Тип урока: с применением современных информационных технологий
Цели урока:
- Образовательные:
- ввести классификацию структур информационных моделей;
- сформировать понятия «граф», «деревья», «таблицы»;
- ознакомить обучающихся с граф-моделями и табличными моделями систем, сформировать умение строить такие модели, использовать их для решения практических задач.
- Развивающие:
- развивать умение оценивать свою учебную деятельность и деятельность своего партнера;
- развивать умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать.
- Воспитательные:
- стимулировать интерес обучающихся к информационным технологиям;
- пробудить интерес к самостоятельному решению задач.
Задачи урока:
- Знать:
- понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица»;
- структуры информационных моделей;
- структуру и типы таблиц.
- Уметь:
- ориентироваться в граф-моделях;
- строить граф-модели (деревья, сети, таблицы) по вербальному описанию системы;
- строить различные по типу таблицы.
Формируемые умения: самоанализ вопросов теста, слушать, работать по учебнику, по карточкам.
Цели использования ИКТ: проверить теоретические знания с помощью теста, созданного в программе MyTestXPro, объяснить новый материал с использованием презентации MS PowerPoint, закрепить знания с помощью кроссворда, созданного в презентации MS PowerPoint, работа по карточкам в текстовом редакторе MS Word.
Этап урока, на котором использовались ИКТ: актуализация знаний, тестовый контроль, изучение нового материала.
Формы организации работы детей: индивидуальная, групповая, практическая.
Формы организации работы учителя: контроль, объяснение, консультирование.
Технологические особенности: личностно–ориентированная, дифференцированная, объяснительно– иллюстративное обучение, технология учебной дискуссии.
Технические условия
Используемое оборудование: компьютерный класс с установленным ПО (MS Power Point, MS Word, MyTestXPro), проектор, экран.
Разработанные цифровые образовательные ресурсы: подготовка теста в MyTestXPro, презентации нового материала урока, кроссворда.
Литература: И.Г Семакина «Информатика 10 класс», § 14
Технологическая карта урока
Этап учебного занятия |
Время | Цель | Компетенции |
Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
|
Знания | Умения | ||||||
I. Организационный момент | 1 мин | – проверить готовность обучающихся к
уроку; – познакомить с критериями оценивания работу на уроке. |
Презентация к уроку слайд № 8. (Приложение 3 – гиперссылка в презентации к текстовому файлу). | ||||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||
Приветствует учащихся. Демонстрирует таблицу критерия оценивания работу на уроке. |
Приветствуют учителя. Размещаются за свои рабочие места. Знакомятся с таблицей критерия оценивания работы на уроке. |
||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
II. Актуализация знаний | 5 мин. | – повторить базовые понятия изучаемой темы. | Основные понятия информационного моделирования: модель, информационная моделью. | Работать с тестовой программой MyTestXPro. | Самоорганизация контроля | Самостоятельная работа | Программа для тестирования MyTestXPro в
режиме обучения. Вопросы в двух вариантах – Приложение 1 (гиперссылка в презентации к текстовому файлу). Презентация 1, слайды № 10-13. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Подготовка контролирующей программы-теста
на всех компьютерах класса. Консультация учащихся при возникновении затруднений. Обобщение материала при ответе на вопросы учителя (запускает презентацию слайды № 10-13). Выставляет полученные баллы в карточку учета знаний за урок учащегося. |
Размещаются за свои рабочие
места за компьютером. Отвечают на тест, состоящий из 7 вопросов с выбором одного правильного варианта, обращаются за помощью к учителю в случае неверного ответа. Устные ответы учеников. |
||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
III. Мотивация и целеполагание | 3 мин | – подготовить учащихся к
самостоятельному формулированию целей и задач
урока; – актуализировать и закрепить опорные знания учащихся, необходимые для создания информационных моделей на основе системного анализа. |
Основные понятия информационного моделирования: модель, информационная моделью. | Создавать информационные модели на основе системного анализа. | сформулировать цели и задачи урока при использовании методики «Закончи предложение». | Самостоятельная работа | Презентация 1, слайды № 15-17. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Объяснение материала, работа с Презентацией 1, слайды № 15-17, беседа с обучающимися, подготавливающая к самостоятельному определению и формулированию целей и задач урока. Помощь в составлении правильной формулировки цели и задач урока. Выставляет полученные баллы в карточку учета знаний за урок учащегося. | Реализация цели осуществляется через составление графа, который через системный анализ объекта моделирования подготавливает обучающихся к самостоятельному определению и формулированию целей и задач урока. | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
IV. Изучение нового материала | 12 мин. | – ввести понятия «структура данных»,
«граф», «сеть», «дерево» «таблица»; – сформировать навыки построения графов, деревьев, по вербальному описанию системы; – строить различные по типу таблицы. |
Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Приводить примеры информационных моделей: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Когнитивный метод | Лекция–демонстрация, беседа | Презентация 1, слайды №
19-31. Используются гиперссылки между слайдами на разнообразия моделей. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Объяснение материала, работа с Презентацией
