Тип урока: обобщающий комбинированный урок в 7 классе.
Задача урока: Проверка навыка выбора Н и НН в разных частях речи.
- Учащиеся должны знать:
- алгоритм выбора Н и НН;
- правила правописания Н и НН в разных частях речи.
- Учащиеся должны научиться:
- отличать полные и краткие формы, полные прилагательные и полные причастия, наречия, существительные, краткие прилагательные, краткие причастия, краткие отглагольные прилагательные;
- правильно выделять части слова;
- аргументированно объяснять правильность своего вывода, опираясь на различия морфологических признаков сопоставляемых слов.
- Учащиеся должны повторить: пунктуацию при причастном и деепричастном обороте, в сложном предложении.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||
1 этап. Формулировка темы урока.
Слайд 2 Цель: знакомство с задачей урока, критериями полного усвоения темы. На картине, писа(1)ой масля(2)ыми красками, были изображе(3)ы дикови(4)ые фрукты, а на льня(5)ой скатерти, тка(6)ой шелком, была поставле(7)а китайская ваза. Появляется Незнайка: Привет! Я Незнайка. А что это вы тут делаете? Что у вас написано на доске? Почему вместо букв цифры? Высвечивается правильный ответ: 1, 4, 6. Незнайка: Почему? Объясните. Слайды 3-9. Объяснение выбора Н и НН. – Что же мы сегодня будем объяснять Незнайке? Цели и задачи. |
Ученики отвечают: – Нужно определить, на месте каких цифр пишется НН( или Н). Выполняют устно задание. Объясняют выбор. Ученики объясняют. Ученики отвечают: Когда в словах пишется Н, а
когда НН. |
||
2 этап. Отработка навыка выбора
орфограммы Цель: Научиться правильному выбору Н и НН в словах. 1. Повторение алгоритма выбора «Н и НН в словах». Слайд 11. «Как определить часть речи». 2. Задание: Определите части речи. Серебряные часы, балованный ребенок, бешено
мчаться, комфортабельная гостиница. Незнайка: Когда же пишется Н, а когда НН? 3. Воспроизведем алгоритм выбора н и нн в словах Слайд 13. «Н и НН в полных прилагательных». 4. Слайд 14. Задание: Распределите в левый столбик слова с Н, в правый с НН. Незнайка: Тяп-ляп – и готово! Тума...ая мгла, багр...ый закат, стари...ое оружие, ветр...ая подруга, бесчисле...ое множество, лебед...ая песня, сви...ая тушенка, песч...ый берег, каме...ый дом, моното...ые звуки, оловя...ые солдатики, осе...яя погода, маши...ое отделение, дров...ой склад, ветр...ая мельница, безветре...ая погода, ю...ый друг, недюжи...ые способности, аукцио...ые правила, двусторо...ий договор, вое...ая прокуратура, пламенный привет. 5. Слайд 15. Самопроверка. На слайде эталон.
6. Повторение алгоритма выбора «Н и НН в словах» Слайд16. «Н и НН в причастиях». 7. Слайд 17. Задание: Запишите предложения, расставьте знаки, объясните выбор Н и НН в словах. Незнайка: Ого! Ещё и знаки!!! Тут тяп-ляп не обойдёшься… Этот стари…ый район перестрое…ый в середине девятнадцатого века представлял собой величестве…ое сооружение своды которого опиравшиеся на столбы кова..ого железа покрывали территорию более десяти гектаров. Под бараба…ые аккорды изноше..ого пианино дети танцевали а родители смотрели и хлопали сидя на длинных скамейках которые были установле..ы вдоль стен. Незнайка: Уф-ф! Сделал!!! Слайд 18. Проверка. 8. Повторение алгоритма выбора «Н и НН в словах» Слайд 19. «Н и НН в кратких формах» 9. Слайд 20.Составьте предложения со словами: воспитанна – воспитана, рассеянна – рассеяна. Незнайка: Хорошо, что не писать. А наговорить можно что угодно? 10. Повторение алгоритма выбора «Н и НН в словах». Слайд 21. «Н и НН в наречиях и существительных». 11. Слайд 22. Задание: Последнее задание. Объяснить выбор Н и НН в наречиях и существительных. Незнайка: Ну ладно! Бессо..ица, имени…ица, совреме..ик, довере…ость. Отвечал рассея…о, толкнул нечая…о, кричал отчая…о, вел себя раскова…о, принялся за работу рья…о. Незнайка: Это про меня. Похоже, что это мне придется сейчас приняться за работу рьяно. Слайд 23. Ответы. |
1. Ученики проговаривают алгоритм, на слайдах поэтапно высвечивается правильная схема. 2. Ученики, используя алгоритм, определяют части речи.
3. Ученики проговаривают алгоритм, на слайдах поэтапно высвечивается правильная схема. 4. Ученики записывают в тетради слова в два столбика, выделяя суффиксы.
5. Ученики проверяют по слайду.
6. Ученики проговаривают алгоритм, на слайдах поэтапно высвечивается правильная схема.
7. Ученики пишут в тетрадь предложения, обозначают орфограмму, расставляют знаки, подчеркивают синтаксические конструкции.
8. Отвечают, поэтапно высвечиваются правильные буквы и знаки. 9. Ученики проговаривают алгоритм, на слайдах
поэтапно высвечивается правильная схема. 10. Проговаривают алгоритм, на слайдах поэтапно высвечивается правильная схема
11. Устно объясняют выбор Н и НН |
||
3. Тест. Слайд 24 . Цель: диагностика усвоения. 1. В каком слове пишется одна Н? а) общепризнан...ое мнение 2. В каком слове пишется НН? а) ранен...ый боец 3. В каком предложении содержится слово с двумя НН? а) Работа выполнен...а
безупречно. 4. В каком предложении содержится слово с двумя НН? а) Участки застроен...ы. 5. В каком ряду есть «третье лишнее»? а) куплен...ые книги,
избалован...ый ребенок, сушен...ые на солнце яблоки |
Выполняют тест. Проверяют ответы по слайду. |
||
4. Рефлексия. Слайд 25 Цель: провести рефлексию и выбор домашнего задания. 1. Чему же научился Незнайка и вы, ребята?
|
Дают оценку своей деятельности, ставят в тетради оценку, выбирают домашнее задание. | ||
5. Пред звонком. Слайд 26. Незнайка: Все!!! Я устал. Больше ничего делать не буду. Переме-е-на-а-а! |
Использованная литература.
1. Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский
язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть А. – М.:
Просвещение, 2009. – 176 с.
2. Схемы «Н и НН в словах» Егуповой А.Г.