единой схемы, которую можно использовать на этапе закрепления, домашней подготовке или контроля знаний. Применяемая система способствует пониманию связей, совершенствует логическое мышление, тренирует память, позволяет осуществлять самоконтроль.
Учащиеся легче запоминают материал, насыщенный фактами и понятиями. Они без труда выделяют в сложном тексте основные блоки при самостоятельной работе с учебником. Опорные конспекты помогают ученикам логически выстроить свой ответ у доски, что очень важно в ситуации, когда многие из них не могут красиво и грамотно говорить.
Большим плюсом данной методики считаю возможность опоры на все виды памяти, так как зачастую зрительная память не в полной мере задействована в процессе обучения, и учащиеся, у которых данный вид памяти является доминантным, не могут успешно усваивать материал. Применение ЛОК, особенно в младшем и среднем звене, помогает развивать также и творческую активность учащихся, а в сочетании с игровыми методами и компьютерными технологиями повышает их познавательную активность.
С помощью применения игровых технологий удается включить детей в процесс активного обсуждения проблем урока, чтобы они не чувствовали себя сторонними наблюдателями, а были полностью вовлечены в процесс познания. Ситуационные игры развивают детскую фантазию, помогают им почувствовать себя активными участниками не просто урока, а необычайно интересного действа! Сравните сами, что интереснее: учитель выдает «сухие» факты и определения или же предлагает: «А давайте отправимся в путешествие! Вот наш корабль, поплыли!» И сразу же класс уже не класс, а парусник, а учитель и ученики - отважные мореплаватели. При одной только этой фразе у детей появляется интерес в глазах «А что будет дальше?» Полезны игровые моменты и на этапе закрепления изученного. На данном уроке мною использовался кроссворд. Кроссворды используются на уроках географии для лучшего усвоения терминологии. На их разгадывание уходит мало времени, но и в этот короткий промежуток учитель может определить, насколько хорошо усвоена учащимися информация урока. В целом, по моему мнению, игровые технологии помогают учителю создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика.
В процессе урока применяются следующие методы (по характеру познавательной деятельности школьников, авторы: И.Я. Лернер и М.Н.Скаткин):
- Объяснительно-иллюстративные
(информационно-рецептивные):
- рассказ;
- эвристическая беседа;
- видеодемонстрация;
- иллюстрация.
- Репродуктивный: в игровой деятельности (кроссворд, шарады).
- Метод проблемного изложения (эвристический).
- Частично-поисковый:
- работа с учебником;
- работа с картой.
- Исследовательский (подготовка сообщения).
Все вышеперечисленные методики, методы и приемы применены мною на данном уроке с учетом возраста учащихся, ведущего вида деятельности и индивидуальных особенностей каждого ученика.
Рекомендации к использованию презентации урока «Движение воды в океане: волны. Приливы и отливы»
- Презентация создана с помощью программы Microsoft Power Point – 2003;
- В презентацию входят 18 слайдов;
- При запуске показа на экране анимируется цитата из энциклопедии океанов на фоне аудиозаписи шума океана; далее кликом запускается тема урока;
- Шестой слайд – основное поле урока; картосхема содержит в себе три гиперссылки: возможно «заходить» на страницу нужного объекта через гиперссылку (при наведении курсор заменяется «рукой»). Например: наводим курсор на блок «ветровые волны» и попадаем по гиперссылке на последовательность слайдов, посвященных ветровым волнам;
- Вернуться обратно на главное поле возможно нажатием управляющей кнопки, которая появится на заключительном слайде по данному объекту.
- Закончив слайд-шоу по последнему объекту, вы перемещаетесь на следующий слайд; после группы слайдов для закрепления следует итоговый слайд.
- Первый и четвертый слайд связаны с аудиофайлами, которые запускаются при переходе к слайду и останавливаются при его переключении;
- На девятом слайде на картинке размещена гиперссылка, которая связывает слайд с видеороликом; гиперссылка активируется наведением на надпись «руки» и кликом; после просмотра отрывка документ закрывается, и вы возвращаетесь в исходный слайд;
Приятного просмотра!