На современном этапе в школьном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка.
Огромная роль в развитии личности и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Н. Волков так определил сущность этнопедагогики: «Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественно-народного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, всю народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках, и прочем, в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко-культурного формирования личности» [4].
Традиция – способ передачи накопленного духовного и трудового опыта нации.
В своей психологической деятельности использую следующие этнопедагогические традиции.
1. Народные игры. П. П. Блонский народную игру назвал «великой учительницей», которая развивает ребенка во всех отношениях. Эту особенность игры образно подчеркивал профессор Е. А. Аркин: «Игра – это школа, первоначальная школа, в которой ребенок подготавливается к будущей жизни…» [2].
Народная игра обладает большим развивающим и обучающим потенциалом. В процессе игры формируется самостоятельность и сообразительность, фантазия и изобретательность – это те умения, без овладения которыми невозможно эффективное обучение и полноценное усвоение знаний.
2. Пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки – это формулы мышления народа. Они прекрасны по форме и превосходно учат «экономии слова, речевой сжатости и образности» (М. Горький). Пословицы легко запоминаются потому, что они представляют собой, по выражению Г. Н. Волкова, «высокопоэтические педагогические миниатюры», они нацелены на обучение и воспитание.
Пословицы и поговорки – это своеобразные лингвистические формулы-знаки для обозначения типичных жизненных ситуаций, вобравшие в себя народную мудрость. Каждая такая ситуация может быть проиллюстрирована наглядным примером из повседневной жизни. На основе ситуации заданной пословицей, учащимся предлагается составить короткий рассказ, пояснить ее смысл. При составлении такого рассказа активизируется словарный запас, тренируется грамматический материал, вырабатывается навык ситуативного общения [1].
Пословицы, как правило, содержат готовую оценку, вывод, однако как отмечает Г.Н. Волков: «…пословицы – не конец, не завершение раздумий, а скорее – точка опоры для новых мыслей, как бы их зародыш». Поэтому в деятельности педагога-психолога пословицы могут быть использованы как исходные для построения логических рассуждений.
3. Сказки. Народные сказки сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которая связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да и со всем человечеством. «Если эта цепь оборвется, и кто-то не сумеет передать весь накопленный веками опыт своим детям, то последние обречены на бесчисленные страдания» [3].
Сказка – богатейший кладезь языковой культуры народа. В народной сказке сочетаются логическая мысль и поэтический образ. Сказка обучает, развивает, и воспитывает.
Использование сказки в психопрофилактических, психокоррекционных и развивающих занятиях направлено на развитие речи учащихся, воображения и фантазии, формирование образного мышления. А придумывание сказок на морально-этические темы сочетает в себе умственное, нравственное и художественное развитие, вырабатывает у учащихся устойчивое внимание к изучаемому предмету, активизирует мыслительную и творческую деятельность.
Чтобы не быть голословной, предлагаю конспект занятия по развитию познавательных способностей учащихся 1-х классов «По страничкам чувашской народной сказки «Коза, баран и семеро волков» (Приложение 1).
Цель занятия: познакомить детей с содержанием чувашской народной сказки «Коза, баран и семеро волков»; развивать внимание, мышление, память, воображение, конструкторские способности, расширять лексический запас школьников, ориентацию в пространстве.
Оборудование: у учащихся – танграм, раздаточный материал (Приложение 2).
Сегодня, ребята, мы послушаем чувашскую народную сказку «Коза, баран и семеро волков». Но я не просто расскажу вам эту сказку – мы будем выполнять по ходу интересные задания.
Итак…
Мужик за какие-то провинности выгнал козу, а другой – барана. Заплакала коза, пошла по улице, встретилась с бараном.
Задание 1. «Рисуем козу».
Изобразим по клеточкам портрет козы. Поставьте
точку в уголке клетки. Проведите линию на одну
клетку вправо; на одну клетку вверх; на одну
клетку вправо; на одну клетку вниз; на одну клетку
вправо; на одну клетку вверх; на одну клетку
вправо; на одну клетку вниз; на одну клетку
вправо; на три клетки вниз; на одну клетку вниз
наискосок справа налево; на три клетки влево; на
одну клетку вверх наискосок справа налево; на три
клетки вверх.
