Урок по теме "Дикие и домашние животные". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • Находить связи в природе, между природой и человеком.
  • Сравнивать объекты природы, делить их на группы.
  • Соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных.
  • Выделять характерные особенности домашних животных.

Метапредметные:

  • Регулятивные:
    • Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
    • Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
  • Познавательные
    • Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
    • Выполнять действия по образцу.
    • Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
    • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
    • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
    • Строить сообщения в устной форме.
  • Коммуникативные:
    • Развивать умение сотрудничества  со сверстниками при работе в группе и в паре.
    •  Развивать умение принимать коллективное решение.
  • Личностные:
    • Осознание необходимости учения.
    • Учиться проявлять самостоятельность в разных видах  деятельности.
    • Работать над осознанием ответственности за общее дело.
    • Учиться выражать свое мнение.

Оборудование:

1. Компьютер.
2. Интерактивная доска Smart.
3. Проектор
4. Мультимедиа.
5. Набор  карточек « Дикие и домашние животные».
6. Индивидуальные карточки с животными.
7.Учебник: А.А. Плешаков « Окружающий мир», «Рабочая тетрадь», «Тесты». (2 класс)
8. Сигнальная карточка «светофор».

Формы и методы:

1. Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
2. Наглядный метод
3. Проблемно-поисковый метод.
4. Применение ИКТ (презентация)

Этап урока
Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1. Организационный момент

Цель:

Организовать направленное внимание на начало урока.

Проверка готовности рабочих мест.
Создание положительного настроя учащихся на урок. (Слайд 1)

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”.

Приготовление к уроку.
Приветствие учителя.
Личностные:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Метапредметные:
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний

Цель:

Актуализировать имеющие знания о растениях.
Мотивировать обучающихся к изучаемой теме

Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний.
– Что называют "легкими планеты"?
– Правильно, на прошлом уроке мы говорили о растениях.
–  Давайте вспомним, на какие группы мы можем разделить растения. (Слайд 2)

Проблемный вопрос: Давайте вспомним, какое значение для человека имеет растения?

– Молодцы, так много узнали о растениях.

Вспоминают  материал по вопросам одноклассников.

Дети называют растения, учитель прикрепляет таблички к доске

 

 

 

 

 

Кормят человека – яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Одевают человека – лен, хлопок. Лечат человека – мать-и-мачеха, душица, зверобой, берёза. Из них делают мебель, строительные материалы, получают топливо и т.д.

Личностные:
Проявление познавательной активности
Метапредметные:
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Предметные:
Повторение пройденного
материала. Сравнивать объекты природы, делить их на группы.
3. Изучение нового материала

Цель:
Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.
Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения отгадывать загадки.

– Чтобы узнать тему нашего урока, разгадаем кроссворд: (Слайд 3)

1. Подкованы ноги,
Бежит по дороге:
Грива дугою,
А хвост метлою... (Лошадь)

2. У него большие уши, 
Он хозяину послушен. 
И хотя он невелик, 
Но везет, как грузовик! (Осёл)

3. Она в Африке живёт
И бананы всё жуёт,
Озорная как мальчишка –
Эта ловкая … (Мартышка)

4. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)

5. Мягкие лапки,
а в лапках — цап-царапки. (Кошка)

6. Что предпримешь, круторогий,
Коль ворота на дороге?
"Бе-е, пойду я на таран," –
Отвечает мне... (баран).

7. Любит кушать он морковку
И капусту для сноровки,
А следит за клеткой Толик,
Там живёт пушистый (Кролик)

8. Кто  кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него  есть перья - пух!
И зовут его ... ! (Петух)

9. Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том? (Медведь)

10. Что хитрей плутовки нет.
Знает целый белый свет.
Все облазила леса,
Это рыжая... (лиса)

11. Может скушать целый полк,
Злой, голодный серый… (волк)

12. Он в лесу живёт под ёлкой,
Носит острые иголки.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь колючий братец... (ёжик)

13. По деревьям ловко скачет,
И в дупло орешки прячет.
Что же это за зверек?
Угадай скорей, дружок! (Белка)

– О ком мы будем говорить?
– Прочитайте тему урока на с. 72 учебника. Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
– Проверьте свои предположения. Прочитайте, что говорит нам Муравьишка.
– Молодцы, ребята, справились вы с этим заданием. Теперь вы знаете, о каких животных мы сегодня поговорим.
– Каких животных относим к домашним? Приведите примеры.
– Каких домашних животных разводят в нашем крае?

– Для чего человек выращивает домашних животных? (Слайд 4-6)

На доске появляется таблица.

– продукты питания
– шерсть
– транспортное средство
– охрана жилища
– декоративное значение

– Как человек заботится о животных?

Проблемный вопрос: А как появились домашние животные? (Слайд 7-11)
Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.

– А какие еще есть животные?
– Кто заботится об этих животных? Чем жизнь диких животных отличается от жизни домашних животных?

Отгадывают загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей:

– О диких и домашних животных.

Ответы детей, по характерным признакам выделяют группу домашних животных.

Объясняют, что значит домашние животные с помощью этимологии слова.

Ответы детей.

Рассматривают иллюстрацию в учебнике с.73.

Примерный ответ. Животные дают человеку мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мед, воск, лекарства, охраняют жилье. Животных человек использует как транс­портное средство. Человек получает радость от общения с животными.)

Примерный ответ.
Люди кормят их, готовят комбикорм, косят и сушат траву, пасут в загонах. Строят им жилища: для поросят - свинофермы, для коней – конефермы и т.д.. Ветеринары заботятся о потомстве, делают прививки, лечат питомцев.

Вывод: домашних животных содержат люди – кормят, ухаживают, оказывают медицинскую помощь, строят им жилища, заботятся о потомстве.