1, слайды № 19-31, беседа с учащимися. Выставляет полученные баллы в карточку учета знаний за урок учащегося. |
Размещаются за свои рабочие
места. Конспектируют в тетради. |
||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
V. Первичная проверка понимания знаний | 4 мин. | – установить правильность и
осознанность усвоения нового учебного
материала; – выявить пробелы и произвести своевременную коррекцию знаний. |
Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Приводить примеры информационных моделей: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Самоорганизация обучения | Самостоятельная работа | Презентация с кроссвордом (Презентация 2) – гиперссылка в презентации. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Демонстрация презентации с кроссвордом. Выставляет полученные баллы в карточку учета знаний за урок учащегося. | Отвечают на вопросы, заполняя ответами кроссворд. | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
VI. Физминутка для глаз | 1 мин. | – снять усталость и напряжения обучающихся. | Презентация 1, слайды № 35-36. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Демонстрация презентации с физминуткой. | Просмотр видеоролика из презентации. | ||||||
Этап учебного занятия |
Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
VII. Закрепление нового материала | 10 мин | – обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Составлять информационные модели: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Самоорганизация обучения | Самостоятельная работа | Презентация 1, слайд № 38
(гиперссылка в презентации к текстовому файлу – Приложение 2: указаны страницы с заданиями. Текстовый редактор MS Word. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Учащимся предлагается выполнить
практическую работу, используя учебник: [1] или
карточки. Консультация по выполнению практической работы. Консультация учащихся при возникновении затруднений. Выставляет полученные баллы в карточку учета знаний за урок учащегося. |
Работа выполняется на выбор
учащегося в текстовом редакторе MS Word, либо в
тетради. Размещаются за свои рабочие места за компьютером. Выполняют практическую работу. |
||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
VIII. Рефлексия урока | 2 мин. | – выявление уровня осознания содержания пройденного материала. | Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Составлять, приводить примеры информационных моделей: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | «Закончи фразу...» | Самостоятельная работа | Презентация 1, слайд № 39. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Помощь в составлении правильной
фразы. Выставляет полученные баллы в карточку учета знаний за урок учащегося. |
Самостоятельно продолжают фразу, выявляя затруднения при обучении. | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
IX. Подведение итогов учебного занятия | 1 мин | – оценить работу каждого обучающегося
с обязательным указанием положительных
моментов; – выставить отметки за работу на уроке. |
Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Составлять, приводить примеры информационных моделей: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Самоорганизация | самооценка | Презентация 1, слайд № 40. Приложение 3: критерии оценки работы на уроке (гиперссылка в презентации к текстовому файлу). |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||
Знакомство с критериями оценивания работы за урок. Подсчет набранных баллов. Выставление оценок. Комментарий оценок. | Самооценивание по предложенным критериям. | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
X. Задание на дом | 1 мин. | – дать полную информацию о домашнем
задании; – прокомментировать предложенные на выбор задания. |
Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Составлять, приводить примеры информационных моделей: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Самоорганизация обучения | Презентация 1, слайд № 41. | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Комментарии домашнего задания. Самоанализ урока (гиперссылка в презентации к текстовому файлу). |
Запись д/з Читать: учебник. § 14, стр.79 – ответить на вопросы: 1-5, 8, 9, 12-14 (устно), 17 (письменно в тетради или на компьютере). |
Методическая часть
Элемент ИКТ | Программа для тестирования MyTestXPro в режиме обучения | Презентация MS PowerPoint Презентация 2 (кроссворд) |
Презентация MS PowerPoint Презентация1.pps (слайд №19 –31) | Текстовый редактор MS Word |
Как (приемы и методы) используется этот элемент в уроке | личностно-ориентированная технология | личностно-ориентированная технология | объяснительно-иллюстративное обучение, технология учебной дискуссии | практическая работа |
Какие цели преследуются применением конкретно этого элемента на уроке | проверить знания изученного материала, выявить пробелы, проанализировать ошибки | проверить знания изученного материала, выявить пробелы, проанализировать ошибки | – ввести понятия «структура данных»,
«граф», «сеть», «дерево» «таблица»; – сформировать навыки построения графов, деревьев, по вербальному описанию системы; – строить различные по типу таблицы. |
закрепить навыки и умения работы по созданию информационных моделей: «граф», «сеть», «дерево» «таблица». |
Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей | индивидуальность работы, получение результата и анализ всех ошибок | индивидуальность работы, получение результата и анализ всех ошибок | иллюстративно-наглядное объяснение с обращением в форме вопросов к учащимся и комментарием учителя | самостоятельная работа учащихся за компьютером |
Самоанализ урока (Приложение 4)