Потолковали они и решили уйти от злых хозяев куда
глаза глядят. Положили в мешок кое-какие припасы
и тронулись в путь. Вот идут коза с бараном день,
идут два, на третий день дорога привела в
дремучий лес.
Задание 2. «Отгадай загадки». Давайте подумаем, какие деревья растут в этом дремучем лесу.
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это... (дуб)Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (клен)Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой... (осинки)Белый низ, зеленый верх –
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши... (березки)Над ее густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным медом лечит... (липа)Кто и летом, и зимой
В колкой шубке смоляной?
В дождь осенний и в капель
Не снимает шубку... (ель)Клейкие раскрылись почки –
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? – Это... (тополь)
Вдруг видят: лежит на дороге огромная волчья голова. Друзья подошли к голове. Взяли они ее и на всякий случай положили в мешок. Идут дальше и видят – в стороне мелькнул огонек. Баран говорит:
– Пойдем-ка к огню, погреемся и отдохнем.
Подошли они – глядь: вокруг огня варят кашу семь волков.
Задание 3. «Танграм». Выложи из деталей танграма изображение волка.
У козы с бараном душа в пятки ушла. Но отступать
было некуда. Коза подбодрилась и говорит:
– Здравствуйте, серые волки! Приятного аппетита!
– Вот бог послал нам в кашу мясца! – загоготали в
ответ волки.
Но коза не растерялась. Подсела ближе к огню,
позвала барана с мешком и говорит:
– Слушай, друг! Я очень проголодалась. Достань-ка
одну голову, да и поужинаем.
Задание 4. «Найди закономерность». Любимая пища коз – капуста, свекла и морковка. Попробуйте догадаться, какие овощи должны находиться на местах вопросительных знаков.
Баран быстро достал из мешка волчью голову и
подал козе, Та недовольно повертела голову в
руках, вернула ее барану и говорит!
– Неужели ты не мог выбрать получше?
Баран смекнул, в чем дело: положил голову в мешок,
вытащил и подал козе ту же голову.
А серые, увидев волчью голову, страшно
перепугались и сидели ни живы ни мертвы.
Наконец вожак не выдержал и говорит:
– Пойду к речке, принесу воды! А то каша 'совсем
подгорела.
Задание 5. «Самый короткий путь». Помогите волку найти самый короткий путь к речке. Сделайте это не водя рукой по рисунку, – только глазами.
Ждали, ждали – нет вожака. Пропал волк. Тогда
встал другой и сказал:
– Пойду проведаю вожака! И второй убежал.
Ждали, ждали – нет, сгинули водоносы. Решила коза
покончить с остальными волками одним махом, да
как крикнет:
– Если в мешке головы протухли, хватай одного из
этих волков и подавай свежую голову!
Волков только и видели. Они, как бешеные,
бросились кто куда. А коза с бараном посмеялись
над простаками, съели вкусную кашу и бодро
двинулись в путь.
Задание 6. «Мы – художники». Помоги козе дорисовать из треугольников различные предметы.
Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста фразу: «Сегодня я узнал…».
Нам представляется, что использование этнопедагогических традиций в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения окажет позитивное влияние на успешность обучения в школе, эффективность подготовки детей к учебно-познавательному процессу, на формирование человека в целом.
Список литературы
1. Анисимов Г. А. Пословицы и поговорки на
уроках родного и русского языков // Народная
педагогика и современные проблемы воспитания.
Матер. Всесоюзной научно-практ. конф. Ч. IV. –
Чебоксары : ЧГПУ, 1991.
2. Аттокуров А. Т. Кыргызские народные игры
как педагогическое явление // Народная
педагогика и современные проблемы воспитания.
Матер. Всесоюзной научно-практ. конф. Ч. IV. –
Чебоксары: ЧГПУ, 1991.
3. Варанкин А. А. Образовательный потенциал
народных сказок / А. А. Варанкин // Народная
педагогика и современные проблемы воспитания.
Матер. Всесоюзной научно-практ. конф. Ч. IV. –
Чебоксары: ЧГПУ, 1991.
4. Волков Г. Н. Этнопедагогика. – Чебоксары,
1974.
5. Волкова С. И. Тетрадь с математическими
заданиями. – М.: Просвещение, 1993.
6. Мищенкова Л. В. 36 занятий для будущих
отличников: Задания по развитию способностей /
Методическое пособие, 1 класс. – М.: Издательство
РОСТ, 2011.