– Дикие животные.
Дикие животные живут в лесах, полях, на лугах, живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством.
Люди кормят их, строят им жилища, заботятся о потомстве.

Личностные:
Проявление самостоятельности в разных видах  деятельности, проявление интереса к поставленной проблеме, учиться выражать свое мнение.
Метапредметные:
Развитие умения  постановки познавательной цели с помощью учителя.
Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.
Работа с разными видами информации.
Предметные:
Соотносить группы животных и их существенные признаки
Различать диких и домашних животных.
Выделять характерные особенности домашних и диких животных.
Динамическая пауза (физминутка)
Цель: смена вида деятельности
Создает условия для снятия переутомления у детей. (Слайд 12)

 

  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
4. Первичная проверка понимания обучающимися изученного материала

Цель:

Сформировать у детей представление о диких и домашних животных с помощью тренировочных упражнений в учебнике и в рабочей тетради.

Предлагает рассмотреть рисунки из учебника с. 72 и определить животных, которые там изображены.

– Отметьте зелеными фишками диких животных, а желтыми  домашних.
После выполнения работы, предлагает проверить себя с помощью «светофорчиков» желтого и зеленого цвета.
– Что вы можете рассказать об этих животных?
(Учащиеся рассказывают все, что знают об этих животных, учитель дополняет их ответы, показывает картинки, фотографии, слайды, видеофрагменты.)

Игра «Назови детеныша» (Слайд 13)

  1. Свинья – поросята
  2. Корова – теленок
  3. Утка – утята
  4. Гусь – гусята
  5. Лошадь – жеребята
  6. Овца – ягнята
  7. Кошка – котята
  8. Собака – щенки
  9. Курица – цыплята

Выполнение заданий в рабочей тетради.
№ 1 (с. 50).
(Вариант 1 подчеркивает диких животных, вариант 2 — домаш­них. Проверка в парах.)
№2 (с. 50).
(Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка.)

Ответы детей.
Отмечают в учебнике фишками разного цвета диких и домашних животных.

Определенный сигнал светофора соотносят с названием животного.

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.
Каждый вариант выполняет свое задание, взаимопроверка по образцу (на доске).

Личностные:
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах  деятельности.
Проявляют познавательную самостоятельность и активность
Метапредметные:
Высказывание своего мнения.
Аргументация своего мнения.
Выполнение действий по заданному алгоритму.
Контроль деятельности по ходу выполнения задания.
Предметные:
Соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных.
5. Закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цель:
Организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения;
стимулировать интерес обучающихся  к выполнению заданий.

Проводит тест. («Окружающий мир. Тесты. 2 класс », с. 27-28)

Проверь себя: Б, Б, Г, В.

Путем размышлений  отвечают на вопросы теста. (Самостоятельно читают вопросы и выбирают правильный ответ.)
Самопроверка по образцу на доске.
Личностные:
Ответственное отношение к выполнению заданий.
Регулятивные:
Умения вести самостоятельный отбор информации;
Умение выполнять учебное действие;
Контроль деятельности по ходу выполнения задания;
Оценивать достигнутые результаты.
Коммуникативные:
Умение работать индивидуально.
Предметные:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Проверка правильности  результата при ответе на вопросы теста.
6. Подведение итогов занятия

Цель: установить степень усвоения темы; подвести итог проделанной работы на уроке.

Предлагает сделать выводы.

– Сегодня на уроке мы говорили о диких и домашних животных. Чем же домашние животные отличаются от диких? 
– Приведите примеры диких и домашних животных.
– Как люди могут помочь диким животным?

Игра «Верно. Неверно»

  • Разорять гнезда птиц и жилища животных и прикасаться к ним!
  • Ловить и уничтожать насекомых.
  • Вырубать деревья.
  • Ловить и уносить домой здоровых птенцов птиц и детенышей животных.
  • Зимой делай кормушки для птиц и животных!

– Послушайте стихотворение и подумайте,  как мы должны относиться ко всему живому на Земле?

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 75, в рамке).

Ответы детей.

Человек должен бережно относиться ко всем живым существам, что нас окружают.

Личностные:
Проявление познавательной инициативы.
Метапредметные:
Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Развитие умения делать выводы.
Предметные:
Закрепление знаний о группах животных и их существенных признаках.
Умение оценивать достигнутые результаты.
7. Домашнее задание. Чтобы продолжить наше удивительное путешествие в мир животных запишем домашнее задание. Дома вы ещё раз прочитаете в учебнике о диких и домашних животных на с.72-75. И в тетради выполните задание на странице с.51. Задание № 3,4. Задание по выбору. Дети записывают домашнее задание. Личностные:
Понимание обучающимися цели и содержания д/з.
Проявление познавательной активности при выборе д/з.
Метапредметные:
Умение работать индивидуально самостоятельно в домашних условиях.
Предметные:
Повторение пройденного
материала дома.
8. Рефлексия деятельности

Цель: научить обучающихся:
– оценивать результат своей деятельности;
– оценивать результат учебной  деятельности;
сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

— Оцените свои достижения на уроке. Прикрепи свой листочек на дерево.

Организация рефлексии:

  • Зелёный листочек – урок удался, чувствовал себя хорошо, интересные задания, все понял.
  • Жёлтый – всё было обычно, задания  простые, не все понял.
  • Красный – скучный урок, ничего полезного и интересного.
Вслух читают вопросы из учебника. Фронтальный опрос. Личностные:
– Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой деятельности.
Регулятивные:
– умения осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.
Коммуникативные:
– умения осознано использовать средство устной речи.
Предметные:
– умения систематизировать знания по теме.